Статья Применение активных методов обучения на уроках английского языка. Автор: Секлетова Мария Николаевна

Автор: Секлетова Мария Николаевна
 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

 

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

 


Автор: Секлетова Мария Николаевна

Применение активных методов обучения

на уроках английского языка

Актуальность.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения четко определили приоритеты образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, в том числе и на уроках английского языка.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Степень новизны.

Данная технология может использоваться на любом предмете. Новизна заключается в том, что используя активные методы обучения, мною внесено в них новое содержание, методы, формы и средства применимые для обучения детей английскому языку.

Выявление противоречий.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Эта проблема особенно характерна для предмета Английский язык, так как наряду с нежеланием учиться у учащихся добавляется нежелание учить, а без этого невозможно усвоение любого иностранного языка.
Передо мной встала проблема, как вызвать интерес учащихся к изучению английского языка, организовать учебный процесс так, чтобы каждый учащийся был успешен на моих уроках. На своих уроках я начала использовать технологию активных методов обучения.

Методологическая основа.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоции, К.Д. Ушинского.

Систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевского, В. М. Ефимова, В. Ф. Комарова и др. Применение в практике проблемного обучения и развивающего обучения привело к возникновению методов, получивших название активные. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе методов лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и ученика. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я Лернер, М. М. Леви и др.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Современные учёные выделяют:

Дискуссионные методы

(свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление

процессами выработки и принятия группового решения.

2. Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

3. Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.

4. Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

 

 

Описание системы работы.

Активные методы обучения применяются мною на уроках английского языка, как на каждом его этапе, так и в процессе изучения тем.

Для каждого этапа урока мной используются активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

1. Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство). Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы.

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Я спрашиваю детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т. д. После этого я говорю, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее.

Для начала урока хорошо использовать метод «Летающие поговорки». Учащимся раздаются карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические, словопроизносительные навыки.

2. Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока).
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы.

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких пазлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать пазлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».

Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.

3. Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока). Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Метод «Прогноз». Я предлагаю ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее я опрашиваю детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Метод «Дерево». Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом — чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные — со сбывшимися ожиданиями или жёлтые — со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.

4. Этап презентации учебного материала.

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Я вывешиваю плакат или пишу на доске тему урока. Например, «Faces of London» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записать их на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

5. Этап проработки содержания темы.

Метод «Карусель» направлен на раскрытие содержания темы и закрепление полученных знаний. Для использования данного метода необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиозаписи, видеофрагменты. Каждая группа собирает информацию об определённых достопримечательностях. Одна группа слушает аудиозапись, находит ответы, записывает на доске. Другая группа выделяет необходимую информацию из текста, третья — из видеофрагмента, четвертая ищет ответы в интернете. Все ответы записываются на доске, дополняя друг друга. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

Метод «Хвастун» используется для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями временных форм английского языка, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод «Светофор» используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Метод «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста учащиеся по цепочке говорят: «Я прочитал…», «Я знал…», «Я узнал…».

6. Этап релаксации. Динамическая пауза. Если я чувствую, что учащиеся устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу! Иногда достаточно 5–10 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию.

Игра «Мим»: Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Другие должны угадать это время года.

Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Я объясняю, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовёт зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть и т. д.

7. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Для подведения итогов урока использую метод «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…», «Возьму с собой с данного мероприятия…».

Также эффективен метод «Ваш новый компьютер». Каждому участнику образовательного мероприятия выдаётся четыре стикера разных цветов. Учащиеся пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор — что нового увидел, на клавиатуру — чему научился, на системный блок — что понял, на мышку — что почувствовал.

На уроках контроля знаний, в частности по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Например, таким образом можно организовать обобщение по темам – времена группы Simple.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, Образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова-спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, Вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, Отрицательные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple). Я ставлю задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении я подвожу итог вышесказанному всеми группами, при необходимости вношу коррективы и подвожу итоги работы.

Результативность.

Используя технологию АМО, я пришла к выводу, что особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными.

Применение технологии АМО способствовало достижению следующих результатов:

Во-первых, наблюдается повышение качества знаний учащихся в моих классах по Английскому языку.

2014- 2015 учебный год качество знаний по предмету – 68%

2016 учебный год 1 полугодие – 70%

Во-вторых, повысилась активность учащихся на уроке и снизилась отвлекаемость.

 

Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

В – третьих, ежегодно увеличивается количество учащихся, желающих принять участие во внеурочной деятельности по предмету. Мои учащиеся активно принимают участие во Всероссийских конкурсах по английскому языку «BRITISH BULLDOG, «Лев». Активно принимают участие в предметной неделе по английскому языку.

Учащихся посещают кружок «Занимательный английский» и ежегодно количество детей в нём увеличивается.

Востребованность учащимися в дополнительном образовании.

Кружок «Занимательный англиский»

 

Таким образом, Активные методы обучения английскому языку способствуют:

формированию положительной учебной мотивации;

повышению познавательной активности учащихся;

активному вовлечению

обучающихся

в образовательный процесс;

стимулированию самостоятельной деятельности;

развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

развит

ию

универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития. Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. Процесс обучения становится насыщенным, качественным, эффективным, психологически комфортным не только для обучающихся, но и для педагогов.

Активные методы обучения позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

1.Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 2008.

2.Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/

3.Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.

4.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.:Мысль, 2009.

5.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М: Велби, 2007.

6.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академический проект, 2007г.

7.Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x