Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. | Сычева Елизавета Михайловна. Работа №209722
Автор: Сычева Елизавета Михайловна
В данной статье рассматривается современный инновационный подход к обучению младших школьников .
Применение инновационных технологий
на уроках в начальной школе.
Учитель начальных классов Сычева Е.М.
Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность
Бернанд Шоу
Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». (Цицерон)
Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке.
При использовании инновационных технологий в обучении успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; мозговая атака; групповая дискуссия; кластеры;(это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.) «Продвинутая лекция» ; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты ; дидактическая игра; лингвистические карты; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.
Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество) ; усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.
Технология развития критического мышления Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Дискуссия (от лат.) – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
Основные задачи дискуссии: обмен первичной информацией; выявление противоречий; переосмысления полученных сведений; сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Метод проектовдля учебных проектов важно: определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности; обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации; выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы; сформулировать конкретные задачи проекта и определить тему проекта.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом.
Нетрадиционные уроки :
Урок - семинар ; Урок – лекция; Урок – беседа; Урок – практикум; Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра; Урок - защита проекта; Урок – диспут; Урок – конференция; Урок - театрализованное представление; Урок – маскарад; Урок – путешествие; Урок – зачет.
Использование технологии развития критического мышления помогает формировать в детях самостоятельность, коммуникативность, толерантность, мобильность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.