ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ИГР В 1 младшей ГРУППЕ | Залевская Елена Александровна. Работа №233699
Автор: Залевская Елена Александровна
Разработка сенсорных игр в 1 младшей группе
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ИГР
В 1 младшей ГРУППЕ
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
октябрь
1.Знакомство с формой предметов
Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную
характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.
Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.
2.Знакомство с величиной предметов
Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.
Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5х 4,5х4,5 см, маленького 3х3х3 см.
3.Знакомство с цветом предметов
Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.
Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов. Высота ведерка-12см, размер предметов- вкладышей- 3-4.5см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.
4.Нанизывание колец на стержень
Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.
Материал: стержень высотой 20см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5см с большими отверстиями.
5.Нанизывание колец одинакового размера
Цель: продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.
Материал: одноцветные пирамидки на 5 колец одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, желтый, зеленый, синий, красный.
6.« В гости к нам пришла матрешка».
Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине. Вводить понятие маленькие матрешки, большие матрешки.
Материал: 12 матрешек двух размеров: по 6-высотой 10 и 5см. 12 чашечек одного цвета и двух размеров. (Столики изготавливают из коробок, вырезав боковые стороны.)
7.Знакомство со свойствами предметов
Цель: в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить со свойствами шара: круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.
Материал: 8 шаров, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.). Лоток для скатывания шаров.
8.Нанизывание шаров на стержень
Цель: учить выполнять действие нанизывание шаров на стержень: повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень. Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.
Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 шаров для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
ноябрь
9.Знакомство со свойствами предметов
Цель: в процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т.п. на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.
Материал: : 8 кубов, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.).
10.Нанизывание кубов на стержень
Цель: закрепить действие нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Действуя с кубами, развивать пространственное воображение ребенка, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 кубов для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для кубов.
11.Группировка предметов по форме
Цель: научить детей умению группировать однородные предметы, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.
Материал: однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец и 5 квадратных брусков.
12.Нанизывание больших и маленьких колец
Цель: обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова (большой, маленький).
Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца- 4,5 см,
маленького-3см.
13.Раскладывание однородных предметов разной величины Цель: учить детей действовать с шарами, кубами - выбирая их по форме и величине; обхватывать шар, удерживая его ладонью и пальцами, куб - удерживать большим, указательным и средним пальцами, обхватывая его сверху или сбоку; понимать слова шар, кубик, большой, маленький.
Материал: две коробки . На крышке одной –круглые отверстия, для большого шара и для маленького, на другой крышке аналогично – квадратные. Для каждого ребенка 3 больших и 3 маленьких шара, 3 больших и 3 маленьких кубика.
14.« В гостях у матрешки» Цель: продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении. Состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость, силу кончиков пальцев.
Материал :матрешка (высотой 10-12см.), внутри ее цветная салфетка, домик (теремок).
15.Знакомство со свойствами предметов
Цель: познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим (кубы, конусы, цилиндры). Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.
Материал: набор из 8 одноцветных полых кубов, убирающихся последовательно один в другой.
16.Нанизывание колец на конус
Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.
Материал: пирамидка на конической основе из 5 колец, равномерно убывающих по размеру.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
декабрь
17. Пособие
«Сортировочный ящик»
Цель: способствовать накоплению зрительно-осязательных впечатлений. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.
Материал: выдвижной ящик с двумя объемными фигурами: шаром и кубом.
18. « Что там в ящичке?»
Цель: накопление сенсорного опыта детей, создание условий для обследования объемных геометрических фигур. Продолжать развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.
Материал: выдвижной ящик с тремя объемными фигурами: шаром, куб, треугольная призма.
19. «Спрячь шарик»
Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.
Материал: сортировочный ящик, крышка с круглым отверстием, три шарика.
20. «Спрячь кубик»
Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.
Материал: сортировочный ящик, крышка с квадратным отверстием, три кубика.
21. «Спрячь крышу (призму)»
Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствовать умение действовать с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.
Материал: сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы.
22. « Что там в ящичке?»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по форме; развивать умение действовать в соответствии с указаниями педагога; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
Материал: сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы, три шарика и кубика.
23. « Чудесный мешочек»
Цель: различение на ощупь и называние объемных геометрических фигур (шарик, кубик, крыша).
Материал: яркая игрушка, « чудесный мешочек», вкладыши из «сортировочного ящика»: шары, кубы, треугольные призмы.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
январь
24. Действия с полыми
предметами
Цель: совершенствовать практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство-форму. Развивать ориентировочно - исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, целенаправленность действий рук, совершенствовать глазомер.
Материал: набор из 8 цилиндров колпачков, последовательно убирающихся один в другой, аналогичный набор из 8 кубов.
25. Действия со сборно-разборными игрушками.
Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.
Материал :матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),
неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).
26. Пособие
«Плоскостная досточка»
Цель: упражнять детей в размещении контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.
Материал: плоскостная досточка с отверстиями – круглым, квадратным и треугольным, вкладыши в виде геометрических форм.
27. Ориентировка в трех
величинах
Цель: учить детей ориентироваться в предметах 3 величин: большой, поменьше, маленький; понимать слова поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предметов; подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину.
Материал: 3 полых цилиндра, разница в величине – 2-3 см. (из расчета на одного ребенка).
28. «Найди пару варежке»
Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
Материал: кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).
29. Знакомство с кругом
Цель: учить действовать с плоскими предметами круглой формы. Закреплять практический опыт действия с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нельзя, но и круг и кольцо можно прокатить). Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами разных цветов.
Материал: большие кольца и круги (диаметром 30,40,50см.- всего 20 колец, 20 кругов), стойка для нанизывания предметов
30. «Подбери колеса к
грузовикам»
Цель: продолжать учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такой, не такой; накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами (колесами) красного, синего, желтого, зеленого цвета.
Материал: грузовики 4 цветов сделанные (вырезанные) из картона, отдельно – колеса: красного, синего, желтого, зеленого цвета (из расчета на одного ребенка).
31. Нанизывание колец, убывающих по величине
Цель: Развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей величине. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.
Материал :пирамидка из 4-5 колец, разных по величине и цвету.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
февраль
32. Пособие «Угадай-ка».
Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, зеленым), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка, 2 крышки желтого и зеленого цвета.
33. «Найди место».
Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым и красным), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка, 2 крышки желтого и красного цвета.
34. «Неваляшка» (моделирование)
Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).
Материал: лист картона, 2 крышки желтого, зеленого цвета.
35. «Неваляшка» (моделирование)
Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).
Материал: лист картона, 2 крышки желтого, красного цвета.
36. «Найди место».
Цель: накопление сенсорного опыта; познакомить с синим цветом; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка, 2 крышки желтого и синего цвета.
37. Ориентировка в пространстве.
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.
Материал: ленты красного и синего цвета (3-4шт. на ребенка).
38. Группировка предметов по форме и цвету
Цель: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и имеющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства: цвет и форму.
Материал: по 5 шаров и кубов желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров.
39. «Найди место».
Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, красным, зеленым, синим), величиной (самая большая и самая маленькая) крышки; соотнесение предметов круглой формы и четырех величин при выборе из четырех.
Материал: подставка, 4 крышки основных цветов.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
Март
40. Пособие «Угадай-ка».
« Кто где живет?»
Цель: развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка с четырьмя крышками. Две фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета.
41. Пособие «Угадай-ка».
« Кто где живет?»
Цель: накопление сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка с четырьмя крышками. Три фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик.
42. Пособие «Угадай-ка».
« Кто где живет?»
Цель: накопление сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.
Материал: подставка с четырьмя крышками. Четыре фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик, красный грибок.
43. Пособие «Занимательные
фигуры» «Найди такую же по форме
фигуру».
Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с квадратом. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами и квадратами разных цветов.
Материал: квадраты и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).
Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.
44. Пособие «Занимательные
фигуры» «Найди такую же по форме
фигуру».
Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с кирпичиком. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кирпичиками и кругами разных цветов.
Материал: кирпичики и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).
Фигуры выкладывать в опреде -ленной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.
45. «Найди такую же по форме
фигуру».
Цель: упражнять детей в различении, сопоставлении и назывании основных цветов: красный, зеленый, синий, желтый; сопоставлять и называть форму предмета: круг (кольцо, кружок), квадрат, кирпичик, фигура, как крыша; развивать умение детей раскладывать однородные предметы на группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.
Материал: круги, квадраты, кирпичики, призмы четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).
46. Пособие «Занимательные
фигуры» «Найди такую же по форме
фигуру».
Цель: развивать умение детей раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); познакомить с фигурой, как крыша (призма); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.
Материал: призмы и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).
Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.
47. Пособие «Занимательные
фигуры»
«Разложи фигуры на подставке».
Цель: накопление сенсорного опыта. Учить детей раскладывать фигуры в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, кирпичик – на 2 стержня, называя цвет фигуры. Упражнять детей в различении, сопоставлении назывании геометрических форм: круг (кольцо, кружок), кирпичик. Закреплять умение детей раскладывать однородные предметы на две группы.
Материал: подставка, круги и кирпичики четырех основных цветов.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
апрель
48. «Разложи фигуры на подставке».
Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.
Материал: подставка, круги и призмы четырех основных цветов.
49. «Разложи фигуры на подставке».
Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.
Материал: подставка, круги и квадраты четырех основных цветов.
50. «Разложи фигуры на подставке».
Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.
Материал: подставка, кирпичики и призмы четырех основных цветов.
51. «Разложи фигуры на подставке».
Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.
Материал: подставка, кирпичики и квадраты четырех основных цветов.
52. «Разложи фигуры на подставке».
Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме, треугольник – на 3 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.
Материал: подставка, призмы и квадраты четырех основных цветов.
53. «Составь узор».
Цель: раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последовательности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)
Материал: круги и кирпичики синего и красного цвета
54. «Составь узор».
Цель: раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последователь -ности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)
Материал: круги и квадраты зеленого и желтого цвета.
55. «Вот как я умею!» (украсим группу разноцветными улочками)
Цель: составление картинок из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме; развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.
Материал: 4 разноцветных призмы.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц
Игры с дидактическим материалом
май
56. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек подружек: веселую и грустную неваляшку).
Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.
Материал: 4 разноцветных круга.
57. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек домики)
Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.
Материал: 2 призмы и 2 квадрата зеленого и красного цвета.
58. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек стол и стульчик)
Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.
Материал: четыре кирпичика.
59. Пособие «Надень фигуру».
Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.
Материал: по 4 фигуры круглой, треугольной формы.
60. Пособие «Надень фигуру».
Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.
Материал: по 4 фигуры круглой, прямоугольной формы.
61. Пособие «Надень фигуру».
Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.
Материал: по 4 фигуры круглой, треугольной, прямоугольной формы.
62. Пособие «Дерево-шнуровка»
Цель: формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям с иглой и шнурком. Способствовать формированию ручной умелости, приобретению детьми опыта выполнения действий, необходимых в быту.
63. Пособие «Собери бусы».
Цель: формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям со шнуром и иглой, бусинками. Способствовать формированию ручной умелости, развивая точность движений.