ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ☼
Автор: Ананьева Елена Васильевна
Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Исследования, которые проводятся учёными в учебных заведениях, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда студент овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках литературы пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому на занятиях весьма целесообразно использовать информационные технологии, так как они:
1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
2. повышают интенсивность обучения;
3. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
4. обеспечивают объективность оценивания результатов;
5. увеличивают долю самостоятельной работы.
Применение видеоносителей на уроках литературы.
Применение видеоносителей необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Именно они дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках литературы, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к литературе как к предмету обучения.
К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку, содержащую научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке.
В наш век популярного и доступного использования Интернет как преподаватели, так и сами студенты беспрепятственно могут найти огромное количество материалов на просторах глобальной сети. Активным спросом пользуются общероссийские сайты с торрент-файлами:
1.
2.
3.
Не менее популярны и городские ресурсы таких Интернет-провайдеров, как Аист, Инфолада, Волгателеком.
Весьма целесообразно в пополнении видеотеки задействовать студентов, так как они, порой, быстрее и легче ориентируются на просторах Интернета.
Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым необходимо привлечь внимание учащихся.
После такой подготовительной работы, преподавателю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Он должен кратко остановиться на названии кинофильма.
В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.
Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.
Работа с кинофрагментами состоит из следующих 3-х этапов:
1. Вступительная беседа.
2. Просмотр кинофрагмента.
3. Проверка понимания кинофрагмента.
Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания литературы.
Компьютерные программные технологии
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении литературы.
Информационно-коммуникационные технологии (в нашем конкретном случае – это создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint) способны: стимулировать познавательный интерес к литературе, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.
Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления о жизни и творчестве различных писателей. Преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).
Возможности применения преподавателем Интернет-ресурсов для подготовки к занятию.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании литературы предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.
Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически по любой теме.
В качестве примера можно привести следующий сайт: Литература, Издательский дом «Первое сентября» – , на страницах которого предлагается уже готовый интересный материал по предмету. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса – электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок литературы» – . Газета издается с 1997 г. Она содержит материалы к урокам, обмен опытом, материалы для подготовки к экзамену, материалы конкурса лучших учительских разработок текущего года, исторические сведения, рецензии на новые учебные и методические издания, тесты, занимательные задания, творческие работы учащихся.
Из имеющейся базы данных в сети Интернет преподаватель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе.
Таким образом, современные информационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, гарантируют рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету литература. А преподаватель, владеющий современными технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Литература
1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2013. - №1.
2. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2014. - №2.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2011.
4. Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2013. - 272с. - 169с.