Статья Преемственность между ДОУ и школой в условиях реализации ФГОС.. Автор: Медведева Екатерина Александровна

Автор: Медведева Екатерина Александровна
Процесс взаимодействия между доу и школой.


Автор: Медведева Екатерина Александровна

Преемственность между ДОУ и школой в условиях реализации ФГОС.

 

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка. Одной из главных задач дошкольного образования является формирование предпосылок к учебной деятельности. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

 Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы. Если мы обратим внимание на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС то увидим следующее:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым

и.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах дея

тельности

; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

:

монологической и диалогической

,

полно и последовательно пересказывает прослушанный ил

и прочитанный рассказ, составлят

ь (придумывает) рассказ по картинке, запоминает и называет 6-10 предметов, слов, различает гласные и согласные звуки, разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков,

определяет

количество и последовательность звуков в словах типа

мак, дом, кит

,

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения

своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментироват

ь, знает свое имя, отчество, фамилию, свой возраст и дату рождения, свой домашний адрес и номер телефона, название своего города, его главные достопримечательности, название страны, в которой он живет, фамилии, имена, отчества родителей, их профессии, название времен года и месяцев, название домашних животных и их детенышей, название некоторых диких животных и их детенышей, названия зимующих и перелетных птиц, названия овощей, фруктов и ягод, названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного;

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Комплексная подготовка детей к школе по основной общеобразовательной программе, определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя опыт самих детей, который они получают в процессе жизни. Исследования, показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума». Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности - это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют развитию активности ребенка. Знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Педагоги ДОУ, через специальные упражнения, развивают у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладывают основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.  В нашем детском саду организованная образовательная деятельность   – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Дети в процессе организованной образовательной деятельности общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:

 

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Существуют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

 

Методическая работа с педагогами

(ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами ДОУ и школы);

Работа с детьми

(знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Р

абота с родителями

(получение

информации,

необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x