Принципы ознакомления с татарским языком и культурой в детских садах Татарстана

Автор: Акберова Гульшат Гадиевна

Принципы ознакомления с татарским  языком и культурой в детских садах Татарстана

Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом воспитании и обучении дошкольников. Глобальный путь воспитания – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям через приобщение ребенка к своей национальной или локальной культуре. Только поднявшись выше узко-национального миропонимания, начинаешь глубже и бережнее относиться к своему родному языку.Двуязычие и мультикультурность не препятствуют развитию личности: наоборот, один язык помогает другому сформироваться, смотреть на мир шире и понимать его глубже.

Работа дошкольных образовательных учреждений в направлении внедрения национально-регионального компонента сложна и многогранна. Она требует массового осмысления, всестороннего обсуждения и анализа. Формирование личности ребенка невозможно ни без привязанности к своим историческим корням, ни без расчета на особое, неповторимое будущее. Именно сочетание этих перспектив и формирует сегодняшний день в работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В Республике Татарстан проживают Люди разных национальностей. Власти работают над решением вопросов реализации государственной национальной политики, направленной на сохранение и развитие национальной самобытности и сохранение культурно-исторического наследия народов Татарстана, на совершенствование системы образования в целом. Очень многое делается для развития языков народов Татарстана, для межкультурного диалога, для обмена культурными ценностями духовного плана. Наряду с этим в республике решается проблема сохранения языка коренной национальности – татарского, т.к. молодое татарское поколение, проживающее как в городе, так и в селе, стало терять родной язык, не говорит на нем со своими детьми. По свидетельству опрошенных нами семей, имеющих детей дошкольного возраста, родители были бы рады, чтобы их дети знали татарский язык, но не знают, что делать для его сохранения. Часто у них нет в достаточном количестве специальных пособий и книг на татарском языке, по которым можно было бы заниматься с ребенком дошкольного возраста в семье. Из-за этого в каждой семье приходится начинать работу по развитию речи как бы заново. Татарский язык преподается сейчас во всех школах и  детских садах. Русский язык имеет большое значение в межкультурной коммуникации. Все больше татаров нового поколения изучает иностранные языки. Замечательные успехи достигнуты представителями Республики Татарстан на разных международных форумах. Все это приводит к тому, что граждане республики осознают необходимость многоязычия. Однако переход к практическим решениям на уровне отдельной семьи все еще представляет трудности.

Вместе с тем родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине. Краеведческая работа с детьми осуществляется во всех дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан, начиная с младшего дошкольного возраста. Во многих детских садах организовано обучение татарскому языку в разных формах. Министерство образования и науки  Республики Татарстан, органы управления народным образованием республики, дошкольные образовательные учреждения строят свою работу в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан. Основными задачами деятельности детских садов с местным компонентом являются: предоставление прав гражданам на получение дошкольного образования на родном языке; сохранение и развитие системы национального дошкольного образования, создание условий для функционирования детских садов с приоритетным направлением в работе по краеведению и обучению родному языку; повышение качества обучения детей родному языку; совершенствование работы по преемственности в области обучения родному языку; работа над созданием программ, рекомендаций, пособий по обучению родному языку детей дошкольного возраста; выявление положительного опыта работы дошкольных образовательных учреждений и педагогических работников в данном направлении. Очень важным компонентом является нормализация включения элементов татарского языка в повседневную жизнь: приговаривание, припевание, обращение к фольклору, сопровождение действий адекватными описаниями, многократное повторение (расширенное и суженное) основных положений рассказа.

Приобщение к татарскому языку должно происходить в объеме, достаточном для нормального вхождения в школьную жизнь, обеспечивающем по возможности полноценное пребывание ребенка в детском коллективе, где преподавание будет происходить на татарском языке. Если же семья решает отдать ребенка в школу с национально-культурным компонентом образования, то первоочередной задачей должна стать подготовка к школе со всеми связанными с этим понятием компонентами. Уважение к самому себе, к своему происхождению, к родине предков, стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру не должны вступать в противоречие с получением полноценного образования. Если происходит отказ от своих корней, вырастает полуязычная (не владеющая в должной мере ни одним языком), социально опасная, не контролирующая свое поведение личность или человек маргинального образа жизни. Поэтому должна стоять задача воспитания двуязычной и бикультурной личности, одинаково хорошо знающей и понимающей по крайней мере два языка и две культуры. Реализация вышеперечисленных задач осуществляется через разнообразные формы работы с педагогическими кадрами ДОУ, детьми дошкольного возраста, их родителями совместно с органами управления народным образованием районов и городов республики.

Национально-региональный компонент устанавливается субъектами Российской Федерации в лице их органов государственной власти. В ДОУ национально-региональный компонент вводится в практику двумя путями:

Первый путь: за счет приращения местного (регионального, национального) материала к образовательным областям Программы, реализуемой в детском саду, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: знакомство с животным и растительным миром Татарстана; с народными приметами; занятия, беседы, КВН, викторины, экскурсии, наблюдения, дидактические игры; сбор гербария; коллекции; опытническая работа.

На занятиях по изобразительной деятельности: сведения об изобразительном искусстве Татарстана: об орнаментах и декорах; о творчестве художников  в форме занятий, экскурсий в мастерские, встреч с художниками в детском саду); рассматривание картин, репродукций, просмотр слайдов, открыток; посещение Музея изобразительного искусства, Национального музея; знакомство с подлинными образцами орнаментального искусства.

На занятиях по ручному труду: элементы национального ковроткачества; татарская вышивка; аппликация на ткани; аппликация из бумаги.

Музыкальная деятельность: музыкальный фольклор, песенное искусство Татарстана, музыкальная культура Татарстана: знакомство с творчеством композиторов Татарстана ; праздники, развлечения, посиделки, народные гуляния; ознакомление с татарскими музыкальными инструментами, использование в группе аудио- и видеозаписей, грампластинок, музыкальных инструментов, портретов татарских композиторов.

Ознакомление с окружающим миром. Экскурсии: 2-ая младшая группа – по детскому саду, по территории детского сада; средняя группа – экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона; старшая группа – пешие, автобусные экскурсии по городу, походы в кино, театр парк, сквер, музей, и т.д.; подготовительная группа – экскурсии за пределы горда: аэропорт, село, деревня. Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Город мой родной», «Что на свете всех милее», «Родина малая и родина большая», «Татарстан  в нашем сердце». Знаки, символы, флаг, герб, значки, марки, открытки, слайды.

Ознакомление с прошлым родного края: организация этнографического уголка (комнаты); экскурсии; встречи с родителями: посиделки, организация сладкого вечера с дегустацией национальных блюд.

Театрализованная деятельность: игры-инсценировки; драматизация татарских народных сказок, произведений татарских писателей поэтов; показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный, линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый); оформление уголков ряжения (предметы татарского костюма) во всех возрастных группах; посещение театров; встречи с артистами театров, с работниками теле- и радиокомпаний, с артистами филармонии; организация в детском саду театральной студии.

Физическая культура: национальные подвижные игры; национальные спортивные праздники; развлечения.

Ознакомление с художественной литературой: фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, мифы, легенды татарского народа; выставки тематические, посвященные творчеству того или иного писателя, поэта; чтение татарских книг, сказок; оформление книжных уголков; организация библиотечки; встречи с поэтами, писателями; экскурсии в Национальную библиотеку (в отдел татарской литературы).

Второй путь: за счет разработки региональной программы на основе реализуемой федеральной. Такие программы имеются, все они прошли через Учебно-методический совет, экспертный совет Министерства народного образования  Республики Татарстана.

Сохраняя сеть ДОУ, работающих в данном направлении, необходимо параллельно расширять вариативность, создавать научно-методическую базу под каждый тип учреждения. Продолжая совершенствовать условия для их функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и  Республики Татарстан, ученые и практики в содружестве издают более современные пособия по обучению татарскому языку, основанные на инновационных методиках. Ведя целенаправленную работу по подготовке программ, пособий по обучению детей дошкольного возраста родному языку на глубокой научной основе, они используют новейшие технологии воспитания и обучения дошкольников, Интернет, электронные средства обучения.

Изучается, обобщается и распространяется опыт лучших педагогов-новаторов по краеведению и обучению детей родному языку, печатается и демонстрируется опыт и приемы обучения. Через средства массовой информации пропагандируются наиболее интересные образцы проведения занятий педагогов национальных групп, ДОУ, показываются конкретные примеры семейного и институционального двуязычия. В городах при распределении путевок в ДОУ учитывается желание родителей водить детей в группы с изучением родного языка. Расширяется спектр предлагаемых услуг. Выявляются условия, способствующие успешной социализации детей разных национальностей, усвоению нравственных ценностей, формированию основ патриотизма и гражданственности путем включения в широкое социальное взаимодействие, приобщения к культурным традициям своего и других народов, к мировым художественным ценностям. Все это сопровождается целым комплексом разнообразных мер, в том числе психолого-педагогического сопровождением развития интеркультурности, толерантности в различных видах детской деятельности.

Работа ДОУ, осуществляющих внедрение национально-региональный компонент в образовательный процесс, оказала существенное влияние на рост качества их деятельности по всем направлениям. Приоритетным в определении качества дошкольного образования остаются требования к психолого-педагогическим условиям: образовательной программе, характеру взаимоотношений взрослого и ребенка, среде развития. При этом ключевым моментом остаются требования к деятельности педагога, его профессионализму. Следует больше рассказывать в СМИ о преимуществах двуязычия, сделать двуязычие нормой для воспитания дошкольников в республике. Это должно сопровождаться проведением работы с семьями по воспитанию интереса не только к прошлому национальной культуры, но и к ее будущему, к модернизации и всей системы образования с учетом местных особенностей.

В современых условиях развития общества татарский язык становиться обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях.Ранее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку ранее детство (4 года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками (Е.И.Негневицкая, В.С.Мухина, Н.Д.Гальская, З.Я.Футерман и др.)

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Весь  курс обучения татарскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.

Занятия по обучению татарскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы,осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

По окончании обучения дети должны:

- в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с темаатикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;

- в говорении: уметь овечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.

Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи дает ребенку возможность при соответтствующих условиях успешно овладеть вторым языком.

Эффективность процесса обучения татарскому языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности:

- весь курс обучения татарскому языку должен быть сориентирован не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную  реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала татарского языка.Поэтому уже на первом году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;

- в процессе обучения татарскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать.Поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью настоящего пособия дети должны, например, помогать сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условия выбора положительного морального действия;

- процесс обучения татарскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования ролевых игр.

Следует учесть: чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом,тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникат в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательно-речевых задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости познания.

Задача воспитателя сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка и поддерживать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и разнообразия коммуникативных задач.Процесс обучения татарскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x