Применение музыкально-дидактических игр на занятии по фортепиано

Автор: Шевченко Марина Евгеньевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

1.     Для закрепления знания нотной грамоты придумываем с детьми

слова, в которых бы спряталась какая- либо нотка.                    Слайд 2.                                                   

2.     Для закрепления темы «Размер» играем в дидактическую игру: «Расставь такты» в соответствии с размером музыкального  произведения.                                                                                 Слайд 3.

3.     Для развития ритмического чувства детей играем с ними в «Ритмическое эхо», «Музыкальный разговор».

 

Например,  Педагог: - Кто нас крепко любит? -    II       II       I       I  

                                                                                          ти-ти; ти-ти;  та;    та.

 

                                 Дети:     - Мама.-                                  I        I 

                                                                                               та;    та.

 

            Или,      Педагог:  - Кто мешал лечить зверей?-   II         II        II       I 

                                                                                            ти-ти; ти-ти; ти-ти; та.

 

                             Дети:    - Это злой  Бармалей.-              II         I         II       I

                                                                                            ти-ти;   та;    ти-ти; та.

4.     Для  развития звуковысотности, когда дети не умеют еще читать ноты, мы играем с ними в «Живые звуки». 

Для ребенка  5 – 6 лет записать нотами звуковысотное соотношение – задача очень трудная, а работа по пособию дает возможность избежать трудностей письма.         

Я исполняю различные  попевки,  голосом и на инструменте, а ребенок                                         передвигает пуговицы – звуки в соответствии с услышанным, и получает изображение слышимого на таблице. С помощью этого пособия ребенок легче учится различать звуки по высоте. Как правило, у детей представление о звуковысотности не сформировано. На звучание попевок в высоком регистре они обычно говорят: «спела тонким голосом», а в низком – «спела грубым голосом». И здесь надо сообщить, что в музыке принято говорить не тонкие, а высокие, не грубые, а низкие звуки. У папы голос  низкий, а у   мамы и детей – высокий. 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-дидактическое пособие «Живые звуки».

 

 

 

 

            

 

 

 

Цель: формирование и развитие слухового восприятия и музыкальной  звуковысотности.

 

5.        Музыкально-дидактическое пособие «Бубенчики».

 

 

                         

 

 Цель: доступность  наглядного и слухового восприятия мажорного и минорного ладов.

 

Описание: пою с ребенком попевку Е.Тиличеевой «Бубенчики»

                   «Бубенчики висят, качаются, звенят,

                     Звучит их нежный звон:

                     Дин – дан – дон».

Показываю картинку с изображением трех колокольчиков.

Динь – желтого цвета, высокий по звучанию.

Дан  -  зеленого цвета, средний по звучанию.

Дон  - красного цвета,  низкий по звучанию.

Играю одновременно эти три звука и спрашиваю, как звучат колокольчики вместе?

Ребенок отвечает: весело, ярко, светло…

Объясняю, что это есть мажор или мажорное трезвучие.

Потом опять поем эту же попевку, но средний колокольчик «Дан» я пою с понижением на пол тона. Дети говорят, что колокольчик заболел, плачет.. Мы подыскиваем карточку с изображением колокольчика «Дан» синего цвета. Аналогично играю вместе эти три звука

И получается минорное трезвучие. На этом пособии можно подойти и к объяснению знаков альтерации.

 

 Муз/дидакт. пособие   «Многоэтажный музыкальный домик»  Слайд  4.

Цель: знакомство на клавиатуре с разными октавами.

 

Использую это пособие с подтекстовкой.

« В этом доме музыкальном поместились все октавы.

   На четвертом этаже – мышки поселились,

   А на третьем этаже – птички разместились.

   Киски заняли вторую,

   Ну, а дети – первую.

   В малой – папы поселились,

   С веселой песней подружились.

   Волки заняли – большую,

   Мишки – контрэтажи,

   Бегемотам же достались _ субконтроктава этажи.

   Вот какой высокий дом,

   Все октавы знаю в нем.»

Это пособие помогает лучше освоиться с клавиатурой, развивает тембровый слух ребенка и способность ориентироваться в октавах.

 Итогом наших занятий в классе являются открытые мероприятия и концерты, куда мы приглашаем родителей. И они становятся не только пассивными слушателями, но и активными участниками. Например, в таких мероприятиях, как «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальный ринг»,  «Музыкальные загадки», « Весенние голоса», «Встреча у камина».

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x