Приёмы развития исследовательских умений младших школьников

Автор: Агапова Надежда Александровна

 Приёмы развития исследовательских умений младших школьников

В современной жизни возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний.

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Мотивы участия педагогов в формировании исследовательского поведения воспитанников могут быть разными:

·      потребность времени;

·      инициатива администрации ОУ;

·      образовательный запрос учащихся;

·      заказ родителей;

·      желание освоить технологию исследовательской деятельности;

·      собственная инициатива.

В основе исследовательского обучения исследовательское поведение. Исследовательское поведение выстраивается  на базе поисковой активности. Она выступает в качестве мотива. При этом само исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно, «методом проб и ошибок», а может быть сознательным. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе, получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Но в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности — деятельности исследовательской. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез). Затем происходит моделирование своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это проверяется  на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценивается, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфические исследовательские способности.

Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:

·       умение задавать вопросы;

·       умение видеть проблемы;

·       умение вырабатывать гипотезы;

·       умение наблюдать;

·       умение проводить эксперименты;

·       умение давать определения понятиям и другие.

Познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа. На первом уровне столкновения с проблемой, ставятся описательные вопросы: «кто», «как», «что», «где», «когда». Когда проблемная ситуация описана, мы выходим на уровень казуальных вопросов: «почему», «отчего», «что делает». Создаётся базис для субъективных вопросов «Что я об  этом знаю?», Что я при этом чувствую?». Следующий - воображаемый  вопрос. Он звучит обычно так «Что было бы, если..?»Теперь следуют оценочные вопросы: «что лучше?», «Что правильнее?» Вопрос, ориентированный на будущее «Куда дальше?» не даёт остановиться воображению ребёнка.

Проблема – это затруднение, неопределённость. Поиск проблем – дело непростое. Умение видеть проблемы  развивается в течение длительного времени  в самых разных видах деятельности, и всё же существуют специальные приёмы, которые помогают в решении этой сложной задачи: «Составьте рассказ от имени другого персонажа» или «Посмотри на мир чужими глазами»

Что заставляет появиться на свет гипотезу, - проблема. Гипотеза - это возможный вариант решения проблемы. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем. Ценность предположений в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Выдвижение гипотез от самых простых до  самых безумных –ещё один важный исследовательский приём.

Приёмы «Найди отличие», «Предметы вокруг» помогают в развитии умения наблюдать, а это самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни.

Эксперимент — важнейший из методов исследования. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Эксперименты бывают мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме,  и с реальными объектами.

 Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Понятие — одна из форм логического мышления. Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, совместимость, возможность. Упражнение «Трудные слова», отгадывание кроссвордов и загадок – хорошие помощники в формировании этого умения.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1.  мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2.  умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3.  умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

 

4.  специальных исследовательских умений и навыков 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x