приёмы работы по развитию речи на уроках физической культуры

Автор: Ладода Ольга Михайловна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

   Уроки физической культуры являются активным средством развития ребёнка. Они развивают не только физические качества и умения, но умственные способности. Физическое воспитание детей не должно сводиться только к мускульной деятельности, поэтому уроки физической культуры строятся таким образом, чтобы ученик мог  не только выполнять движения,  но и думать.  Думая, ребёнок развивает своё мышление.  Вместе с мышлением  развивается и речь ребёнка.  В ходе уроков дети усваивают различные понятия по физической культуре, названия  упражнений и спортивных снарядов, могут объяснить технику выполнения движений, рассказать об истории происхождения спортивных игр и правила поведения здорового образа жизни.

      Наряду с обогащением словарного запаса ребёнка на уроках физической культуры происходит и развитие связной речи.

      В старшем дошкольном возрасте дети усваивают простые понятия движений пространственных, временных и энергетических представлений:

-длинный - короткий (длиннее – короче);

-малый – большой (меньше - больше);

-узкий – широкий (уже – шире);

-дальний – ближний (дальше – ближе);

-верхний – нижний (выше – ниже);

-левый – правый (левее – правее);

-задний – передний (назад – вперёд);

-тонкий – толстый (тоньше – толще);

-медленный – быстрый (медленнее – быстрее);

-частый – редкий (чаще – реже);

-много – мало (больше – меньше);

-долгий – скорый (дольше – скорее);

-сильный – слабый (сильнее – слабее);

-предложных отношений: «на», «у», «в», «за», «возле», «около», «между»,

 «рядом», «над» и др.

Например, приставной шаг правым - левым боком; перенос веса тела правым – левым боком; медленный – быстрый бег, бежим медленнее – быстрее; канат толстый, а шнур тонкий; мяч большой – маленький; около стены, за мячом, между бревном и шинами, у гимнастической лестницы.

     Действуя с различными предметами, дети изучают в процессе двигательной деятельности свойства и фактуры материалов по типу: тяжёлый – лёгкий, плотный – пористый, холодный – горячий, эластичный – хрупкий, гладкий – шершавый, мягкий -  твёрдый и т. д.

Например, тяжёлый набивной мяч коричневого цвета; шершавый баскетбольный.

         Выполняя различные движения, у детей расширяется

и активизируется глагольный словарь: ловить, бросать, катать, набивать, висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать. Например, наклонятся вперёд; спрыгивать с куба; лазить по гимнастической лестнице.

     Играя в подвижные игры, дошкольники запоминают стихи, которыми сопровождаются эти игры. Дети могут рассказать правила подвижных игр, они проявляют и своё словотворчество, дошкольники сочиняют сказки, стишки, считалки к уже знакомым играм. Например, дети могут заменить слова в игре. В народной подвижной игре «Маланья», таков текст: 

                                   У Маланьи, у старушки

                                   Жили в маленькой избушке

                                   Семь дочерей, семь сыновей.

                                   Вот с такими большими глазами,

                                   С маленькими носами,
                                   С круглыми ушами,

                                   С длинными волосами,

                                   С короткими усами

                                   И с огромной головой.

                                   Они целый день не ели,

                                   На неё глядели

                                   И делали вот так.

Детям предлагается заменить слово «старушка» на любое другое, дошкольники придумывают различные прилагательные с новым словом, и получается совершенно другой стих:

                                   У лисички – хохотушки

                                  Жили в маленькой избушке

                                   Семь лисят, семь лисят.

                                   Вот с такими зелёными глазами,

                                   С чёрными носами,
                                   С острыми ушами,

                                   С длинными усами,

                                   С пушистыми хвостами,

                                   И с рыжей головой.

                                   Они целый день не ели,

                                   На неё глядели

                                   И делали вот так.

Естественно, все слова сопровождаются движениями.

      Школьники 1-х и 2-х классов способны не только заниматься словотворчеством, рассказывать правила подвижных и спортивных игр, но и могут объяснить технику выполнения упражнения, а дети 3-х и 4-х классов  уже способны объяснить технику выполнения упражнения по схеме.

Например, вот как может объяснить технику выполнения прыжка в длину с места младший школьник, при этом он не только рассказывает, но и показывает:

Исходное положение: ноги на ширине стопы, руки опущены вдоль туловища.

На счёт раз – встаю на носки, поднимаю руки вверх.

На счёт два – приседаю, делаю размах руками назад.

На счёт три – отталкиваюсь.

На счёт четыре – приземляюсь на полусогнутые ноги, вынося руки вперёд.

       Младшие школьники могут составлять и проводить комплексы общеразвивающих упражнений, оперируя различными понятиями:   «исходное положение», «упор на коленях», «на счёт раз -  делаем наклон вперёд» и т. д.

Например, ученик третьего класса составил не только комплекс, но и придумал очень интересные названия к упражнениям:

1.     «Робот».

  И. п.: основная стойка.

  На счёт раз – наклон головы вправо.

  На счёт два – и.п.

  На счёт три – наклон головы влево.

  На счёт четыре – и.п. (8 раз).    

2.     «Насос».

  И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

  На счёт раз – наклон вправо, руки скользят вдоль туловища.

  На счёт два – и.п.

  На счёт три – наклон влево, руки скользят вдоль туловища.

  На счёт четыре – и.п. (8 раз).

3.     «Сутулый человек».

  И. п.: сидя «по-турецки», руки на коленях.

  На счёт раз – наклон вперёд.

  На счёт два – и.п. (6 раз).

4.     «Футбол».

  И. п.: лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, ноги подтянуты   

            к животу.

  На счёт раз – выпрямить правую ногу.

  На счёт два – и.п.

  На счёт три – выпрямить левую ногу.

  На счёт четыре – и.п. (8 раз).

5.     «Самолёт».

  И. п.: лёжа на животе, руки отведены в стороны.

  На счёт раз – поднять голову и грудь.

6.     «Шалаш».

  И. п.: упор на коленях.

  На счёт раз – выпрямить ноги.

  На счёт два – и.п. (6 раз).                                                                         Дети начальной школы способны составлять кроссворды, сканворды,

по физической культуре и спорту, писать сочинения на разные темы:   «Команда чемпионов», « Мой дедушка – конькобежец», «Рекордсмен»,

«Мой любимый вид спорта», «Спорт в моей жизни», «Как появились коньки?» и др.

Например, ученица третьего класса написала сочинение о своём соседе:

« Я хочу рассказать о моём соседе. Можно подумать, какое это имеет отношение к спорту? Но мой сосед, дядя Гриша,- Григорий Дегтярёв – чемпион Европы и мира в десятиборье. Десятиборье – это спортивное состязание по десяти видам лёгкой атлетики… Григорий Григорьевич  

Дегтярёв родился в городе Воркуте, потом его семья переехала в Зуевский район Кировской области. Там он с пятнадцати лет начал заниматься десятиборьем… Меня удивило, что 22 июня 1984 года он установил мировой рекорд по десятиборью, набрав 8694 очков.  Мне нравится, что дядя Гриша очень вежливый, добрый».

Или вот ещё выдержки из сочинения второклассницы:

« Первые соревнования по конькобежному спорту прошли в Голландии в 1678 году, а в 1889 году в Амстердаме прошёл первый чемпионат мира…

 В 1924 году скоростной бег на коньках стал олимпийским видом спорта. Мой дедушка Саша в молодости занимался конькобежным спортом.  Ездил на тренировочные сборы и соревнования… Он награждён  бронзовой медалью  за участие в соревнованиях на приз С. М. Кирова. Я тоже хочу научиться  кататься на коньках».

А вот мальчик третьего класса написал сочинение о значении спорта в его жизни:

«Я люблю спорт с самого детства. Когда я был маленьким, родители записали меня в бассейн. С тех пор я регулярно плаваю. Больше всего мне нравиться плавать кролем. Мне так же нравиться принимать участия в соревнованиях, хотя я не занимал первые места. У меня хороший тренер, который помогает мне освоить технику плавания,..  Я считаю, что спорт необходим в жизни каждого человека. Спорт полезен для здоровья. Это лучшее занятие в жизни».

   Когда дети составляют комплексы общеразвивающих упражнений, пишут сочинения, придумывают кроссворды,  сканворды, они обращаются к дополнительной литературе. Всё это развивает мышление, а, следовательно, и речь не только устную, но и письменную.

   В  течение обучения в начальной школе, дети получают теоретические основы знаний о физкультурной деятельности:

- культурно-исторические основы (« Как появились Олимпийские игры», «Как появилась физическая культура у древних народов» и т. д.);

-психолого-педагогические основы (« Что называется передвижением человека, и какие способы передвижения вы знаете?», « Как зрение влияет на передвижение человека?» и т. д.);

-медико-биологические основы  (« Что вы знаете о личной гигиене?», « Что вы знаете о закаливании организма?» и т. д.).

  Получая знания на уроках  физической культуры, обращаясь к дополнительной литературе, школьники отвечают на вопросы,  готовят сообщения и рассказывают одноклассникам на уроках. Всё это приводит к развитию речи.

   При использовании разных методов и приёмов на уроках физической культуры, осуществляется интеграция с уроками по развитию речи, совершенствование и использование умений полученных на других занятиях.

 

 

 

 

 

   

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x