«Применение инновационных технологий в реализации программы «Юный эколог», как средство повышения мотивации обучающихся». | Березина Ольга Станиславовна. Работа №368572
В статье описан опыт работы по методической теме педагога «Применение инновационных технологий в реализации программы «Юный эколог», как средство повышения мотивации обучающихся» в МКОУ ДО ДДТ "Фантазия" пгт Верхошижемье Кировской области. Работа проводилась с 2022-2023 уч.г. по 2024-2025 уч.г.
Работа по методической теме: «Применение инновационных технологий в реализации программы «Юный эколог», как средство повышения мотивации обучающихся.»
Начало работы по теме: 2022-2023 учебный год, окончание работы по теме 2024-2025 уч.г., педагог Березина О.С.
За период работы поставлена: цель, задачи.
Изучены виды педагогических технологий на основе личностно-ориентированного подхода:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология индивидуального обучения ;
Коллективный способ обучения;
Технологии адаптивной системы обучения;
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Технология КТД;
Технология ТРИЗ;
Проблемное обучение;
Коммуникативная технология;
Технология программированного обучения;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения (Л.ВЗанков; Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)
Информационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Групповые технологии
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова).
Технология развития критического мышле
ния(ТРКМ).
В следующем учебном году запланировано применение некоторых технологий с анализом полученного результата.
В течение учебного года были применены:
*Информационные технологии.
В своей работе я использую следующие модели ИКТ:
выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
компьютерное тестирование;
работа с электронными энциклопедиями, виртуальными библиотеками, образовательными порталами
;
применение коллекции видеоряда;
участие в интернет-олимпиадах и творческих конкурсах и т.д..
Применение информационных технологий в процессе обучения воспитанников объединения естественнонаучной направленности, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес к экологии, другим естественным наукам и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей актуальной информации в области эколого-биологических знаний, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Во многом ИКТ обеспечивает наглядным материалом занятия с обучающимися кружка.
*Технология развития критического мышления (ТРКМ)
ВЫЗОВ
Используемые приемы: мозговой штурм, карты познания, перепутанные логические цепочки, дискуссия. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения. Можно сочетать индивидуальную и групповую работы.
Роль преподавателя стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников, не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции педагога, прослушивание аудиозаписи. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.
Педагог - это непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
Если учащиеся работают с текстом, отслеживаю степень активности его работы.
Использование элементов технологии ТРИЗ. Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
Все перечисленные выше технологии наиболее применимы и актуальны на занятиях в объединении «Юный эколог».
Выводы работы по данной теме.
Достоинства инновационных технологий заключаются в том ,что они дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания; развивают самостоятельность в учебной деятельности; увеличивают время проговаривания учебного материала на занятии; создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает; повышается коммуникативная культура; растет мотивация к дальнейшему образованию; повышается самооценка ученика; снимается психологическое напряжение ученика и педагога.
Специфика использования технологий в следующем:
На первом этапе учитель проводит
информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»; организационный ввод, где учитель дает учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»; предлагается алгоритм поведения; учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору); предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;. учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
профессионального роста; эмоциональную удовлетворенность; возможность саморазвития; организации дифференцированного обучения; прогнозирование результатов обучения; ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного); информационного источника для усвоения выбранного объема знаний; способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти); темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; формы, вида и времени контроля и самоконтроля; партнера для диалогового общения; роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
самостоятельной деятельности; коммуникативной деятельности.
Диагностика полученных результатов происходит в форме:
наблюдения; бесед; анкетирования; обмена опытом на педсоветах, семинарах; вычисления коэффициента самостоятельности; подведения итогов триместров, полугодий; сдаче экзаменов в новом формате.