Применение аутентичного материала на уроках английского языка. ☼ ☼
Автор: Кротова Ольга Сергеевна
Структура современного урока стремительно меняется. Сейчас для всех педагогов на первом месте стоит мотивация детей на уроках. Все говорят о применении ИКТ - технологий, мультимедийных средств обучения. Меняется процесс обучения и подход к нему. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности ученика.
Урок английского языка, как никакой другой, позволяет использовать наглядные материалы и средства обучения, такие как видеофильмы, песни, видеоклипы, карты, картинки, таблицы, схемы, презентации. Такая форма организации учебного процесса не заменяет традиционные методы преподавания, но удачно с ними сочетаются.
Актуальность использования аутентичных материалов в обучении иностранному языку заключается в их функциональности. Под функциональностью понимается их ориентация на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении языком.
Считается, что предпочтительнее учить языку на аутентичных материалах, то есть материалах, взятых из оригинальных источников и не предназначенных для учебных целей. С другой стороны, они указывают, что такие материалы порой слишком сложны в языковом аспекте и не всегда отвечают конкретным задачам и условиям обучения, одновременно выделяя отдельно методически- или учебно-аутентичные тексты.
К аутентичным материалам относят:
- личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из дневников подростков, реклама, карты, ярлыки, графики и схемы, расписания, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты, также теле- и радиопрограммы.
Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить учащихся с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.
Таким образом, аутентичные материалы - это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.
Учебно-аутентичные материалы - это материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и
критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач
Преимущества использования аутентичного материала в классе:
· они интересные и стимулирующие;
· их можно отобрать в зависимости от интересов учащихся, или могут быть отобраны самими учащимися для своих целей;
· аутентичный материал отражает действительное употребление языка в культурном контексте.
Аутентичный материал может быть разделен на следующие группы:
1. предметы действительности
2. печатные тексты (книги, газеты)
3. изображения (фото, плакаты)
4. мультимедиа (CD, DVD, компьютерные программы)
Аутентичные материалы должны соответствовать следующим требованиям:
· соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках;
· содержать новую и интересную для учащихся информацию;
· представлять разные форм речи;
· наличие избыточных (достаточных) элементов информации;
· естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств;
· способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
Чтобы аутентичный материал применялся эффективно, необходимо научиться их выбирать и приспособить их целям обучения. Например, можно принести глобус, чтобы рассказать о географическом положении то или иной страны. Или принести меню, чтобы рассказать о ресторанах и пище. Главное, чтобы материалы были доступны и хорошего качества.
Использовании аудиоматериала с визуальным подкреплением значительно упрощает процесс восприятия иноязычной речи и приближает процент полного понимания услышанного к 100 %. Принимая во внимание возрастные особенности, а также уровень подготовки учащихся, можно предложить опорные слова и достаточно разнообразные упражнения: начиная от респонсивных (вопрос - ответ) и описательных (пересказ по разработанному вместе плану) и заканчивая репродуктивными (ролевая игра).
Таким образом, применение аутентичных материалов и рассмотрение особенностей работы с ними в процессе обучения аудированию и говорению представляется целесообразным и эффективным на всех этапах
обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетентности учащихся.
На своих уроках я активно использую все группы аутентичных материалов, это и предметы , которые нас окружают, печатные тексты изданий, плакаты географические карты, аудио и видио-материалы. Интерес возникает в следствии подготовки таких материалов самими учениками. На слайде вы можете видеть адреса сайтов, где можно заимствовать такие материалы. Но, к сожалению, они могут быть использованы только в online режиме.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что существует множество Интернет - ресурсов, которые будут полезны для формирования коммуникативной компетентности своих учеников.
Литература: