ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Автор: Шумилова Ольга Викторовна

ПРИМЕНЕНИЕ  ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ  В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

 

                                                                                                  «У каждого есть свой

собственный способ

быть здоровым,

отступать от которого нельзя,

не подвергая себя опасности»

И.Кант

 

        Одним из основных критериев качества функционирования образовательного процесса является внедрение  здоровьесберегающих технологий, так как проблема сохранения здоровья становится на сегодняшний день особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро -  в образовательной области. 

        В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

       Согласно ФГОСобучающийся в ходе освоения дисциплины должен: иметь практический опыт, уметь, знать  и,  кроме того, в результате изучения дисциплины  освоить общие компетенции,  включающие в себя способность - вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В рамках ФГОС существуют разработки компетентностных  моделей. В одной из таких моделей в группу социально-личностных компетенций одной из первых выделяют компетенцию здоровьесбережения. Это свидетельствует о безусловной значимости, которая придается здоровью и здоровьесбережению в образовании.

       Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое "новообразование". Оно включает в себя:

·        отношение к здоровью как к ценности;

·        формирование представления о себе как о здоровом человеке;

·        способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия;

·        конкретные привычки здорового образа жизни.

 Дисциплина  «Химия» является   интересной с познавательной точки зрения, но одной из самых трудных.  Дисциплина, усвоение  которой требует особенных  психофизических  и интеллектуально – эмоциональных затрат.                                                                                                                                      Как  же добиться того, чтобы химия была интересна студенту и  как воспитать у студентов познавательный интерес и  что необходимо сделать, чтобы он постоянно развивался? Но при этом организовать  так  образовательный  процесс, при котором качественное  обучение, развитие и воспитание студентов происходило без нанесения ущерба  их здоровью.

       Значительное место в преподавании дисциплины «Химия»  мною  уделяется здоровьесберегающим технологиям, т.к. лишь физически здоровый человек может полноценно развиваться, чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации, проявить себя как личность. Формирование  здоровьесберегающего пространства начинаю с первых дней обучения в колледже на учебных занятиях и во внеаудиторной работе, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью.  Разрабатывая учебные занятия, учитываю факторы образовательной среды, которые особо значимы для сохранения здоровья. К ним относятся:

·        методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

·        психологический фон занятий;

·        санитарно-гигиенические условия;

·        динамические паузы.

        Химия – наука экспериментальная. Поэтому в своей работе  тактично веду работу со студентами по изучению  правил безопасного  проведения химического эксперимента. Т.к.  составной частью курса химии являются практические занятия, перед проведением  опытов  провожу  инструктажи по охране  труда. В целях  безопасности  жизни и здоровья  студентов  учу их  правилам безопасности.  Перед проведением  практической работы провожу разминку  «Жизнь моя в опасности без правил   безопасности». Задаю вопросы, например:

·        что необходимо сделать, в случае ожога кожи  кислотой или щелочью?

·        почему при нагревании веществ нельзя направлять дно и отверстие пробирки на рядом сидящих?

      Важным требованием к содержанию химического эксперимента должна стать его валеологическая направленность, которая предполагает разъяснение того, как знание химических законов и теорий, свойств наиболее распространенных веществ,    владение химическими методами исследования можно грамотно использовать во благо людей. Эксперимент валеологической направленности должен содержать исследовательский компонент, обеспечивающий не только интерес к получаемым результатам, но и нацеливающий на оценку этих результатов как основу для выработки валеологически грамотных действий. Поэтому на занятиях стараюсь проводить проблемный эксперимент.

Химический эксперимент с валеологической  направленностью

Дисциплина

Тема

Химический эксперимент

(результат, вывод)

Органическая химия

Углеводороды

Исследуем водный раствор после замачивания гречки, если после прибавления перманганата калия моментально происходит его обесцвечивание, то  студенты делают вывод – в исследуемом растворе содержатся органические вещества и делают предположение, что это могут быть пестициды, которые используют для протравливания семян.

 

Практика  показывает, что студенты с большим интересом выполняют эксперимент  прикладного характера, содержащий информацию актуальную для них лично.

Например:

·        определение глюкозы в яблочном  и виноградном соке,  меде;

·        чем необходимо запивать железосодержащие препараты.

    Согласно рекомендациям психологов, для того чтобы развивался познавательный интерес, необходимо:

1)    вовлекать студентов  в процесс самостоятельного поиска новых знаний.

Например, совместно со студентами создали учебное пособие «Углеводороды», практическая значимость которого заключается в следующем:

ü развитие творчества;

ü интерес к исследовательской деятельности;

ü самостоятельный поиск;

ü осознание значимости профессиональной компетентности.

В ходе работы над пособием нам удалось интересно и  необычно представить  достаточно сложный учебный материал по данной теме. Учебное пособие составлено в соответствии с ФГОС по общепрофессиональной дисциплине «Органическая химия» для специальности «Фармация».

Задания, предлагаемые в пособии, способствуют самостоятельному рассуждению и размышлению над рассматриваемыми вопросами. По структуре задания оригинальны и занимательны, что позволяет заинтересовать студентов, выполняемой ими работой и стимулировать учебно-познавательную деятельность, как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время. Учебное пособие апробировано на практических занятиях по «Органической химии»;

2)    использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Включение обучающегося в творческий процесс, поиск решений снижает наступление утомления:

ü изобразить в виде рисунков высказывание Парацельса «Любое химическое вещество является ядом и только доза делает его лекарством»;

ü блиц-опросы по определенным темам дисциплины; немые схемы;

ü загадки по разным темам:

многоатомный спирт, сладковат.
Он бесцветен, воде очень рад.
Гидроксида коль меди вливаешь
Средь других всех веществ распознаешь.
Кожу рук он смягчит,
Даже сердце полечит, а войдет в динамит
Берегись – искалечит! (Глицерин).

Получают из глюкозы.
Вреден он, когда сверх дозы.
Многим жизнь укоротил
Радикал + гидроксил. (Этанол);

3)    решение расчетных задач с валеологическим содержанием. Решая такие задачи, студент невольно становится сопричастным к проблеме формирования здорового образа жизни, химические знания становятся осознанными, обучающийся видит реальную необходимость приобретения знаний:

ü за сутки в организм взрослого человека поступает вместе с пищей около 250 мкг молибдена. Более половины поступившего в кишечный тракт молибдена всасывается в кровь. Подсчитайте, сколько атомов молибдена: а) поступает в организм за сутки; б) всасывается в кровь;

ü при ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора;

ü составление таблиц («Двуликий Янус»).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к учебным занятиям.

          В настоящее время все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И задача преподавателя – воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Вполне очевидно, что для этого необходима исследовательская работа. Химия – это дисциплина, которая имеет реальные возможности приобщить студентов к исследовательской работе, развить их творческие способности. В исследовательской деятельности студентов главное место отводится задаче здоровьесбережения.  Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные научные исследования студентам вполне доступны. Тематика исследования чрезвычайно разнообразна: «Наследство Ж.Нико глазами естествоиспытателя»,  «Состояние питьевой воды г.Тобольска и Тобольского района и ее влияние на здоровье человека», «Пить или не пить – вот в чем вопрос?», «Содержание танина в чае различных сортов и чаеподобном напитке «Матэ»», «Экологическое здоровье нашего жилища»  и другие. Главное, чтобы работа соответствовала интересам студента, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны природных условий; доступны для систематических и регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития основных понятий. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию общих и профессиональных компетенций, положительно воздействует на эмоции и психику. Все эти показатели благотворно воздействуют на состояние физического и психического здоровья студентов. Студенты активно  и результативно выступают на научно-практических конференциях различных уровней.

 

         Вопросы, изучаемые на учебных занятиях, неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека. Очень важно уметь связать изучаемый материал с жизнью. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» – говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь – продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на занятиях необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.  Работа преподавателя  должна быть направлена на отказ обучающихся от разрушителей здоровья:  курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания и средств бытовой химии,  содержащих токсины и яды.  Нужно учить студентов не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии,  косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Интересный и необходимый материал изменяет стереотипность поведения студентов, и из пассивных слушателей они становятся активными участниками.

 Таким образом, знакомство обучащихся  с веществами их  химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у студентов стремления к здоровому образу жизни:

ü при изучении темы «Галогены» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды;

ü при изучении темы «Подгруппа углерода» необходимо рассказать об углекислом газе (который входит в состав газированных напитков)  –  как о веществе,  раздражающем желудочно-кишечный тракт, вызывая слабость клапана, который находится между пищеводом и желудком, вызываю изжогу.

      Одна из проблем современности  – гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Несколько минут на занятиях необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности и, главное, укрепляет здоровье обучающихся.  Студентам необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Я использую гимнастику для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы, делаем мы и просто разминку. После этого ребята становятся более работоспособными, их внимание активизируется, проявляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.   Проведение физкультминуток способствует:

ü уменьшению утомления и снижению отрицательного влияния однообразной позы;

ü активизации внимания  и повышению способности к восприятию учебного материала;    

ü   эмоциональной встряске обучающихся.

           Перед проведением дифференцированных зачетов, контрольных работ,  во время лекций провожу «гимнастику мозга» по методике П.Деннисона и Г.Деннисона, которая является актуальной в образовательной кинеспологии  (наука, улучшающая обучаемость на уровне работы целостного мозга). Гимнастика включает двигательные и дыхательные упражнения, простые и доставляющие удовольствие, которые помогают полнее реализовывать возможности нашего организма. Несколько минут занятий восстанавливают умственную активность и дают возможность продолжать занятия в прежнем режиме.

     Но иногда я просто шучу. Не зря говорят: «хорошая шутка равна физкультминутке». Улыбка, искренний  смех студентов на занятиях стоит с позиций  здоровьесбережения -  не менее физкультминутки. Это мощный противовес наступающему  утомлению и показатель высокого качества урока, важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта. В своих лекциях использую  элементы занимательности, являющиеся своеобразной  эмоциональной разрядкой на уроке и способствующие мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из жизни ученых, исторические курьезы, отрывки из  художественной,  научно – популярной литературы.

        Таким образом, изучение на занятиях  данных вопросов направлено на формирование у студентов необходимости ведения здорового образа жизни.

Внедрение  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует более глубокому и осознанному пониманию студентами содержания дисциплины, усвоению большего количества идей и способов решения проблемы, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у студентов способностей к переносу знаний в новые условия, что создает благоприятный фон для повышения уровня мотивация обучения. Учебная деятельность становится для студентов личностно-значимой, а сам процесс обучения – мотивированным.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x