Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Преимущества ансамблевого музицирования в концертно-исполнительской деятельности | Бодрова Анастасия Олеговна. Работа №238961

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бодрова Анастасия Олеговна
 В статье рассматривается развитие социально значимых качеств личности подрастающего поколения. Взаимопонимание, взаимоответственность.

Преимущества ансамблевого музицирования

в концертно-исполнительской деятельности

 

Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах и приносит большую радость и участникам, и слушателям.

Сегодня, передать знания, сформировать у учащихся определенную систему навыков и умений – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Детская школа искусств – наиболее удачная, проверенная временем образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций.

Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения именно ансамблем занимаются с большим удовольствием и желанием. Заинтересованный ребенок готов впитывать, он податливый и устремленный. Учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.

Психологи, говоря о преимуществе группового обучения, отмечают такие позитивные моменты: возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.

Наиболее значимое преимущество совместной деятельности в том,

что в процессе общения развиваются социально значимые качества

личности подрастающего поколения – коммуникативные. Занимаясь

в ансамбле, дети учатся не просто действию, а именно взаимодействию, партнерству. Игра в ансамбле учит понимать партнера, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с интересами партнера. Такие важные коммуникативные качества личности, как взаимопонимание и взаимоответственность, создают платформу для конструктивного, культурного успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому ребенку как воздух. Говоря о важности совместной деятельности в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть особую актуальность этого вида работы для детей подросткового возраста. В этом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение, связанны с активным стремлением к личностному росту.

В процессе совместного творчества учащиеся обмениваются не только своими представлениями, идеями относительно трактовки исполняемых произведений, но также интересами, чувствами, личностными установками. В результате происходит взаимообогащение партнеров, нередко приводящее к настоящей дружбе. Это становится особенно актуальным в эпоху информационных технологий, когда нормой является виртуальное общение, а личностные контакты сводятся к минимуму.

В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, исполнительская воля, быстрота реакции, эмоциональная мобилизация. В условиях совместной игры развитие способностей идет более интенсивно. При совместном музицировании нужно не только слушать себя, свою партию, но, что гораздо сложнее, слышать общую ткань произведения. Ученик обретает более тонкое «пространственное слышание», способность существовать в едином звуковом потоке музыки наравне и в полном взаимопонимании с партнером. В условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения. Играя вместе, ученики находятся в определенных метроритмических рамках, что уже само по себе их дисциплинирует. А, если один из участников ансамбля обладает более устойчивой ритмикой, то он может быть опорой в ритмической стабилизации целого.

Практику ансамблевого музицирования мы начинаем уже с самого раннего возраста, стараемся заинтересовать ученика, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле «Учитель – ученик». Мелодия учителя обогащает простейшие

пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. Материалом для ансамбля служат уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, радио и телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь ученика в прекрасный мир музыки и не даёт ему скучать на уроке.

Далее – это ансамбли, различные по составу. Ансамбли могут состоять из одной или нескольких партий: унисон, дуэты, трио, квартеты. Могут объединять звучание одинаковых, типовых, разнородных музыкальных инструментов.

На ранних этапах обучения игре в ансамбле дети учатся синхронности исполнения, умению дать ауфтакт, вместе начать пьесу, вместе закончить, получают представление о темпе и пульсации в нем. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана синхронность исполнения достигается быстрее, чем в пьесах кантиленного характера.

В старших классах инструментальный ансамбль представляет собой творческое объединение солистов. Отсюда возникают как определенные сложности (объединение творческих индивидуальностей исполнителей), так и преимущества (широкие исполнительские возможности в техническом и художественном планах: передача всех тонкостей нюансировки, выразительность, красочность звучания и т.д.).

Хочется особенно сказать о подборе репертуара, который должен нести в себе глубокий смысл в сочетании с высокими художественными качествами. Исполняемый репертуар должен воспитывать эстетический вкус, как у детей, так и у слушателей.

Главная задача педагога – построить обучение так, чтобы оно стало

значимым для учащегося, найти способы заинтересовать ученика музыкальным искусством. Необходимо иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться игре на инструменте. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Ансамбль как вид музыкального творчества является одним из важнейших факторов развития мотивация в обучении на музыкальном инструменте.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе.

Для того чтобы дети, только пришедшие в школу искусств, имели возможность выступить на концерте, с самого начала обучения мы стараемся их ввести в ансамбль к более старшим ученикам. На начальном этапе первоклассники физически не владеют своим инструментом по специальности, тем более в составе музыкального коллектива. Задействовав учеников старших классов, младшие ребята осваивают шумовые и ударные инструменты – трещотки, барабан, треугольник и т.д. Для обеспечения готовности к концерту материал для занятий подбирается соответственно уровню подготовленности учеников. В результате – уже к концу декабря нарабатывается первый концертный репертуар, который ученики с успехом демонстрируют на родительском собрании. Таким образом, уже в конце первого полугодия дети выступают на своем первом в жизни концерте. Пусть сейчас они играют не на своих инструментах по специальности, это не так важно. Главное, что они получили свой первый исполнительский опыт. При этом участие в ансамбле дало им возможность чувствовать себя на сцене намного более раскованно, спокойно, чем, если бы ребятам пришлось играть на сцене сольно. В результате впечатления у детей остаются только положительные. А в будущих выступлениях это поможет избежать исполнительских комплексов: «А вдруг я ошибусь», «Я не справлюсь», «Мне страшно выходить на сцену» и зажатости.

Направленность образовательного процесса в школе искусств на активную концертную деятельность качественно повышает эффективность формирования исполнительских умений и навыков в течение всего периода обучения игре на музыкальном инструменте.

Таким образом, мы видим, ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки. При умело организованном учебном процессе ансамбль народных инструментов – эта та форма, которая может помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и

любознательность. А в случае одаренности ученика – послужит важной составляющей в его предпрофессиональной подготовке.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×