Предоставление из опыта работы: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников"

Автор: Дубровина Елена Александровна
   В настоящее время в ДОУ в дошкольных группах наблюдается резкое увеличение количества детей, отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.

Несформированность звукопроизношения у детей вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

- отсутствием звука, т.е. его пропуском в слове (рак – [ак], клоун – [коун] и т.п.);

- заменой одного звука другим, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак – [лак], зубы – [зюбы]), шапка – [сапка] или [сяпка] и т.п.);

- искажением звука, т.е. вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое (р), боковые шипящие и т.д.).

Основные причины нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:

- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;

- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т.д.;

- слабый, укороченный выдох;

- неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.


Автор: Дубровина Елена Александровна
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x