Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

. Номер работы: №46620

Дата публикации:
Описание:

Автор: Тюрников Игорь Николаевич

Предпрофильная подготовка в системе дополнительного образования школы

 

1.      Почему предпрофильную подготовку надо проводить на всей ступени основного общего образования

 

Предпрофильная подготовка — неотъемлемая часть современной модели профильного обучения, выступающая своеобразным «буфером» между начальным и основным общим образованием, носящим универсальный характер, и профильным образованием на старшей ступени школы.

Цель предпрофильной подготовки - обеспечение готовности выпускников 9-х классов к выбору типа образовательного учреждения и конкретного профиля (один из примерных профилей, или универсальный профиль, или «индивидуальный профиль», предполагающий построение индивидуального учебного плана). При этом готовность выпускника основной школы к выбору ОУ и профиля имеет комплексный характер, включая в себя четыре компонента: мировоззренческий (осознание ценности и значимости жизненного выбора), психологический (знание и учет своих способностей и склонностей), информационный (наличие полной и конкретной информации обо всех возможных путях продолжения образования после 9 класса) и учебный (отсутствие «пробелов» в знаниях и умениях по профильным предметам в рамках выбранного профиля). Такая трактовка несколько расширяет традиционные представления о компонентах готовности учащегося к профессиональному самоопределению, хотя и в значительной степени соотносится с ними (как правило, принято выделять познавательно-операционный, эмоционально-волевой и результативно-деятельностный компоненты).

Предпрофильная подготовка представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов (информационная работа и профильная ориентация, предпрофильные элективные курсы, предпрофильное портфолио), каждый из которых имеет свое развитие в системе профильного обучения (соответственно: профессиональная ориентация, профильные элективные курсы, профильное портфолио). Обеспечение целевой, содержательной и методической преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении — важная задача внутришкольного управления.

Предпрофильная подготовка представляет собой, по существу, первый компонент образовательного процесса основного общего образования школы, ориентированный на реализацию принципа вертикальной интеграции, предполагающего преемственность образовательного заказа, начиная от работодателя, «вниз» по ступеням профессионального и общего образования. Предпрофильная подготовка — это непосредственное отражение образовательного заказа к основному общему образованию, предъявляемого со стороны среднего образования, профильной ступени, а также опосредованное отражение образовательного заказа, предъявляемого всеми последующими общеобразовательными заказчиками в их иерархии, вплоть до работодателя. Изначально, в «Концепции профильного обучения», отмечалось, что предпрофильная подготовка может вестись в 9 классе общеобразовательной школы, либо в 8-9 классах, с учетом возрастных особенностей учащихся. Однако впоследствии в качестве типовой была принята одногодичная модель предпрофильной подготовки (9 класс). На наш взгляд, перспективы развития основного общего образования в контексте построения эффективной школы связаны, напротив, с развитием предпрофильной подготовки «вниз», с тем, чтобы она в перспективе охватила всю ступень основного общего образования.

 Одна из основных целей всей ступени основного общего образования, с позиций Концепции модернизации российского образования, состоит в формировании ключевых компетенций учащихся (выступающих особыми комплексными образовательными результатами, как готовность к работе с информацией, к самообразованию, к эффективной коммуникации, к сотрудничеству в деятельности, к решению проблем). Однако эти компетенции (в отличие от знаний, умений и навыков) должны формироваться не сами по себе и не «в запас» или «на будущее», а в контексте их сегодняшней востребованности. В качестве такой жизненно значимой ситуации востребованности общих компетенций предстает выбор профиля обучения в старшей школе, осуществляющийся по окончании 9-го класса. Качество этого выбора — главный практический результат основного общего образования с точки зрения вертикальной интеграции. От того, насколько верным, ответственным и самостоятельным будет этот выбор, зависит эффективность дальнейшего обучения в системе профессионального образования (продолжительность, смена специальности, учебного заведения и т.д.), наличие или отсутствие фактов смены направленности обучения, эффективность трудоустройства (по специальности или нет) и т.д. В свою очередь, качество выбора непосредственно зависит от степени сформированности общих компетенций выпускника основного общего образования. В этом контексте ступень основного общего образования и должна пониматься как предпрофильная. От «школы эрудиции» ее социальное назначение должно сместиться к «школе самоопределения».

Анализ различных аспектов предпрофильной подготовки учащихся и частично охватываемых ею психолого-педагогических феноменов, таких как социализация, формирование ключевых компетенций, личностное и профессиональное самоопределение учащегося, - позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, особенности современной ситуации требуют, при организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учета фактора социальной мобильности, в силу которого выбор профессии или специальности осуществляется, во-первых, достаточно поздно (на завершающем этапе профессионального образования) и, во-вторых, не «раз и навсегда», а временно, с учетом возможности и/или необходимости ее смены в самом ближайшем будущем.

Во-вторых, предпрофильная подготовка и ее важнейший компонент профильная ориентация - не тождественны профессиональной ориентации. Они нацелены на принципиально различные педагогические результаты. Результатом профессиональной ориентации становится осознанный выбор профессии, специальности. Результатом профильной ориентации выступает готовность учащегося осознанно и самостоятельно осуществлять личностное и, прежде всего, профессиональное самоопределение, а также готовность его к обучению в сложно организованном пространстве профильного обучения и, затем, профессионального образования. Таким образом, профильная ориентация готовит учащегося к выбору и получению не профессии или специальности, а уровня и профиля профессионального образования, уже в процессе которого будет осуществляться выбор профессии или специальности.

В-третьих, в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании центральной фигурой профессионального самоопределения является сам школьник, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества, современного рынка труда и особенностей региональной системы профессионального образования.

В-четвертых, в современных условиях содержание процесса педагогического сопровождения первичного профессионального самоопределения учащихся, проходящего в рамках предпрофильной подготовки, должно включать в себя не только традиционные знания о себе и о профессии (в их соотношении), но и знания о путях и способах получения профессионального образования; о реальных потребностях регионального рынка труда; о факторах, влияющих на возможную смену профессии.

2.      Почему целесообразно использовать ресурс ДОД в предпрофильной подготовке

 Одной из дополнительных возможностей для ведения предпрофильной подготовки выступают использование ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов».

 Однако, как показывает практика, потенциал систем дополнительного образования, существующих во многих общеобразовательных школах, недостаточно используется или вовсе не используется в целях предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Это во многом связано с не разработанностью научно-теоретических основ интеграции дополнительного образования в систему предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 Дополнительное образование детей является по форме «необязательным» по отношению к основному; его существенной характеристикой выступает вариативность — возможность выбора содержательного направления, формы, коллектива, а во многих случаях индивидуальных целей и индивидуального темпа образования. Ребенок имеет право отказаться от получения дополнительного образования. Это связано с тем, что ведущим социальным заказчиком базового образования выступает государство, тогда как дополнительное образование определяется индивидуальным образовательным заказом, поступающим со стороны ребенка и его родителей. В то же время, несмотря на свою видимую «необязательность», дополнительное образование детей позволяет решать целый ряд педагогических задач (личностно развивающих, социализационных, компенсационных), которые не могут быть качественно решены средствами базового школьного образования.

 Главной целью дополнительного образования в настоящее время, как и в прежние эпохи, является стремление к формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, при условии свободного выбора занятий, соответствующих внутренним склонностям.

 Основными тенденциями, характерными для современного этапа развития дополнительного образования в России, являются следующие. Во-первых, дифференциация (появление новых содержательных направлений и новых типов учреждений дополнительного образования детей, в том числе авторских, имеющих «свое особое лицо», учитывающих региональную и муниципальную национально-культурную и социально-экономическую специфику). Во-вторых, интеграция базового общего и дополнительного образования (как институциональная, проявляющаяся в увеличении числа общеобразовательных школ, формирующих в своем составе подразделения дополнительного образования, так и функционально-целевая, проявляющаяся в сближении целевых приоритетов базового и дополнительного образования). В-третьих, усиление прагматической ориентации дополнительного образования (усиление внимания к процессам социализации, социальной адаптации средствами дополнительного образования, отчасти даже и в ущерб целям разностороннего развития личности).

 Дополнительное образование способно существенно более успешно, чем базовое, решать задачи социализации детей. Это связано с тем, что дополнительное образование осуществляется на основе субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности не только в отношении организации ребенком собственного обучения (включая целеполагание и планирование, самоконтроль и самооценку), но и в отношении самостоятельного выстраивания коммуникативных связей с другими субъектами дополнительного образования, презентации перед ними творческих результатов.

 Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.

Как показывает наш опыт, успешное функционирование школьных подразделений дополнительного образования во многом зависит от количества и качества их социальных связей (с учащимися различных параллелей, с родителями учащихся, с внешкольными и внеобразовательными организациями и т.д.). Именно в этом случае происходит расширение социальной ситуации развития учащегося путем формирования и непрерывного расширения ценностной культурной среды.  Говоря о воспитательном потенциале дополнительного образования, мы должны его личностно-развивающую функцию рассматривать в неразрывном единстве с функцией социализации.

 Ряд педагогических особенностей дополнительного образования, его потенциал в плане обеспечения условий для социализации личности подростка и подготовки его к осознанному жизненно-профессиональному выбору, с учетом его индивидуальных способностей и склонностей, позволяет выдвинуть гипотезу об оптимальности дополнительного образования в школе как средства решения задач предпрофильной подготовки.

3.      По сути

 

Опыт нашей школы по использованию ресурсов системы дополнительного образования в плане предпрофильной подготовки позволяет с оптимизмом смотреть на работу в этом направлении.

            В нашей школе на ступени среднего образования реализуется оборонно-спортивный профиль.

В качестве примера можем рассмотреть программу военно-патриотического клуба «Дельта» который уже 13 лет существует в системе дополнительного образования Центрального округа.

Программа ВПК рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 18 лет, что позволяет охватить всю вторую и третью ступень образования. Программа подготовки рассчитана на 2 года обучения.

В программу входят модули, охватывающие большую область знаний и знакомят курсантов с многими направлениями деятельности человека.  Огневая подготовка и оружейное дело, начальная медицинская подготовка, радиодело, спасательные работы, туристическая и альпинистская подготовка, инженерная подготовка, топография, основы рукопашного боя, основы выживания в условиях дикой природы, парашютно-десантная подготовка и многое другое.

Работа с материально-технической базой ВПК (рации, пейнтбольное,  стракбольное и лазертаг снаряжение, парашюты, и др.) проявляет интерес у учащихся к технике и техническому творчеству.

Изучаемые в школе науки в программе ВПК носят прикладной характер и мотивируют учащихся на их более глубокое освоение. Наиболее востребованными являются знания физики, химии, анатомии, биологии, истории, географии, ОБЖ, физической культуры.

В процессе подготовки у курсантов ВПК формируются качества, позволяющие более осознанно выбирать свою дальнейшую жизненную траекторию (ответственность, жизнелюбие, боевой дух).

Для качественной реализации программы ВПК организуется взаимодействие с воинскими подразделениями, частями МЧС, отделениями МВД, военкоматами, общественными организациями, коммерческими структурами.

Наиболее эффективно осуществлять такое взаимодействие через общественные организации и фонды уже имеющие опыт и традиции взаимодействия с силовыми структурами (как правило учредители этих общественных объединений являются выходцами из силовых структур).

Школа тесно сотрудничает:

с региональной общественной организацией «Ветеран» г. Самара,

региональным представительством всероссийского студенческого корпуса спасателей г. Самара,

Тольяттинским отделением международной общественной организации «международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остопца-Свешникова»,

15 миротворческой бригадой,

1001 спасательным центром г. Самара,

Отделом МВД по ставропольскому району,

Стрелковым комплексом «Ловчий плюс» г. Тольятти,

Самарским Областным аэроклубом ДОСААФ России,

Аэроклубом ЦСК ВВС,

и др.

 

Полученный интерес при изучении вооружения, военной техники может являться шагом к получению технической специальности и дальнейшей реализации себя на предприятиях военно-промышленного комплекса Самарской губернии и других промышленных предприятиях.

Помимо укрепления обороноспособности всей страны, присутствие на улицах городов и сел молодых людей способных защитить не только себя, но и других позволит  улучшить позиции нашей области в плане безопасности ее граждан.

 

 

 

 

Директор ГБОУ СОШ с. Подстепки     И.Н. Тюрников

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×