Применение листов рабочей тетради. | Уфимцева . Работа №330780
В данной статье мы рассмотрим значение листов рабочей тетради в образовательном процессе. Актуальность темы заключается в роли рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности: необходимости закрепления пройденного материала, диагностики знаний и навыков у учащихся для повышения эффективности. Для контроля уровня сформированности знаний, лист рабочей тетради включает ряд задач или проблемные вопросы. Листы рабочей тетради сокращают время на подготовку к урокам, рабочий лист можно использовать как сценарий к уроку. Благодаря листам рабочей тетради улучшается дисциплина на уроке, все ученики заинтересованы в решении поставленных перед ними задач. У детей появляется интерес к урокам, потому что он составлен исходя из интересов учащихся. У учеников повышается мотивация, так как они идут от простого к сложному и это ведёт к достижению поставленных целей. Немаловажным плюсом рабочих тетрадей является их разнообразие, листы рабочей тетради могут состоять из головоломок, интересных фактов, проблемных вопросов, тематических и творческих заданий. Применяется индивидуальный подход, что повышает внимание учеников и их продуктивность. Листы рабочей тетради могут применяться как для классных мероприятий: самостоятельные работы, объяснение новой темы, повторение темы; так и в качестве домашнего задания, для закрепления пройденного материала.
Применение листов рабочей тетради в профессиональной образовательной организации.
The use of workbook sheets in a professional educational organization.
А. П. Уфимцева
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
г. Екатеринбург, Россия
Е-mail: nastya25mochalkina14@mail.ru
by A. P. Ufimtseva
Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University"
Yekaterinburg, Russia
E-mail: nastya25mochalkina14@mail.ru
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим значение листов рабочей тетради в образовательном процессе. Актуальность темы заключается в роли рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности: необходимости закрепления пройденного материала, диагностики знаний и навыков у учащихся для повышения эффективности. Для контроля уровня сформированности знаний, лист рабочей тетради включает ряд задач или проблемные вопросы. Листы рабочей тетради сокращают время на подготовку к урокам, рабочий лист можно использовать как сценарий к уроку. Благодаря листам рабочей тетради улучшается дисциплина на уроке, все ученики заинтересованы в решении поставленных перед ними задач. У детей появляется интерес к урокам, потому что он составлен исходя из интересов учащихся. У учеников повышается мотивация, так как они идут от простого к сложному и это ведёт к достижению поставленных целей. Немаловажным плюсом рабочих тетрадей является их разнообразие, листы рабочей тетради могут состоять из головоломок, интересных фактов, проблемных вопросов, тематических и творческих заданий. Применяется индивидуальный подход, что повышает внимание учеников и их продуктивность. Листы рабочей тетради могут применяться как для классных мероприятий: самостоятельные работы, объяснение новой темы, повторение темы; так и в качестве домашнего задания, для закрепления пройденного материала.
Ключевые слова: лист рабочей тетради, самостоятельная работа, самоконтроль, средство обучения, учебно-познавательная деятельность, индивидуальное обучение, образовательный процесс.
Abstract. In this article, we will consider the importance of workbook sheets in the educational process. The relevance of the topic lies in the role of workbooks in the methodological support of educational activities: the need to consolidate the material studied, diagnose students' knowledge and skills to improve efficiency. To control the level of knowledge formation, the workbook sheet includes a number of tasks or problematic issues. Workbook sheets reduce the time to prepare for lessons, the worksheet can be used as a script for a lesson. Thanks to the sheets of the workbook, discipline in the lesson improves, all students are interested in solving the tasks assigned to them. Children have an interest in the lessons, because it is based on the interests of the students. Students' motivation increases, as they go from simple to complex and this leads to achieving their goals. An important advantage of workbooks is their variety, workbook sheets can consist of puzzles, interesting facts, problematic issues, thematic and creative tasks. An individual approach is applied, which increases the attention of students and their productivity. The workbook sheets can be used both for classroom activities: independent work, explanation of a new topic, repetition of a topic; and as homework, to consolidate the material covered.
Keywords: workbook sheet, independent work, self-control, learning tool, educational and cognitive activity, individual learning, educational process.
Рабочая тетрадь — разновидность учебного пособия с печатной основой, которое содержит задания для самостоятельной работы в нем учащихся. Использование рабочих тетрадей в учебном процессе способствует: качественному усвоению учебного материала; приобретению и закреплению практических умений и навыков; формированию у студентов навыков самостоятельной работы и самоконтроля; развитию мышления, активизации учебно-познавательной деятельности; организации контроля за ходом учебного процесса [1].
Рабочая тетрадь является средством обучения, предназначенным для закрепления, углубления и контроля знаний учащихся. Она может содержать различные типы заданий (выполнение упражнений, решение задач, анализ текстов и т.п.), которые способствуют развитию когнитивных, коммуникативных и творческих навыков учеников.
Одним из главных преимуществ рабочих тетрадей является их индивидуальный характер – каждый ученик может работать в соответствии с собственным уровнем знаний и темпом обучения. Более того, благодаря возможности самоконтроля и самооценки, ученики могут самостоятельно оценить свой прогресс и увидеть свои ошибки, что способствует их более глубокому усвоению материала [2].
Другим важным свойством рабочих тетрадей является целенаправленное использование технологий обучения – в рабочих тетрадях могут быть использованы различные методы и техники, позволяющие наиболее эффективно закрепить материал, например, методика проблемного обучения, методика проектов и кейсов.
В результате анализа необходимых литературных источников и учёта практического опыта Р. В. Фесич сформулировал следующее определение: «Рабочая тетрадь – учебное издание (средство обучения), на основании работы с которым у обучающихся происходит осознание нового учебного материала и формирование практических умений, которое также служит целям организации самостоятельной работы обучающихся и контроля их учебных достижений» [3].
А. С. Звягин предлагает проанализировать следующее определение рабочей тетради: «Рабочая тетрадь представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Они быстрее других откликаются на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс» [4].
По В.А. Козакову, внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:
– продолжение;
– более прочное усвоение теоретических знаний;
– приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;
– контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю);
– формирование у студентов умений и навыков самоконтроля [5].
По В.А. Козакову, внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:
– продолжение;
– более прочное усвоение теоретических знаний;
– приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;
– контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю);
– формирование у студентов умений и навыков самоконтроля [5].
Листы рабочей тетради имеют печатную основу. Работая с листами рабочей тетради, учащимся необходимо что-то достроить, дописать, дочертить, дорисовать в самих листах с заданиями. При освоении теоретических знаний наличие печатной основы дает возможность обучающемуся сконцентрировать свое внимание на сущности учебного материала, снижает затраты учебного времени на конспектирование. Поэтому благодаря применению рабочей тетради теоретический учебный материал воспринимается эффективнее [6].
По мнению В.В. Корниловой, рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество [7].
Внедрение рабочих тетрадей в практику обучения профессии служит решению следующих дидактических задач:
- наиболее полное усвоение обучающимися теоретических знаний;
- приобретение практических умений и навыков решения типовых, а также развивающих, творческих заданий;
- овладение алгоритмами решения типичных предметных и профессиональных проблем;
- формирование и развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации и самоконтроля;
- развитие умений и навыков интеллектуальной деятельности;
- обеспечение эффективного контроля дидактического процесса со стороны педагога.
Рабочая тетрадь служит инструментом для самостоятельной работы студентов, где они могут закреплять свои знания и умения, а также контролировать свой прогресс в обучении. Также она является важным инструментом для преподавателя, который может использовать ее для оценки знаний и умений студентов, а также для планирования дальнейшей работы [8].
В рабочей тетради могут быть различные типы заданий: тесты, задачи на расчеты, задания на анализ и синтез информации, задания на решение проблемных ситуаций и т.д. Важно, чтобы задания были разнообразными и отвечали целям и задачам учебной программы.
Для успешной работы студентов с рабочей тетрадью необходимо обеспечить им доступ к необходимым ресурсам: учебным материалам, литературе, справочной информации, а также обеспечить своевременную обратную связь со стороны преподавателя. Важным моментом является также дифференциация заданий для разных категорий студентов в зависимости от их образовательного уровня и способностей.
В целом, рабочая тетрадь – это важный инструмент в индивидуализации обучения, который позволяет студентам контролировать свой прогресс в обучении, а также облегчает работу преподавателя. Однако, для успешного использования рабочей тетради необходимо обеспечить ее качественное оформление и доступность для студентов всех уровней [9].
Об использовании рабочей тетради в процессе подготовки специалиста в вузе пишет Н. Е. Эрганова. Цели применения рабочей тетради в профессиональном обучении:
-обеспечить качественное усвоение учебного материала;
-выработать умения и навыки учебной деятельности;
-формировать навыки самостоятельной работы;
-способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [10].
Однако, необходимо помнить, что рабочая тетрадь никогда не заменит учебник. По мнению многих теоретиков и практиков, учебники и тетради с печатной основой, по своим функциям, являются взаимодополняющими средствами обучения. Учебник направлен, прежде всего, на представление, а рабочая тетрадь – на осознание учебного материала. Она рассматривается как средство, которое совершенствует методику обучения и выступает как дополнение к учебнику. От учебников рабочие тетради отличаются отсутствием большого по объему текстового материала, наличием значительного количества разнообразных и разноуровневых практических заданий. Именно работа параллельно с учебником и рабочей тетрадью обеспечивает повышение эффективности обучения, усиливает воспитательную и развивающую функции дидактического процесса. Иногда возникает необходимость предоставить определённое количество материала в рабочей тетради. Но в этом случае важно сохранить концепцию рабочей тетради, доминирование текстовой информации нежелательно.
Также различают три вида рабочих тетрадей:
Информационный вид. Представляет собой определённый объём информации учебного материала. Учебная информация помогает учащимся углубиться в тему и лучше ориентироваться в поставленном вопросе.
Контролирующая рабочая тетрадь. Данный вид рабочей тетради подходит для закрепления пройденного на занятии материала. Даёт возможность установить уровень усвоения изученной на занятии темы и найти способы улучшения эффективности учащихся.
Смешанный вид рабочей тетради. Данная рабочая тетрадь включает в себя как информационный блок, так и задания для диагностики знаний учащихся, что способствует увеличению показателя качества знаний [11].
Согласно работе Н. У. Эргановой выделяют следующие функции листов рабочей тетради:
Обучающая функция. Использование рабочих тетрадей помогает педагогу управлять учебной деятельностью обучающихся, способствует формированию у них необходимых знаний, практических умений и навыков.
Развивающая функция. Рабочая тетрадь как инструмент развития внимания и интеллектуальных способностей обучающихся с помощью специально разработанных заданий и упражнений частично-поискового и поискового характера. У учащихся формируются новые знания и навыки и происходит их закрепление на практике.
Воспитательная функция. Регулярное заполнение листов рабочей тетради способствует развитию дисциплины, вырабатывает следующие качества: организованность, внимательность, аккуратность, честность, трудолюбие, настойчивость.
Контролирующая функция. Рабочая тетрадь также может быть полезна для проведения диагностики и контроля пройденного материала для выявления отклонений и преобразования процесса обучения.
Рационализирующая функция. Листы рабочей тетради направлены на совершенствование учебной деятельности обучающихся и педагога, они помогают расставить приоритеты с целью обеспечить качественное распределение времени на учебном занятии и при выполнении заданий самостоятельно.
В рабочей тетради студенты могут выполнять различные задания, решать задачи, отвечать на вопросы, делать заметки, делать конспекты лекций и т.д. Важно, чтобы студенты вели тетрадь аккуратно, внимательно заполняли задания и следили за своим прогрессом.
Кроме того, проверка знаний с помощью листов рабочей тетради помогает оценить эффективность образовательного процесса, а также определить необходимость корректировки методов обучения. Это позволяет улучшить учебный процесс и повысить общий уровень образования.
Для преподавателя рабочая тетрадь становится инструментом для оценки активности студентов, их понимания учебного материала и уровня подготовки. Преподаватель может использовать информацию из тетрадей студентов для планирования уроков, корректировки своей работы и дальнейшей помощи студентам. Также важно учитывать индивидуальные особенности студентов, их интересы и потребности при составлении заданий. Разнообразие заданий поможет привлечь внимание и мотивировать студентов к активной работе с материалом. Кроме того, необходимо создать поддерживающую атмосферу в учебной группе, где студенты будут чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы активно участвовать в занятиях и выполнять поставленные задачи.
Обратная связь со стороны преподавателя играет ключевую роль в успешном выполнении заданий студентами. Поэтому важно регулярно проводить обсуждение результатов выполнения заданий, давать конструктивные советы и поощрения, чтобы стимулировать студентов к дальнейшему развитию.
Наконец, важно поддерживать мотивацию студентов, поощрять их достижения и помогать преодолевать трудности. Это поможет им добиться успеха в учебе и развитии своих навыков.
Однако, необходимо учитывать, что эффективность использования рабочей тетради зависит от компетентности педагога и правильной методической разработки заданий и упражнений в ней. Важно, чтобы в рабочей тетради преобладали задания и упражнения, направленные на углубление и закрепление учебных знаний, а также на развитие практических навыков и умений. Она должна помогать обучающимся отработать материал, пройденный на занятии, самостоятельно усвоить новые знания, а также научиться применять их на практике.
Использование рабочих тетрадей способствует рациональной организации учебного времени и учебной работы студентов. Упражнения в рабочей тетради должны быть специально подобраны, чтобы обеспечить активную и продуктивную работу студента как в аудитории, так и дома.
В процессе разработки листов рабочей тетради необходимо учитывать возраст и уровень подготовленности учащихся, структурировать информацию и предоставить достаточное количество упражнений для закрепления знаний. Кроме того, в листах следует использовать различные типы заданий, это позволит учащимся развивать разнообразные мыслительные операции и умения. Качественные рабочие тетради могут состоять из заданий «от простого, к сложному», чтобы у каждый мог постепенно дойти до последнего задания и проработать каждый вопрос. Внедрение в листы рабочей тетради различных схем, картинок, таблиц, графиков или введение в контекст заданий главных героев популярных фильмов или мультфильмов для более глубокого погружения в задание, поможет заинтересовать каждого и сделает урок продуктивным и запоминающимся.
Таким образом, рабочая тетрадь является важным инструментом в учебном процессе, который позволяет облегчить усвоение учебного материала, увеличить эффективность выполнения практических заданий, а также развивать интеллектуальные способности обучающихся и играет важную роль в образовательном процессе, как для студентов, так и для преподавателей, помогая им достичь поставленных учебных целей и задач.
Список литературы.
Василькова, Н. А. Модель рабочей тетради студента по дисциплине «Методика профессионального обучения
»
/ Н. А. Василькова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. №3 (10). – С. 44-46. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/ 123456789/598
Ликарчук, А. М. Технология создания и использования тетрадей с печатной основой (на материале химии) / А. М. Ликарчук // автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02, 2003. – 20 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-tetrad-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya
Фесич, Р. В. Использование рабочей тетради при обучении профессии / Р. В. Фесич – РИПО ИПР, 2016. – 45 с. – URL: http://irpodnr.com/files/Knigniy_kiosk/Zagornii_Fesich.pdf
Звягин, А.С. Рабочая тетрадь на печатной основе - кто платит? / А.С. Звягин // Образование в лицах. - 2017. - №4. - С. 30 - 33
Козаков, В.А. Психология деятельности
/ В.А. Козаков. - Киев: Вища школа, 2008. 289 с.
Морозова, Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Морозова // Молодой ученый. – 2011. – №2. Т.2. – С. 102-104. – URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=24075061
Корнилова, В. В. Рабочая тетрадь как эффективное дидактическое средство обучения будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью / В. В. Корнилова // Управленец, 2015. – №1. – С. 36-38.
Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый, 2013. – №4. – С. 552-555. – URL: https://eli brary.ru/item.asp?id=18932823
Майорова, И. Г. Использование рабочих тетрадей как средства повышения эффективности профессиональной подготовки
/ И. Г. Майорова / 2012. – 38 с. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42654526
Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова // Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
з
аведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с. – URL:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8756
Романичева Е.С. Рабочая тетрадь как «авторский» текст учебника // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сб. мат-лов VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста» / под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой, 2016. С. 88-92. – URL:
https://slovesnik.org/images/docs/pedagogikatexta2/sbornik-pt-2016-1.pdf
References:
Vasilkova, N. A. The model of a student's workbook on the discipline "Methods of vocational training" / N. A. Vasilkova // Vector of Science of Tolyatti State University, 2012. №3 (10). – P. 44-46.
– URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/ 123456789/598
Likarchuk, A.M. Technology of creation and use of notebooks with a printed base (based on the material of chemistry) / A.M. Likarchuk // abstract of the dissertation of the Candidate of pedagogical sciences: 13.00.02, 2003. – 20 p. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-tetrad-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya
Fesich, R. V. The use of a workbook in teaching a profession / R. V. Fesich – RIPO IPR, 2016. – 45 p.
– URL:
http://irpodnr.com/files/Knigniy_kiosk/Zagornii_Fesich.pdf
Zvyagin, A.S. Workbook on a printed basis - who pays? / A.S. Zvyagin // Education in persons. - 2017. - No.4. - pp. 30-33
Kozakov, V.A. Psychology of activity / V.A. Kozakov. - Kiev: Vishcha shkola, 2008. 289 p.
Morozova, N. V. Innovative means of organizing independent work of students / N. V. Morozova // Young Scientist. – 2011. – No. 2. Vol. 2. – pp. 102-104.
– URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=24075061
Kornilova, V. V. Workbook as an effective didactic means of teaching future bachelors of advertising and public relations / V. V. Kornilova // Manager, 2015. – No. 1. –
P
. 36-38.
Danilov, O. E. Printed workbook for the student as part of the educational and methodological complex of the discipline / O. E. Danilov // Young Scientist, 2013. - No.4. –
P
. 552-555.
– URL: https://eli brary.ru/item.asp?id=18932823
Mayorova, I. G. The use of workbooks as a means of improving the effectiveness of professional training / I. G. Mayorova / 2012. – 38 p.
– URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42654526
Erganova, N. E. Methods of professional training / N. E. Erganova // Textbook for students. Higher. Studies. Institutions. – M.: Publishing house of the center «Academy», 2007. – 160 p.
– URL:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8756
Romanicheva E.S. Workbook as an "author's" text of a textbook // Texts of a new nature in the educational space of a modern school: collection of materials of the VIII International Scientific and practical conference "Pedagogy of text" / edited by T.G. Galaktionova, E.I. Kazakova, 2016. P. 88-92.
– URL:
https://slovesnik.org/images/docs/pedagogikatexta2/sbornik-pt-2016-1.pdf