Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приобщение детей к культуре своего и других народов через игры-путешествия | Исхакова Энисе Нытфулловна. Работа №277954

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исхакова Энисе Нытфулловна
Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации ведет к сближению и слиянию культур разных стран. Этому способствует процесс интеграции, взаимопроникновения культурных явлений, которые таким образом становятся международными. Дети, приобщаясь к разным культурам, открывают для себя иные человеческие миры.  Нами был сделан основной упор на игровую деятельность детей дошкольного возраста для приобщения дошкольников к культуре народов мира. Именно игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, создает широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры разных народов, их нравственно-эстетических идеалов.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально- личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально- политических и социально экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу мы педагоги, испытываем трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

С ранних лет мы формируем первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Культура, традиции, красота языка и обычаев людей, проживающих в Чувашской Республике,- все находит свое отражение в нашей повседневном общении с детьми. Такие праздники как «Рождественские колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Щипание гусей», «Курбан Байрам» и другие стали традицией нашего учреждения и проводятся ежегодно. Одной из развивающих технологий в обучении и воспитания детей дошкольного возраста для нас является организация деятельности в форме игры путешествия, сначала в реальный мир природных объектов и явлений, и воображаемый ребенком мир детских представлений, а затем и игры- путешествия по карте. Цель таких занятий состоит в развитии познавательных интересов. Любое занятие - путешествие строится из трех этапов: подготовительного (представленного как совместная деятельность детей и педагога); самого путешествия (специально организованный – обучающий, познавательный вид игровой деятельности); заключительного (результативного, как воспоминания о путешествии).

 

Темы этих занятий могут быть самыми различными. Согласно лексическим темам, которые разбиты на весь учебный год, у нас составлен перспективный план, включающий игры- путешествия по темам: «Путешествие в Волшебную Страну», «Животные наших лесов», «В гости к Лесовичку», «Полет в космос», «В гости к математике». Но много интересного и за пределами этих путешествий. Поэтому мы планируем и другие игры – путешествия по карте. Эти игры - многодневные, через них дети получают представление не только о четырех сторонах света, но и происходит формирование основ этнического самосознание, интереса к родной культуре и желания узнать культуру других народов. Так , не покидая стен учреждения, мы вместе с детьми отправляемся в увлекательные путешествия по городам и странам планеты Земля. Отправляемся не просто так, а например, раздобыть цветок, который вылечит воспитателя. Но растет он только в Африке. Это и служит мотивацией для дальнейшего путешествия. Поиск возможных маршрутов, выбор средств передвижения позволяют ребятам знакомиться с природой, растительным и животным миром, с культурой и особенностями быта народов Крайнего Севера, Африки. Страны восходящего солнца – Японии, Северной и Южной Америки. Дети встретились на севере с белыми медведями, в Африке - с забавными папуасами, в Японии попали на чайную церемонию, а на Западе посидели у костра с племенем индейцев.

Увлекательные игры-путешествия позволяют выйти за пределами стереотипного решения проблемы, строить общение как диалог, учитывающий интересы и потребности детей. Новизна игр- путешествий в том, что дети свободно чувствуют себя, перемещаясь в развивающем пространстве. В ходе таких игр-путешествий допускается свободная форма общения педагога с детьми в виде вопросов и ответов, развиваются монологическая и диалогическая речь. Проводятся они в раскрепощенной форме и способствуют развитию у детей любознательности, познавательного интереса, обогащают знания детей, формируют чувство коллективизма, умение слушать детей и педагогов, воспитывают самостоятельность.

Игры путешествия тщательно готовятся, продумываются атрибуты и дидактический материал. На таких занятиях вместо реальных предметов можно брать заменители или модели, можно использовать схемы, планы. Форма проведения путешествий самая разнообразная, могут использоваться приборы - компас, лупа, песочные часы, магнит, которые формируют естественнонаучные представления у детей. В процессе игр- путешествий педагог может внести элементы эксперимента. Например, сравнение свойств двух простейших предметов при изучении и сравнении металла и дерева, стекла и пластмассы.

Погружение в родную культуру и культуру других народов духовно обогащает не только детей, но и родителей, ведь они с удовольствием участвуют во всех наших делах и путешествиях. После всех путешествий мы возвращаемся в родную Чувашию, в родную группу, и заносим интересные моменты путешествий в Летопись группы в виде рисунков и рассказов. А группа наша разновозрастная от двух до семи лет.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×