Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предупреждение ошибок | Ересько Тамара Николаевна. Работа №234906

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ересько Тамара Николаевна
         Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р.Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 

 

1)увидеть орфограмму в слове;

2)определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

3)определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4)определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5)решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6)написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

 

          В обобщенном виде эти этапы представляются так: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

 

Наиглавнейшая задача  - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Предупреждение ошибок (из опыта работы)
Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р.Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1)увидеть орфограмму в слове;
2)определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
3)определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4)определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5)решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6)написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В обобщенном виде эти этапы представляются так: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Наиглавнейшая задача - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все факторы должны быть задействованы.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые – психологи доказали, что стоит ребенку один раз написать слово неправильно, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.
Можно использовать следующие приемы:
а) письмо с дырками - незнаешь точно, не пиши, спроси у учителя, а потом запиши;
б) можно построить опорные схемы.
Читаю предложение и записываю на доске опорную схему:
Весной лес оживает. е - о и е.
Весело щебечут птицы. е о е у ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед.
После составления опорных схем дети пишут намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.
в) есть и такой прием: надо учить писать диктант.
Например: Наступила зима.
Говорю: Наступила – приставка на-, приставки но нет.
Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы.
А затем аналогичное предложение: Наступила осень.
Дети говорят уже сами.
Далее предложение: Выпал пушистый снег.
Дети делают это уже сами, про себя. Пусть думают!
г) слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед написанием. Пусть что- то запомнит, увидит, напишет правильно. В конце концов наша цель не карать, а учить, и тут все средства хороши.
д) много споров вызывает прием показа неправильного письма. Например, текст написанный Незнайкой. Обычно дети с энтузиазмом ищут чужие ошибки.
Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую надо развивать и формировать.
е) или ещё прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы Непроизносимые согласные можно предложить написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик запишет слова, пропустив непроизносимую согласную, то ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша цель: заставить думать при письме.
ж) можно проводить диктант с обоснованием. Диктую слова, дети должны сначала записать проверочное, а затем только то, которое я диктую, т. е. должны обосновать орфограмму. Это приучает их слышать орфограмму, обосновать свой выбор.
з) перед диктантом, сочинением, изложением проводить предупреждение ошибок.: выписывать трудные слова, включать их в работу на уроке. Это дает возможность предупредить ошибки.
и) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.
2. Слуховой фактор.
Учитель должен развивать фонематический слух.
Например, при изучении темы Безударные гласные можно проводить игры:
А) найди опасное место.
Произношу слово, а дети хлопают в ладоши, как только слышат опасное место;
Б) Светофор.
Показывают красный сигнал, как только находят опасное место;
В) Зажги маячок.
На земле лежал пушистый снег.
Дети отмечают опасные места красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.
Г) диктант с подчеркиванием.
Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
3.Рукодвигательный фактор
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, запоминает и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание.
Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Такую работу надо вести с 1 класса.
Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.. Это своего рода наговор. Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце прочно запоминается.
Такая систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×