Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации.

Автор: Дорошенко Ирина Анатольевна

Семинар – практикум                   

Тема - Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации.

 

Ход:

-   сообщение педагога-психолога:

                               - система мероприятий по созданию, совершенствованию          предметно-развивающей среды в дошкольных группах  Специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада для детей с нарушением слуха.

                           - психологические подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.

         -  сообщение старшего воспитателя:

                           -  основные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных группах по ФГОС.

          -  обмен мнениями педагогов по данному вопросу:

                           -  «…подумайте, какие зоны, тематические уголки должны быть оформлены в дошкольной группе?»  (желающие выступают, остальные дополняют)

                            -  «…представьте свою группу – какие игровые уголки уже есть, а какие необходимо оформить?»  (выступает представитель каждой группы)

           -  презентация  (видео)  игровых уголков в дошкольных группах.

           -  обмен мнениями педагогов:

                             -  «…какие идеи Вам понравились, что приемлемо для нашего учреждения, что можете предложить?»

 

            -  заключение  

                             -  «…этим семинаром-практикумом мы начинаем работу по созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в  дошкольных группах нашего  образовательного учреждения.»

                            -  в марте будет проведён педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды  для развития речи детей с нарушением слуха»

                            -  в мае - контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка. 

 

Сообщение педагога-психолога

Уважаемые коллеги, сегодняшний семинар-практикум посвящен теме – «Предметно-развивающая среда в группах дошкольного учреждения и основные принципы её организации».

Обустройству, материальному оснащению, оформлению групп в детском саду всегда уделялось большое внимание. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды и на сегодняшний день  актуален.  В том числе это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором этому вопросу также уделено внимание  и конкретно описаны принципы создания и совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ.

             Работа по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в нашем образовательном учреждении будет включать в себя следующую систему мероприятий (рассчитанную пока на 2 года…):

1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении 

                             - семинар-практикум на тему – «Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации»

                            -  педсовет (март 2016г.) на тему – «Значение предметно-развивающей среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха»

                           -  контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка  (май 2016г.)

2 этап  (июнь 2016г. – январь 2017г.) – реализация проектирования;

3 этап  (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.

 

  Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

  Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.  Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов, она создаётся с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и  развития ребенка до школы. Развивающая среда  также служит  организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс, обеспечивает зону ближайшего развития.

Психологи связывают воздействия предметно-развивающей среды на личность ребёнка с понятием социальная ситуация развития, то есть  соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом;  от этого зависит динамика его развития.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги.

Направление деятельности и развитие детей во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.   Поэтому, именно мы, взрослые, должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полному развитию детей.

Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог  ставит перед собой следующие задачи:

- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

- обеспечивать продуктивное  использование предметно-развивающей среды.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:

иметь привлекательный вид;

выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

обеспечивать богатство сенсорных впечатлений;

давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

соответствовать той образовательной  программе, по которой работает детский сад;

она должна быть ориентирована на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

В такой среде ребенок-дошкольник познаёт окружающий мир без принуждения, активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение растерянности, непонимания чем можно заняться, а часто и расторможенности  или скуки…

 

Зонирование групповых помещений

  Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами, ширмами, шторами.

Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

  В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Тематические уголки также относятся к развивающей среде, организованной в детском саду и представляют собой небольшое место в группе, оформленное по теме. Например, в уголке ряжения находятся костюмы для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет другими художественными техниками, можно попросить их  сделать панно, изготовить оригами и т.п.

  Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность детей. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

  Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей.

  Внесение элементов новизны в привычную обстановку,  способствуют развитию у детей свободы, инициативности, творческого воображения.

  Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями.

Заключение.

Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

 

В последнее время появились два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию:

Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы группы - образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства группы.

 Образовательная  среда - это весь комплекс условий, в том числе, РПС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей.

 

Система мероприятий

по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в дошкольных группах

1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении: 

                             - семинар-практикум на тему – «Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации»  (февраль 2016г.)

                            -  педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды  для развития речи детей с нарушением слуха» (март 2016г.)

                           -  контроль за оформлением уголка природы, книжного уголка  (май 2016г.)

 

2 этап  (июнь 2016г. – январь 2017г.) – реализация проектирования;

 

3 этап  (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.

 

Список тематических уголков

-  игровой уголок

-  уголок строительных игр

-  природный уголок

-  огород на окне

-  уголок дежурств

-  книжный уголок

-  уголок патриотизма

-  уголок ИЗО

-  уголок дидакт. игр

-  уголок театр. деят-ти

-  уголок с/ролевых игр    (2 игры стационарно)

-  уголок «тишины»

-  уголок ряжения

-  физкультурный уголок

-  уголок безопасности движения

Дополнительное оформление в группе  (улучшение эстетического вида группы, улучшения настроения детей)

-  уголок настроения

-  панно

-  уголок тишины  (тюль, ленты, шторы, ширмы)

-  огород на окне  (круглый год)

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x