Прграмма и план кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе

Автор: Маккавеева Светлана Михайловна

Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей. Которые являются базой для формирования математического мышления, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Занятия детьми воспринимаются как – «ИГРА». Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний.  Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Занятия проводятся 1 раз в неделю.           

Рабочая программа по ФЭМП для детей составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу –

«Развитие элементарных математических представлений».

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуя формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд

 к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Рабочая гипотеза - предполагает, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Цель работы – выявление особенностей математического развития детей дошкольного возраста.

Объект- учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет – формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Цель программы - формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи обучения по направлению программы:

Формирование представлений о числе и количестве: - Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
- Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

«Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.

«Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.

«Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Кружок «Умники и умницы» функционирует с 2010 года. Возраст воспитанников меняется в зависимости от перехода из одной возрастной группы в другую.

Занятия с детьми осуществляет воспитатель Маккавеева С.М.

Форма организации: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность: 25-30 минут.

Программой предусмотрено проведение:

1.      Диагностических занятий.

2.      Практических  занятий (игры, игровые упражнения, обсуждение возникающих вопросов).

Ожидаемые результаты: Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.

К концу года дети могут:

   Уметь

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать
Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление
-
 О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.

   Методическое обеспечение

1.      Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.

2.      Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.

3.      Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

4.      Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

5.      Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

6.      Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

7.      356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.

8.      Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.

9.      Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.

10.  Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.

11.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г

12.  Стасова Л. П. «Развивающие математические игры в ДОУ».

13.  Образцова Т.Н. «Логические игры для детей».

14.  Аромштам М. Баранова О. «Пространственная геометрия  для детей».

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Повторение. Диагностика

 

 

Октябрь

Тема: Количество и счет

 

5

Ноябрь

Тема: Счет и сравнение количества предметов

Тема: Сравнение количества предметов

Тема: Порядковый счет до 10

Повторение

1

1

1

1

Декабрь

Тема: Счет

Тема: Развитие логики и внимания

 

2

2

Январь

Тема: Веселые задачки.

Тема: Сравнение

 

2

3

Февраль

Тема: Математические задачи

Тема: Ориентировка в пространстве

Тема: Счет

Тема: Решение задач

 

1

1

2

1

Март

Тема: Закрепление знаний о составе числа

Тема: Состав чисел в пределах 10

Тема: Логические задачи

Тема: Сравнения

 

1

1

2

1

Апрель

Тема: Сравнение по ширине и длине

Тема: Закрепление знаний о форме

Тема: Различение предметов по форме

 

1

2

1

Май

Тема: Закрепление знаний о форме

Тема: Ориентировка в пространстве

Тема: Ориентировка во времени

 

1

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Содержание развивающих игр  по ФЭМП для детей 6-7 лет

 

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь

«Цвет и форма»

Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

«Одно свойство»

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

«Кто в теремочке живет»

Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

«Кто в домике живет»

 «Веселые палочки»

 

 

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, справа, слева.

Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

 

Октябрь

«Танграм»

Развивать умение работать со схемой. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие аналитических способностей, интереса, сообразительности, творческого мышления.

 «Сложи квадрат»

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

 «Найди различия»

 

Упражнять детей в определении расположения предметов: на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимание, память.

Лабиринты

«Докати шарик»

 

Ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, глазомера.

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Ноябрь

 «Встречный ход»

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

 «Черепаха»

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Ориентировка на листе бумаге.

Декабрь

«Кто мы?»

 

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

 «Логика»

Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей.

 «Домино»

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Январь

«Часть и форма»

 

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов.

 «Собери фигуру»

Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей.

«Найди различия»

«Подбери узор»

Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти.

«Шашки»

 

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Февраль

«Логическая цепочка»

 

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

 

 

«Мельница»

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

«Ориентирование»

 

 

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Март

«Танграм»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

«Все о времени»

 

 

Закрепить временные понятия. Знакомство с часами.

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

«Шашки»

 

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Апрель

«Веселые палочки»

 

Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

 

«Веселые палочки»

 

Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек

Май

«Веселый распорядок дня»

Закрепление знаний о временных отрезках. Учить понимать время по часам, соотносить с распорядком дня.

Кубик рубик, конус

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x