Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Ананьева Елена Васильевна

  Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.

    Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

    Исследования, которые проводятся учёными в учебных заведениях, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.

    Учение становится учебной деятельностью тогда, когда студент овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках литературы пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому на занятиях весьма целесообразно использовать информационные технологии, так как они:

1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;

2. повышают интенсивность обучения;

3. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

4. обеспечивают объективность оценивания результатов;

5. увеличивают долю самостоятельной работы.

     Применение видеоносителей на уроках литературы.

   Применение видеоносителей необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Именно они дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

   Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках литературы, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к литературе как к предмету обучения.

   К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

   Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку, содержащую научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке.

   В наш век популярного и доступного использования Интернет как преподаватели, так и сами студенты беспрепятственно могут найти огромное количество материалов на просторах глобальной сети. Активным спросом пользуются общероссийские сайты с торрент-файлами:

1.

2.

3.

   Не менее популярны и городские ресурсы таких Интернет-провайдеров, как Аист, Инфолада, Волгателеком.

   Весьма целесообразно в пополнении видеотеки задействовать студентов, так как они, порой, быстрее и легче ориентируются на просторах Интернета.

    Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым необходимо привлечь внимание учащихся.

    После такой подготовительной работы, преподавателю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Он должен кратко остановиться на названии кинофильма.

В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.

Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих 3-х этапов:

1. Вступительная беседа.

2. Просмотр кинофрагмента.

3. Проверка понимания кинофрагмента.

   Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания литературы.

 Компьютерные программные технологии

    Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении литературы.

    Информационно-коммуникационные технологии (в нашем конкретном случае – это создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint) способны: стимулировать познавательный интерес к литературе, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.

   Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления о жизни и творчестве различных писателей. Преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

 

Возможности применения преподавателем Интернет-ресурсов для подготовки к занятию.

   Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании литературы предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.

   Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически по любой теме.

    В качестве примера можно привести следующий сайт: Литература, Издательский дом «Первое сентября» – , на страницах которого предлагается уже готовый интересный материал по предмету. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса – электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок литературы» – . Газета издается с 1997 г. Она содержит материалы к урокам, обмен опытом, материалы для подготовки к экзамену, материалы конкурса лучших учительских разработок текущего года, исторические сведения, рецензии на новые учебные и методические издания, тесты, занимательные задания, творческие работы учащихся.

  Из имеющейся базы данных в сети Интернет преподаватель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе.

   Таким образом, современные информационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, гарантируют рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету литература. А преподаватель, владеющий современными технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Литература

 1.      Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2013. - №1.

2.      Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2014. - №2.

3.       Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2011.

 

4.       Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2013. - 272с. - 169с.

Пожалуйста, подождите.
x
×