Прграмма и план кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе ☼
Автор: Маккавеева Светлана Михайловна
Пояснительная записка
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей. Которые являются базой для формирования математического мышления, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Занятия детьми воспринимаются как – «ИГРА». Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Рабочая программа по ФЭМП для детей составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу –
«Развитие элементарных математических представлений».
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуя формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд
к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Рабочая гипотеза - предполагает, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
Цель работы – выявление особенностей математического развития детей дошкольного возраста.
Объект- учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет – формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Цель программы - формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи обучения по направлению программы:
Формирование представлений о числе и количестве: - Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
- Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
«Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
«Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
«Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
«Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
Кружок «Умники и умницы» функционирует с 2010 года. Возраст воспитанников меняется в зависимости от перехода из одной возрастной группы в другую.
Занятия с детьми осуществляет воспитатель Маккавеева С.М.
Форма организации: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание.
Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность: 25-30 минут.
Программой предусмотрено проведение:
1. Диагностических занятий.
2. Практических занятий (игры, игровые упражнения, обсуждение возникающих вопросов).
Ожидаемые результаты: Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.
К концу года дети могут:
Уметь
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, ).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Методическое обеспечение
1. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.
2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.
10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г
12. Стасова Л. П. «Развивающие математические игры в ДОУ».
13. Образцова Т.Н. «Логические игры для детей».
14. Аромштам М. Баранова О. «Пространственная геометрия для детей».
Приложение 1
Месяц | Тема | Количество занятий |
Сентябрь | Повторение. Диагностика
|
|
Октябрь | Тема: Количество и счет
| 5 |
Ноябрь | Тема: Счет и сравнение количества предметов Тема: Сравнение количества предметов Тема: Порядковый счет до 10 Повторение | 1 1 1 1 |
Декабрь | Тема: Счет Тема: Развитие логики и внимания
| 2 2 |
Январь | Тема: Веселые задачки. Тема: Сравнение
| 2 3 |
Февраль | Тема: Математические задачи Тема: Ориентировка в пространстве Тема: Счет Тема: Решение задач
| 1 1 2 1 |
Март | Тема: Закрепление знаний о составе числа Тема: Состав чисел в пределах 10 Тема: Логические задачи Тема: Сравнения
| 1 1 2 1 |
Апрель | Тема: Сравнение по ширине и длине Тема: Закрепление знаний о форме Тема: Различение предметов по форме
| 1 2 1 |
Май | Тема: Закрепление знаний о форме Тема: Ориентировка в пространстве Тема: Ориентировка во времени
| 1 1 2 |
Приложение 2
Содержание развивающих игр по ФЭМП для детей 6-7 лет
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире. |
«Одно свойство» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. | |
«Кто в теремочке живет» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10. | |
«Кто в домике живет» «Веселые палочки»
| Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, справа, слева. Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.
| |
Октябрь | «Танграм» | Развивать умение работать со схемой. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие аналитических способностей, интереса, сообразительности, творческого мышления. |
«Сложи квадрат» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
«Найди различия»
| Упражнять детей в определении расположения предметов: на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимание, память. | |
Лабиринты «Докати шарик»
| Ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, глазомера. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Ноябрь | «Встречный ход» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
«Черепаха» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Ориентировка на листе бумаге. | |
Декабрь | «Кто мы?»
| Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
«Логика» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. | |
«Домино» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Январь | «Часть и форма»
| Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов. |
«Собери фигуру» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. | |
«Найди различия» «Подбери узор» | Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. | |
«Шашки»
| Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Февраль | «Логическая цепочка»
| Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
|
| |
«Мельница» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
«Ориентирование»
| Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Март | «Танграм» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
«Все о времени»
| Закрепить временные понятия. Знакомство с часами. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
«Шашки»
| Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Апрель | «Веселые палочки»
| Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.
|
«Веселые палочки»
| Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек | |
Май | «Веселый распорядок дня» | Закрепление знаний о временных отрезках. Учить понимать время по часам, соотносить с распорядком дня. |
Кубик рубик, конус | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |