Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предметно – развивающая среда как условие успешной адаптации детей к детскому саду | Гаврилова Татьяна Геннадьевна. Работа №148546

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гаврилова Татьяна Геннадьевна
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Предметно – развивающая среда как условие успешной адаптации детей к детскому саду

(из опыта работы)

Счастливое детство и радость - понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей.

Но с приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т. д.). Все эти изменения настораживают, волнуют, угнетают малыша, нередко вызывают слезы, отрицательно сказываются на физическом состоянии.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Очень непросто создать у детей, особенно у малышей, такое радостное настроение в период их привыкания к детскому саду.

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации. 
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.. Это произойдет лишь тогда, когда ребенок узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Федеральный государственный образовательный стандарт к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, представляет собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей дошкольного возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды.

Мы организовали предметно - развивающую среду так, чтобы были задействованы все виды деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд согласно требованиям ФГОС. Предметно - развивающая среда группы привлекает малышей, манит их своей доступностью, яркостью, новизной.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, учит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Предметно - развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, познавательно- исследовательской , изобразительной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции); 
- зонирование .

    В групповой комнате для приема пищи, игр и НОД располагается  удобная детская мебель: столы, стулья, диванчики. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий.

  Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.   Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом  соседствует с зоной  игр с машинами.  Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Время от времени мы меняем игровые зоны, иногда объединяем, дополняем новым оборудованием. Динамичность среды  побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка  обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам  позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и постановки  новых педагогических задач.

В группе предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей.

Спортивный уголок «Здоровячок»

   Мы организовали в группе спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок оформлен так, что у ребенка появляется желание заниматься в нем: это и яркие картинки, и новый спортивный инвентарь (мячи, кегли, шары, оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование для работы с детьми с НОДА : массажные коврики и дорожки, баранки, мешочки с песком, крупой, солью, ортопедические дорожки, массажные мячики, резиновые кольца, волшебная полянка «Бабочки на лужайке» ).

Центр творчества.

Очень любят малыши рисовать! Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок « столик художеств» - разложили цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки, бумагу разного формата, разной формы, разного тона, раскраски, пластилин, дощечки, стеки и др. Твори сколько душе угодно!

Удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Цвет, который выбран для рисунка, помогает понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Опытно – экспериментальная деятельность

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.  

В центре «Песок-вода»  дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Природный уголок.

В природном уголке  подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет  детям наблюдать  за тем, как ухаживают за цветами взрослые, и включаться в совместную деятельность со взрослым (полив растений, рыхление земли, протирание листочков влажной тряпочкой и др.) Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями,  календарь погоды, настольные дидактические игры природоведческого содержания: «Лесные жители», «Времена года», «Овощи, фрукты, ягоды», «Домашние животные и их детеныши» , детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки  различных серий.

Книжный уголок.

В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей (сказки, произведения русских и зарубежных авторов), предметные картинки, наборы сюжетных картинок, тематические альбомы, игры по познавательному  и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Игровая зона

(Уголки сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская»)

Уголок сюжетно-ролевых игр «Семья» расположен так, чтобы создавалось впечатление ограниченного пространства, т. е. уголок огорожен. Воспитателю очень хорошо видно всех ребят. Дети могут самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители  для  игр. В игровом уголке «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. В уголке «Больница» за ширмой Айболит встречает детей жизнерадостной улыбкой, настраивая их на позитивный настрой. Уголок представлен медицинскими атрибутами, предметами- заместителями для игры. В уголке «Парикмахерская» яркие, красочные баночки и бутылочки привлекают внимание детей, дети легко включаются в игру, рассматривая альбом с детскими прическами, а затем, «претворяя» увиденное в жизнь. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем  развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формируем начальные навыки ролевого поведения (включаться в игру, понимать роль в игре, действовать в сюжетах с двумя действующими лицами и др.). Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». 
Уголок ряженья.      

В уголке  ряженья  можно наряжаться - это развивает творчество малышей . Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Все вещи сшиты руками родителей.  Содержимое наполняем и обновляем в течение года.

Строительная мастерская

В группе широко представлены различные виды конструкторов: напольный крупный деревянный и пластмассовый строительный материал, настольный мелкий строительный материал (деревянный и пластмассовый), конструктор «Лего», кубики. Строя и обыгрывая свои постройки, у детей развивается ручная умелость, творческое воображение. Проводим игры «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке». 
Зона двигательной активности.

 Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей. Для удовлетворения потребности в движении отведено большое пространство  в группе. Имеется различное оборудование: мячи, каталки и игрушки на колесах, машина, тележка, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки

Дидактический стол

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта  малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же  формированию сенсорных эталонов. Нравятся ребятам игры с мозаикой, пирамидками, вкладышами, логическими кубами, прищепками- с помощью прищепок в руках у ребят оживают зверята, солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим, с использованием шнуровки «Зашнуруй ботиночки», «Продень веревочку», «Собери бусы», с использованием застежек- пуговиц «Наряди елочку», «Укрась неваляшку» и многие другие. 

Уголок развивающих игр

Уголок развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь есть лото по разным темам: «Овощи и фрукты», «В мире животных», «Живое – неживое», настольно-печатные игры: «Дары природы», «Сказки», «Расти, малыш» (с карточками), «Правила дорожного движения для маленьких», пазлы «Птицы», «Машины», развивающие игры и пособия.


Музыкальный  уголок.

Дети в восторге от музыкального уголка. Здесь есть такие музыкальные инструменты, как металлофон, гармошка, гитары, пианино, балалайки, бубны, погремушки, барабан, колокольчик. Создана  картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные  и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов , которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Театральный уголок.
Своих воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.  Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают  ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.


Уголок уединения.

Благородную задачу создания ниши покоя призван решить уголок уединения. Если верить психологам, он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно встать и снова включаться в общую суету. Когда ребенок заскучал, не хочет играть, возможно, он просто устал и ему хочется побыть одному, мы предлагаем ему побыть в нашем «домике».


Когда мы  меняем элементы интерьера игрового центра, привлекаем внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Это стимулирует игровую, познавательную, двигательную активность малышей. Также мы активно сотрудничаем с родителями, которые помогают нам в оформлении интерьера группы.
Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили  с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома. 
Мы попросили родителей принести фотографии детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.

Мы ежедневно в работе использовали язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира. 

Проанализировав совместно с психологом адаптационные карты, мы получили следующие результаты:

У 64% детей адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни дети были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалась лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

У 36% детей, адаптация прошла по 2 группе - адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение было неустойчивым: они часто плакали, просились домой, звали маму, спрашивали, придет ли она за ними. Разлука с родителями сопровождалась слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода, нарушался сон и аппетит, снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны.

В течение 2-3 недель дети осваивали группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игры, которые организовывал педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.

3 и 4 группы – адаптации тяжелой и крайне тяжелой степени в нашей группе нет.

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей нашей группы прошел успешно. Степень адаптации лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации предметно – развивающей среды в группе и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество.

У детей бодрое и эмоциональное настроение, они проявляют интерес и желание играть, общаться друг с другом. 

Таким образом, многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×