Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Празднично-обрядовая культура Руси история, традиции и современность | Виноградова Ольга Вячеславовна. Работа №206901

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Виноградова Ольга Вячеславовна
Современная практика подготовки, организации и проведения народных праздников должна утверждать идею: «Мы — преемники своей культуры, традиций своих предков». Подготовительный этап к организации праздника можно предварить экскурсиями в этнографические и краеведческие музеи, усадебные комплексы, посещением выставок и  ярмарок, фестивалей, концертных выступлений, массовых праздников и т.д. Через такую форму работы у учащихся будет накапливаться опыт освоения народных традиций.

Через такую форму работы у учащихся будет накапливаться опыт освоения народных традиций.

 

 

Виноградова Ольга Вячеславовна,

педагог дополнительного образования, педагог-организатор

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества «Родник» (г. Химки Московская обл.)

 

Празднично-обрядовая культура Руси: история, традиции и современность

Анализ современного социокультурного процесса в международном пространстве, выявляет всё более прогрессирующую тенденцию в ориентации на традиционную народную культуру, и связанные с ней интенсивные процессы возрождения национально-этнических культур, пробуждения потребности в осознании народами самобытного культурно-исторического пути, чувства укорененности в своем социальном и культурном пространстве.

Забвение и утрата элементов традиционной культуры, как свидетельствует отечественный опыт прошлого века, грозит образованием аномалий в жизни общества чуждых природе этноса из-за распада этнокультурных связей между поколениями, регулирующих нормы их социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, половозрастные) и закрепляющих весь опыт практической деятельности.

Попытки подавления и пресечения народных традиций в советский период, не привели к бесследной их потере, так как, они способны сохранять свои истоки на уровне генотипа, глубинных уровнях этнического мироощущения и сознания, возрождаясь при благоприятных условиях в прежних или иных формах.

В последние десятилетия XX века. Возникла широкая мода на «этнику», затронувшая различные формы и виды современного искусства. Также, интерес к традиционной культуре стал проявляться в самых разных гуманитарных областях. Психологи, работая с личностью, стали активно включать фольклорно-этнографический материал в свою практику, создавая тренинги по сказкотерапии, фольклорной арт-терапии. Педагогика, стала активно изучать и внедрять многовековой практический опыт традиционного народного воспитания. Постепенно этнокультурный компонент стал проникать в досуговые, воспитательные и образовательные учреждения. Тогда же возникла идея праздновать в городах традиционные календарные праздники.

Народная (этническая) культура делится на типы: материальную и нематериальную (духовную) культуры. Материальная культура выражена предметами (объектами), а духовная – явлениями (традициями, обычаями, ритуалами, обрядами и праздниками, фольклором).

Исследователи доказывают, что празднично-обрядовая форма была всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Образ жизни древнего человека, необходимость знакового (не вербального) общения друг с другом, обожествление природы и всего окружающего мира способствовали рождению праздников и обрядов как определенных условно-символических коллективных действ по передаче определенных сведений и трудовых навыков молодому поколению, предшествовавших реальной деятельности

Празднично-обрядовая культура своими истоками она восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось как большой праздник. Он бурно отмечался всем племенем. Песни и пляски (на наш современный взгляд выглядевшие как дикие вопли и прыжки) позволяли людям выплеснуть эмоции, выражающие радость по поводу свершившегося события. Этому мощному выплеску эмоциональной энергии позже стали придавать магический смысл.

Переход племен от занятий охотой к земледелию внесли изменение в систему праздников. Теперь добыча пищи, стала связана со сменой времен года, с погодными условиями, со сроками посевных и уборочных работ, составившими земледельческий календарь, передающийся устным путём из поколения в поколение. Название месяцев в земледельческом календаре происходили от изменений и явлений в природе в это время. В нём воплотились народные знания (агрономические, астрологические, метеорологические и т.д.), представления об окружающем мире, практический опыт крестьянина.

Праздниками отмечалось начало весны, сенокоса, сбора урожая и пр. Наибольшее количество праздников приходилось на период трудовой передышки - поздняя осень, зима.

Годовой цикл праздников и обрядов символизировал круговорот сил в природе, круговорот жизни. Таким образом, круг был наделён магическими свойствами и входил во многие праздники и обряды как условно-символический знак, олицетворяющий природу в целом, солнцеворот, жизненный круг.

Народный календарь базировался на четырёх основных астрономических датах, связанных с движением Земли вокруг Солнца, как источника света, тепла и условием произрастания всего в природе: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния. (22 декабря и 22 июня), поэтому основные календарные праздники были связаны с солнцеворотом (т.е. поворотом солнца от зимы к лету и от лета к осени) и солнцестоянием (самый длинный и самый короткий день в году), когда день равен ночи.

Изначально праздники и обряды для крестьянина имели культовое значение. Праздники посвящались языческим божествам, им отдавались почести, к ним воссылались просьбы о покровительстве и защите от стихий, природных катаклизмов. Наиболее яркие языческие празднования дошли и до наших времен: Святки (начало января), Масленица (март - переход солнца на летнее стояние), Иван Купала (конец июня - переход солнца на зимнее стояние).

По мере развития, праздники стали обогащаться и другим культурным содержанием: пением, плясками, музыкой, сказаниями, играми. Появились зародыши театрализованных действий, которые исполнялись ряжеными.

Фольклор (от англ. Folklore- народная мудрость) – народное поэтическое творчество, устная словесность, народная поэзия; совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Фольклор представляет собой художественно-образную форму сознания народа. Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что окружающий его мир населен добрыми и злыми духами, он старался умилостивить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядовыми песнями. Различают фольклор словесный, музыкальный, танцевальный.

Все праздники и обряды славян делятся на два цикла:

календарный

цикл

, связанный со

сменой времен го

да, с круговоротом природы;

семейно-бытовой цикл, посвященный наиболее важным ве

хам круговорота человеческой жизни, традицион

ного быта и семейных традиций (

родины, крестины, именины, новосе

лье, свадьба и др.)

Крещение Руси в 988 году оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борьба с язычеством в первую очередь затронула народные праздники. С христианской точки зрения языческие праздники были оголтелым буйством, а обряды - бесовством. Языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Дошедший до нашего времени народный календарь, называемый святцами или месяцесловом, является слиянием языческого и христианского начал - «народным православием» ("Коляда пришла, Рождество принесла").

Праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов.

Обычай это то, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа.

Обряд совокупность утвердившихся в народе условно – символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяет традиции, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуалпорядок совершения обряда, последовательность условно – символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Социальная сущность праздника проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Народные праздники способствовали формированию общественного настроения, облекали в соответствующую художественную форму и преподносили выработанные обществом идеи для лучшего их восприятия в обстановке сходного настроения людей присутствующих на торжестве, проникнутых, единым эмоциональным порывом, испытывающих чувство удовлетворения от совместных эстетических переживаний. Настроение социальной группы, влияющей в свою очередь на создание настроения отдельно взятого участника, является одним из наиболее значительных факторов, побуждающих человека к деятельности и накладывающих отпечаток на его поведение.

Празднично-обрядовая культура диктовала нормы поведения людей, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения, формировала качества нравственного облика личности.

Праздник выступал источником всестороннего развития личности. Педагогические идеи и способы народного воспитания, нравственные идеалы, которым необходимо следовать, были заложены в элементах празднично-обрядовой культуры, дающих значительный материал по воспитанию подрастающего поколения, формированию у него эстетических и этических знаний, умений и навыков.

Ребенок, участвуя в празднично-обрядовых действах и подражая внешним приемам поведения взрослых, через элементы художественной деятельности овладевал формами человеческих действий (трудовыми навыками, манерой и стилем поведения,), через общение и обмен информацией овладевал речью и мышлением, усваивал понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте, становился активным, обогащался духовно, приобретал необходимый социальный опыт, позволяющий ему постепенно достигать определенной социальной зрелости и в дальнейшем регулировать собственное поведение, находить свое место в окружающем мире.

С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Со временем, народная празднично-обрядовая культура, возникшая как аграрно-магическое действие, постепенно утрачивала свою первоначальную функцию и уже в 19 веке многое воспринималось как развлечение.

Линия на схеме ведет от древних заклинаний к детским забавам ("Дождик, дождик, пуще...").

В настоящее время этнокультурная доминанта является одной из главных опор общественного сознания и приоритетом современной российской культурной и образовательной политики, выдвигающих ряд задач, среди которых:

в

сестороннее и комплексное изучение народной культуры для установления истинного значения и

самоценности

каждого, связанного с ней явления;

в

озрождение, сохранение и популяризация элементов народной культуры;

р

азработка методических рекомендаций по использованию элементов народной культуры в различных сферах современной жизни (хозяйственно-экономической, социальной, воспитательной, художественной, образовательной и др.);

р

авноправное включение элементов народной культуры в современный процесс на основе создания им приоритетности, посредством развернутой системы просветительских программ, квалифицированной пропаганды, направленной на выявление их историко-культурной художественной, этической,

этнопедагогической

ценности.

Новое значение элементов народной культуры, получивших статус культурного наследия, на современном этапе является одним из обстоятельств, в которых сегодня развивается интерес к фольклорно-этнографическому наследию, активно включаемому в систему разнообразной научно-исследовательской, культурно-просветительской, культурно-досуговой, воспитательной и образовательной деятельности.

Праздник как социокультурный феномен обладает следующим педагогическим потенциалом:

в

оспитательный потенциал

можно трактовать как возможность формирования положительного отношения к родному краю и Отечеству через активное участие в праздниках расширяет знания не только о них, но и о традициях, обычаях своего народа, приобщает к ним

;

г

армонизирующий потенциал

заключается в том, что участник праздничных действий имеет возможность проявить свои, часто не востребованные, способности, гармонизируя тем самым свою личность: способность к организации мероприятия,

к оформлению декораций

и костюмов,

проявить

актёрские

способности и т.д.

;

к

оординирующий потенциал

обеспечивает координацию качеств личности, участвующей в действии, её эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и социальных качеств

;

в

нушающий потенциал

через содержание праздника обеспечивает

сообщение личности сведений об особенностях праздника и служит основой для формирования эстетического идеала. Народные праздники воплотили в себе лучшие представления о характере народа, его самые положительные черты. Сюжеты

праздников отражают труд, отдых, заботу о других людях и животных и могут повлиять на становление таких черт, как любовь и гордость за Отчизну

;

к

оммуникативный потенциал

проявляется через активное праздничное общение. Предполагается, что праздник способен побудить личность к общению с другими людьми. Необходимо лишь продумать условия для проявления этого общения.

В процессе организации и проведения программ на основе народной празднично-обрядовой культуры, решаются следующие задачи:

научить участников программы видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения истории и культуры;

формировать понимание исторических эпох и своей сопричастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

формировать воссоздание образа эпохи на основе общения с культурным наследием;

формировать устойчивую потребность и навыки общения с культурно-историческим объектом;

формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных народов и эпох.

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его проявлениях следует рассматривать в контексте современных культурных процессов. Включение в контекст позволяет увидеть, как элементы фольклорно-этнографического наследия разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества.

Необходимым условием организации народных праздников на современном этапе, является интерпретация его элементов в различных синтетических сочетаниях красок нового и прошлого - это делает праздники педагогическим явлением, средством воспитания людей нового духовного облика, через освоение традиций предыдущих поколений.

Организация народных праздников в рамках учебного процесса базируется на трёх этапах: подготовка, проведение, понимание (обсуждение мероприятия):

На этапе подготовки

должен быть теоретически восстановлен смысл празднования, в связи, с чем возникает замысел и составляется сценарий, учитывающий задачу приобщения

учащихся

к тематике празднования

;

Проведение

– это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из

своего понимания происходящего;

Понимание

– это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих и реализуется через обсуждение и

анализировани

е

учащимися совместно с педагогом

итогов мероприятия.

Подготовительный этап к организации праздника можно предварить экскурсиями в этнографические и краеведческие музеи, усадебные комплексы, посещением выставок и ярмарок, фестивалей, концертных выступлений, массовых праздников и т.д. Через такую форму работы у учащихся будет накапливаться опыт освоения народных традиций.

Через такую форму работы у учащихся будет накапливаться опыт освоения народных традиций.

Современная практика подготовки, организации и проведения народных праздников должна утверждать идею: «Мы — преемники своей культуры, традиций своих предков».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×