Применение технологий реализации системно-деятельностного подхода в преподавании предметов естественно-математического цикла в начальных классах

Автор: Сухомлинова Галина Евгеньевна

 

   Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Главная цель которого -  воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Системно-деятельностный подход позволяет использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В связи с этим эффективно использовать в работе активные методы обучения: проблемные, частично - поисковые, эвристические, учебный диалог, а также интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.

 

Актуализация системно-деятельностного подхода в том, что реализация его повышает эффективность образования по следующим показателям:

 

·                    придание результатам образования социально - и личностно-значимого характера;

 

·                    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

 

·                    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

 

·                    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

 

·                   обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

 

Так как основной формой организации обучения является урок, поэтому необходимо знать примерную типологию уроков, принципы построения урока и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию Л.Г. Петерсон  распределяла на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля; уроки рефлексии.

 

   Реализация деятельностного подхода возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:  принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

 

   Курс естественно – математического цикла нацелен  на формирование приёмов умственной деятельности. Учебные предметы естественно - математического цикла имеют большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников. В связи с этим в начальном курсе предметов естественно – математического цикла реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением школьников, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Основным средством формирования УУД в курсе предметов естественно - математического цикла являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, сделай вывод). Они нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Дети анализируют объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявляют их сходство и различие; проводят сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливают причинно следственные связи; обобщают. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ученика, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к процессу познания. Вариативные учебные задания формируют у детей весь комплекс УУД. Логика построения содержания курса предметов естественно – математического цикла является не менее важным условием формирования УУД. Он построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Обучающим заданиям приоритетная роль отводится на всех этапах усвоения содержания предметов естественно- математического цикла (кроме контроля). Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Для формирования коммуникативных УУД важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы  обсуждались коллективно, создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом.

 

В методике данного системно-деятельностного  подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а добивается от учащихся формулировки темы и проблемы, используя различные методы и приемы. Главное – использовать методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

 

Изучение предметов естественно – математического цикла способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, целеустремлѐнность и настойчивость в достижении цели, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Развитию УУД способствует проблемное обучение, проектная деятельность,  уровневая дифференциация, интеграция предметов естественно - математического цикла. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, к умению учиться. Многие современные учебники составлены с учетом системно-деятельностного подхода. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону.  Задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы через создание проблемной ситуации они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо ее решать.

 

На всех уроках естественно-математического цикла применяются задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию,  на интерпретацию текста в графическое изображение, на сравнения и сопоставление, составление характеристик отдельных групп растений или животных, составление презентаций, задания на оценочную деятельность. Очень удобно подобные задания проводить в форме компьютерного тестирования, которое  помогает ребятам адаптироваться к современным тенденциям в образовании. На уроке можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия. Также Интернет предоставляет информационное поле для поиска информации (сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы). Из всего многообразия информации ученики учатся выбирать самое необходимое, находить главное. Применение мультимедиа значительно облегчает работу учителя и обучающихся, позволяет сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией.

 

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит  умение самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

 

Реализация системно-деятельностного подхода способствует формированию у учащихся  основных учебных умений, позволяет им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение, а так же ведет к воспитанию ученика – исследователя. Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

 

Литература:

 

1.Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /  [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-159 с. : ил.- ISBN 978-5-09-024005-5/

 

2.Примерные программы основного общего образования. Математика.- М.: Просвещение, 2009.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).-ISBN 978-5-09-020469-9.

 

 3. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2010.

 

4. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x