Приёмы формирования у учащихся познавательного мотива на уроках. | Садовникова Наталья Васильевна. Работа №210224
Автор: Садовникова Наталья Васильевна
Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную активность?
МБОУ «СШ №20»,
Садовникова Н.В.,
учитель начальных классов.
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА НА УРОКАХ.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность?
Рассмотрим некоторые приёмы.
НАЗВАНИЕ
ОПИСАНИЕ ПРИЕМА
Драматизация
Сюжет расписан по ролям, в общение двух или нескольких человек раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты общества.
Описание
Рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной или духовной культуры. Может быть художественным или аналитическим.
Персонификация
Форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества.
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадку к которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятие.
«Удивляй»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
«Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой, например может переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменять значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего героя.
Новизна
Включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
Семантизация
В основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
Динамичность
Создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
Значимость
Создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
Эвристический
Задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу. Обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
Исследовательский прием
учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
Натурализация
Выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
Варианты оценки
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Проблемные вопросы
При знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом... можно использовать для...? Чем похожи ... и...? Каким образом ... влияет на...? Какой ... является лучшим и почему?
Рефлексия
При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Позитивной обратной связи = ПОС
Позитивная обратная связь (ПОС) должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)
дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей.
должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками
Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной
Примеры ПОС
Многообразие способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!»
Посмотрите на себя!
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Собственный пример.
Коллективной деятельность учащихся
Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих», пассивных учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе.
Контроль- наоборот
Не учитель задает вопросы, а ученики формулируют задания к понятиям, датам, именам, предоставленных им для работы. Составляя разноуровневые задания, они оценивают свои возможности, демонстрируют понимание логических связей между фактами, процессами.
Темная лошадка
Подача заданий на обобщающем, контрольном уроках или на этапе домашнего задания без раскрытия его содержания, только - по представлению категорий:
чрезвычайно трудно;
очень трудно;
трудно;
средней сложности;
нечего делать.
На основе реального оценивания своего потенциала ученик пробует свои силы. Смелость поощряется в любом случае, даже если с заданием до конца не справился.