Статья Применение метода сенсорной интеграции в логопедической работе . Автор: Зайцева Анастасия Константиновна

Автор: Зайцева Анастасия Константиновна
В данной статье рассматривается применение метода сенсорной интеграции  в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.


Автор: Зайцева Анастасия Константиновна

Применение метода сенсорной интеграции в логопедической работе

 

Подготовила: Зайцева А.К.

учитель-логопед

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 45

Аннотация: В данной статье рассматривается применение метода сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

 

 

Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Если по каким-то причинам интеграция слабая, это может привести к проблемам интеллектуального и речевого развития.

У дошкольников с ОВЗ (ЗПР) могут наблюдаться отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм; нарушение целенаправленности и концентрации внимания; недостаточность зрительного и слухового восприятия; трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы; нарушения слоговой структуры слов; трудности усвоения лексическо-грамматической стороны речи; особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции; невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

Все это несомненно, затрудняет работу логопеда по коррекции речи у дошкольников с ОВЗ.

Каждая сторона развития речи (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний) основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности, в том числе на речь.

В связи с этим, одной из главных задач логопедической работы в группе компенсирующей направленности являлось развитие мотивации к речи через развитие сенсорики. За основу логопедической работы было выбрано использование метода сенсорной интеграции. Занятия направлены на активизацию всех сторон речи через сенсорику, в основе которой лежит развитие перцептивной деятельности. В данном методе была увидена не только возможность помочь детям в развитии психических и речевых функций, но и возможность помочь процессу индивидуализации и взаимодействию с окружающим миром.

Так для развития артикуляционной моторики в работе использовалось фруктовое пюре, соки, фрукты. Фрукты (яблоки, груши) нарезались ломтиками и выкладывались на тарелки перед каждым ребёнком. Дети вытягивали губы и пили сок, улыбались от радости и удовольствия, делая улыбку; брали в рот фрукты губами, выполняя упражнение «Трубочка»; вытягивали язык и лизали фрукты, поднимая язык облизывали губы; перекатывали кусочки фруктов и овощей во рту, тем самым, выполняя артикуляционные упражнения; учились дифференцировать носо-ротовое дыхание, ощущая ароматы предложенных фруктов и овощей. Одновременно закреплялись понятия вкуса, размера, цвета и формы фруктов и овощей; закреплялись ощущения вкуса и запаха; активизировался словарь, совершенствовались грамматические категории, автоматизировались звуки, развивался фонематический слух, формировалась диалогическая сторона речи, которая является основой коммуникации. Одновременно, использование данной технологии способствовало: формированию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, совершенствованию процессов аналитико-синтетической деятельности мышления, развитию предпосылок развития мышления: внимания, восприятия, всех видов памяти.

Для развития речевой воздушной струи использовались игры с водяными бассейнами, в которых вызывались волны, плыли кораблики, появлялись пенные барашки волн, появлялся салют из мыльных пузырей. Дети наслаждались тем, что делали, получали удовольствие от того, что они слышали, видели, ощущали, пробовали на вкус, нюхали, чувствовали. Это положительно повлияло на их развитие в целом. Появилась положительную мотивацию к совместной и речевой деятельности.

Для развития мелкой моторики мышц руки использовались игры с любимыми мелкими предметами, которыми играли дети: игры с карандашами, прищепками, крышками от баночек и т.д.

Для формирования интереса к речевой деятельности расширена предметно – пространственная интегративная сенсорная среда: сенсорные коробки с камешками, бусами, различными по тематике мелкими игрушками, крупами и песком; колючие ёжики и шарики. Содержание сенсорно-коммуникативных игр и упражнений направлено на формирование эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, выполнение элементарной инструкции, формирование представлений о себе и о других, развитие внимания, подражания, усвоение действий, моторной сферы, речи, мышления.

Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику потому, что каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x