Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предоставление из опыта работы: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников" | Дубровина Елена Александровна. Работа №238957

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дубровина Елена Александровна
   В настоящее время в ДОУ в дошкольных группах наблюдается резкое увеличение количества детей, отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.

Несформированность звукопроизношения у детей вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

- отсутствием звука, т.е. его пропуском в слове (рак – [ак], клоун – [коун] и т.п.);

- заменой одного звука другим, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак – [лак], зубы – [зюбы]), шапка – [сапка] или [сяпка] и т.п.);

- искажением звука, т.е. вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое (р), боковые шипящие и т.д.).

Основные причины нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:

- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;

- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т.д.;

- слабый, укороченный выдох;

- неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.

Предоставление из опыта работы:

«Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников»

Дубровина Е.А., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №34»

В настоящее время в ДОУ в дошкольных группах наблюдается резкое увеличение количества детей, отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.

Несформированность звукопроизношения у детей вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

- отсутствием звука, т.е. его пропуском в слове (рак [ак], клоун – [коун] и т.п.);

- заменой одного звука другим, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак – [лак], зубы – [зюбы]), шапка – [сапка] или [сяпка] и т.п.);

- искажением звука, т.е. вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое (р), боковые шипящие и т.д.).

Основные причины нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:

- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;

- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т.д.;

- слабый, укороченный выдох;

- неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.

Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:

- организация правильной речевой среды;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия;

- развитие речевого дыхания;

- артикуляционной моторики.

В программе «Детство» выделена образовательная область «Коммуникация» и выделен специальный раздел «Звуковая культура речи», в котором обозначены рекомендации по формированию правильного звукопроизношения детей. К сожалению, этому разделу не уделяется должного внимания в том объеме, который необходим в настоящее время, когда наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, особенно это касается детей дошкольных групп. Поэтому крайне важно увеличить количество игр по звуковой культуре речи. Особенно это касается игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха. Необходимо также более широкое использование этих игр не только на речевых занятиях, но и на всех других занятиях и в первую очередь в режимных моментах.

Кроме того, в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребенком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками. Поэтому педагогам ДОУ крайне важно вести разъяснительную и консультативную работу с родителями по привлечению их к активному участию в речевом развитии своего ребенка.

Предложенный ниже материал подобран и расположен таким образом, что может использоваться не только воспитателями, но и при небольшой корректировке помещаться практически в готовом виде в консультативных материалах для родителей детей соответствующего возраста. Только необходимо учесть, что при использовании его в группах старшего возраста, надо проверить уровень сформированности умений и навыков детей по этим направлениям, и начинать с закладывания или закрепления фундамента, т.е. с использования материала, рекомендованного для более младшего и старшего возраста.

Организация правильной речевой среды

Овладение речью - сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения он никогда не заговорит. Это подтверждается примерами детей-маугли, которых воспитывали звери, например, волки. Но понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них часто ведет к недоразвитию другой. Поскольку речь ребёнка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важно создание правильной и полноценной речевой среды не только в ДОУ, но и дома.

Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему ему особенно в раннем возрасте вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами, это будет только тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т.п. При заучивании пословиц, поговорок нужно объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия

Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.

Слуховое внимание – способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое, оно дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность

Речевой слух способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа речи.

Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.

Фонематический слух тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки речи (фонемы), благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: ра – лак – мак, мышка – мишка, угол – уголь и т.п.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что негативно влияет на письмо и чтение в школьном возрасте. Развитие правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Игры по развитию фонематического восприятия у детей 3-4 лет

Игры по развитию слухового восприятия на материале речевых звуков

Игры на ознакомление с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата.

Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет

: «

ааа

». У мамы болит

зуб

и она стонет: «

ооо

» и т.д. Из звуков образуются слова. Произносить звуки нам помогают губы, зубы и язык. Надо рассмотреть вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков. Одновременно дети знакомятся и с разнообразием речевых звуков.

Игры на различение изолированных речевых звуков.

Это игры типа «Поймай звук». Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук (а)

.

и

дается ряд изолированных звуков (у, а, а, о, и, а, м, к, а). Произнося эти звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух.

Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости –

глухости.

Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук (

ссс

), обращает внимание, что он похож на свист водички в кране. Потом послушать звук (

ззз

) и обратить внимание, что он похож на пение

комарика. Затем взрослый произносит то звук (

з

), то (с) и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами. Предметы или живые существа можно предлагать и другие, лишь бы звук, издаваемый ими, напоминал соответствующий речевой звук. Например, звук (

ш

) похож на шипение не только змеи, но и гуся

ЗЗЗ – звенит комарик, ССС – свистит водичка в кране. ВВВ – воет вьюга, ФФФ фыркает ежик. ДДД – стучит клювом дятел, ТТТ – стучат колеса вагона. ГГГ – гогочет гусь, ККК – капают капли дождя. БББ – стучит барабан, ППП – пыхтит паровоз. ЖЖЖ – жужжит жук, ШШШ – шипит змея и т.д.

Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками.

Сначала из двух, а к концу года из трех слогов:

ба-да

,

фа-ха

,

па-ка

,

ма-ва-ха

,

га-да-ба

и т.п. (аналогично с гласными у, о,

ы

). Это игры типа, «Повтори, не ошибись!»

Повторение серий из двух, а к концу года из трех слогов с согласными звуками, различающихся по

звокости

глухости:

па-ба

,

да-та

,

бу-пу

,

по-бо

,

ва-фа

,

ка-га

,

го-ко

,

па-ба-па

,

ба-па-ба

и т.д. Это игры типа, «Повтори, не ошибись!»

Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов.

Ребенку предлагается хлопнуть, когда он услышит правильно произнесенное слово, например:

- банан, баван, канан, банан, банат;

- клетка, кьетка, клетта, клетка;

- автобус, автокус, мавтобус, автобус и т.д.

Игры на умение слышать и различать звуки в словах.

Ребенку

предлагается хлопнуть

или произвести какое-либо другое де

йствие, если он услышит в слове:

рычание собаки (РРР) – рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан.;

мычание коровы (МММ) – мышь, кукла, гном, банан, сумка, мак, шкаф.;

свистит водичка (ССС) – сок, поднос, вата, кусты, кукла, сапоги, диван.;

гудение комара (ЗЗЗ) – замок, пальто, козы, зайка, лейка, зубы, береза.;

шипение змеи (ШШШ) – шуба, банан, шапка, платье, кошка, душ.;

жужжание жука (ЖЖЖ) – жаба, рука, конь, жираф, ведро, ежик, лопата и т.д.

На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капуссста, жираффф. Следует только учесть, что звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются, поэтому нельзя предлагать детям в этих играх такие слова, как «нож, кружка» для игр со звуком (ж); «дуб, зубки» для игр со звуком (б) и т.п.

Игры на усвоение понятия «ряда» на примере персонажей сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд.

На примере героев сказки взрослый предлагает ребенку выяснять, кто пришел

тянуть репку первым, т.е. вначале? (Дед.) Кто последним, т.е. в конце?

(Мышка.) Кто находится между первым и последним? Они все в середине: вторая-бабка, третья-внучка, четвертая-собака Жучка, пятая-кошка Мурка. Необходимо помнить, что героев или игрушки для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишутся буквы в словах).

Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из рядов, состоящих из двух гласных звуков:

«ау» - кричит человек, заблудившись в лесу, «уа» - кричит малыш, «

иа

» - похоже на крик ослика. Взрослый учит слышать и называть первый звук, например, в слове «ау», используя прием

прихлопывания

рта при протяжном

произнесении этих слов.

Затем взрослый учит слышать последний (второй) звук в слове «ау».

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 – 7 лет

Установлено, что возраст пятого года жизни оптимальный для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей.

Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово».

Звуки мы слышим.

Люди умеют произносить много разных звуков, например: а, и, у, м, с, к, т. Из звуков получаются слова.

Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Слово «кот» - короткое, в нем мало звуков

. Слово «витамины» - длинное, в нем много звуков.

Игры

на различение изолированных согласных звуков по твердости («сердитые» звуки) –

мягкости («ласковые» звуки), например:

МММ – мычит корова, МЬМЬМЬ – мычит теленок.

ННН – ноет мальчик, НЬНЬНЬ – ноет маленькая Нина.

ВВВ – воет злая вьюга, ВЬВЬВЬ – ласково поет маленький ветерок.

ФФФ – фыркает большой еж, ФЬФЬФЬ – фыркает ежонок.

ППП – пыхтит большой паровоз, ПЬПЬПЬ – ласково пыхтит чайник.

БББ – стучит большой барабан, БЬБЬБЬ – ласково стучит маленький бубен.

ТТТ – стучат колеса вагонов, ТЬТЬТЬ ласково тикает будильник.

ДДД- стучит клювом большой дятел, ДЬДЬДЬ – стучит клювом маленький дятел.

ККК – капают большие капли дождя, ДЬДЬДЬ – капают маленькие капли.

ГГГ – гогочет большой гусь сердито, ГЬГЬГЬ – ласково гогочет гусенок.

ХХХ – храпит дедушка, ХЬХЬХЬ – хихикает девочка.

ССС – свистит сердито струя воды, СЬСЬСЬ – свистит маленькая струйка водички.

ЗЗЗ – звенит большой комар, ЗЬЗЬЗЬ – звенит маленький комарик.

ЛЛЛ – гудит сердито самолет, ЛЬЛЬЛЬ – звенит маленький колокольчик.

РРР – рычит злая собака, РЬРЬРЬ – рычит щенок.

Проводятся по аналогии с играми на различение звуков по глухости – звонкости. Сначала детей знакомят со звучанием твердого и мягкого варианта и обращают внимание, на какие природные звуки они похожи. Аналоги природных звуков можно предлагать и другие, лишь бы они напоминали нужный речевой звук.

Продолжение проведения игр на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости – глухости, но и по твердости – мягкости (

ма-мя-ма

,

ма-ма-мя

,

мя-мя-ма

и т.д.).

Продолжение игр, направленных на различение правильно и неправильно произносимых слов (с

теми

кто еще ошибается).

Продолжение игр, направленных на умение слышать и различать звуки в словах.

Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и т.д., если он услышит в слове нужный (который вы договаривались «ловить») звук.

Игры на развитие умения делать звуковой анализ и синтез рядов из двух, затем из трех гласных звуков

(для тех, кто не усвоил): АУ, УА, ИА, ИАО и т.д.

При затруднениях в определении звуков в

трехзвуковом

ряду проводить аналогию

с

рядом

из

трех игрушек, т.е. повторить

на игрушках, какая из них в начале ряда (первая), какая в конце (последняя), какая в середине (между первой и последней).

Игры на выделение первого гласного звука в словах:

А – Аня, аист.; О – Оля, ослик, окна, обруч, облако и т.д.

Только для выделения звука (о) нельзя использовать слова с безударным звуком (о), например окно – (

акно

), очки – (

ачки

).

У –

Уля

, утка, улица и т.д.; И – Игорь, ива, иволга и т.д.

Игры на выделение согласных звуков из конца слов:

мак, ослик – К; кот

, бегемот – Т; дом, гном – М и т.д.

Назови последний звук в слове «мак». Послушай, какой звук прячется в конце слова «мак»? и т.д. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.

Игры на выделение гласных звуков из конца слов:

дома, стена, лиса – А; столы, блины, киты –

Ы

; пироги, сапоги – И; кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру – У. На начальных этапах нужный звук также нужно выделять голосом.

Развитие речевого дыхания

Неправильное речевое дыхание – нередко причина ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т.д. Из-за неправильного речевого выдоха некоторые звуки могут осваиваться позднее или неправильно. Так у отдельных детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук (р) или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, необходимый для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.

Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу – учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений 3-6 мин, в зависимости от возраста.

Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:

- дуть на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т.п. Нужно как можно дольше удержать полоску (ватку и т.д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика;

- играть на детских духовых музыкальных инструментах;

- пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

- дуть вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т.п.;

- игры типа, «Одуванчик» - ребенок дует на ватку таким образом: положив широкий распластанный язык на нижнюю губу или вытянув губы трубочкой. Необходимо подуть так, чтобы ватный кусочек слетел с цветка, как с одуванчика слетают пушинки. Пособие «Бабочка» - бабочку кладут на цветок. Ребенок должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю губу. Бабочка «слетает» с цветка. Пособие «Помоги цыпленку» - сначала цыпленка кладут на лапу кота. Ребенок должен подуть так (не забывая положить широкий язык на нижнюю губу), чтобы картинка цыпленка слетела с лапы, т.е. цыпленок убежал от кота.

- игры типа «Фокусник» - на кончик носа положить ватку. Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.

Игры на развитие речевого выдоха:

- слитно произносить на одном выдохе сначала один, а потом несколько гласных звуков: а, уа, ау, иа и т.п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому;

- произносить на одном выдохе звукоподражания;

- произносить различные чистоговорки с чисто произносимыми детьми звуками: ать-ать-ать, мы идем гулять; та-та-та, мы увидели кота; то-то-то, синее пальто и т.д.

Развитие артикуляционного аппарата

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись и совершенствовались. Воспитателям лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или завтраком с подгруппами из 4-6 детей. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут в зависимости от возраста. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста). Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями или рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения авторов есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3-5 самых необходимых.

Выполнение эти комплексов уже через 2-3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Кроме того, в процессе работы по формированию правильного произношения, начиная уже с 2 лет, необходимо уделять больше внимания уточнению и закреплению произношения изолированных звуков. Начинать нужно с самых простых звуков: гласных (а, у, и, о); согласных (п, б, м, в, ф). эта работа необходима, поскольку развивается артикуляционный аппарат, который готовится к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука (и), мы готовим артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и правильному произношению свистящих звуков (с), (з), так как они имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком (и).

Для развития артикуляционного аппарата также необходимо широко использовать звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, ко-ко-ко – кудахчет курочка, пи-пи-пи – пищит мышонок и т.д.), имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, бум-бум – стучит барабан и т.д.) с опорой на наглядность – игрушки, картинки. Очень полезны задания, в которых нужно произносить звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка. Например, со звуками (у) и (и), (о) и (и), так как при произнесении этих пар губы то вытягиваются вперед в форме трубочки (у), (о), то раздвигаются в улыбке (и).

Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, позволяющее ускорить процесс коррекции речи с ее выраженными нарушениями. Ниже приведены упражнения для развития подвижности губ; гимнастика губ и языка и методические рекомендации.

Литература

 

Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. СПб

.,

2013

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994

 

Фомичева М.Ф. Воспитание у

детей правильного произношения. М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×