Статья Применение когнитивной образовательной технологии при обучении математике в 5 классе. Автор: Селиванова Светлана Викторовна

Автор: Селиванова Светлана Викторовна
Когнитивная технология предполагает модульную структуру содержания и процесса обучения. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе кото­рого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в осно­ве частного или общего метода научного познания. Иначе говоря, информация, которая определяет действия для достижения какой-либо цели: как решить квадратное уравнение, как перемножить дроби, определить площадь фигуры и т.д. Основная функция процедурной информации заключается в преобразова­нии и получении новой информации.


Автор: Селиванова Светлана Викторовна
Применение когнитивной образовательной технологии при обучении математике в 5 классе
Достижения науки, интенсивное развитие техники и технологий меняют характер и содержание многих видов труда, требуя от человека уже не только и не столько физических затрат, сколько интеллектуальных усилий, самостоятельности и ответственности в принятии решений. Для человека, стремящегося быть востребованным и успешным в будущей профессиональной деятельности, образование становится насущной потребностью.
Анализируя тенденции развития современного общества, эксперты Совета Европы пришли к выводу о том, что особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, эндогенным процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности как в области здравоохранения и защиты окружающей среды, так и производства товаров и услуг.
В связи с этим одной из ведущих целей современного образования становится формирование когнитивных свойств учащихся, что составляет содержание интеллектуального развития человека как составной части развития личности в целом. Для формирования когнитивных свойств личности учащегося требуются специальные образовательные технологии, обеспечивающие интеллектуальное развитие обучающихся.
Одной из таких технологий является когнитивная образовательная технология, разработанная профессором М.Е. Бершадским. Он отмечает, что когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и т.п. Главным принципом развития познавательных способностей является то, что на первом месте стоит познание учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками реальных образовательных объектов приводит не только к получению знаний об этом объекте, но и к знанию способов их получения.
Основной целью когнитивной образовательной технологии является создание условий для понимания каждым учащимся воспринимаемой информации, развитие его когнитивных способностей и интеллектуального потенциала. Приоритетными задачами технологии являются:
Интеллектуальное (когнитивное) развитие учащихся.
Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения.
Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, обрабатывать ее и делать на ее основе выводы.
Формирование критического мышления, обеспечивающего умения: выделять логические связи; обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях; проводить различия между фактами и предположениями; разграничивать обоснованные и необоснованные оценки; формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации; выделять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов и др.
Когнитивная технология предполагает модульную структуру содержания и процесса обучения. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Иначе говоря, информация, которая определяет действия для достижения какой-либо цели: как решить квадратное уравнение, как перемножить дроби, определить площадь фигуры и т.д. Основная функция процедурной информации заключается в преобразовании и получении новой информации.
Проектирование учебного процесса в соответствии с когнитивной образовательной технологией начинается с диагностики исходного состояния учащихся. На основе данных диагностики определяется система обучающих воздействий: выбираются методы, приемы, формы и средства обучения, отбирается и структурируется содержание обучения.
В результате применения выбранной системы воздействий учащиеся переходят в промежуточное состояние, для изучения которого вновь применяются средства диагностики, фиксирующие достижения учащихся и позволяющие обнаружить их затруднения при усвоении новой информации. На основе полученных данных учитель модифицирует модель обучения, изменяя методы, формы, приемы и средства обучения, приводя модель в соответствии с изменившимся состоянием учащихся. Результаты применения модифицированной модели вновь диагностируются, что в очередной раз приводит к коррекции модели и т.д. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные результаты обучения.
По мнению разработчиков технологии, важной составляющей процесса когнитивного обучения является организация самостоятельного обучения. Функция самостоятельной работы состоит в обучении учащихся умению извлекать и отбирать факты, делать собственные обобщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные знания. Она готовит ребенка к непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни.
Методы самостоятельной работы с разнообразными источниками информации могут быть использованы при изучении любого предмета как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях и во внеурочной деятельности. Методы самостоятельной работы можно сочетать с другими методами. Самостоятельная работа учащихся по формированию новых знаний служит подготовительным этапом к их совместной с учителями аналитической, корректирующей, контролирующей деятельности по усвоению материала. Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребенком фактического материала, опыта его личностного осмысления и оценки. При самостоятельной работе происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность. Посильное включение детей в самостоятельную работу полезно в любом возрасте, особенно подростковом и юношеском. В диагностическом аспекте самостоятельная работа учащихся особенно информативна, поскольку с наибольшей полнотой и ясностью проявляет истинную картину усвоения учащимися знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.
Инструментом организации самостоятельной работы учащихся и управления ею являются рабочие листы, содержащие систему когнитивных заданий, а также задания для самодиагностики. Примеры таких рабочих листов приведены в приложении к методическому пособию. Каждый учащийся работает с рабочим листом самостоятельно, выполняя задания в соответствии со своими индивидуальными особенностями восприятия.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x