«Приобщение детей к миру культуры одежды через создание и представление коллекций моделей» ☼
Автор: Цыдыпова Соёлма Галсандоржиевна
«Приобщение детей к миру культуры одежды через создание и представление коллекций моделей»
I. Теоретическая интерпретация опыта.
1. Актуальность.
Мода – отражение времени, она чутко реагирует на все изменения, происходящие в человеческом обществе, а угнаться за ней практически невозможно: всем известно, что характер у нее капризный, ветреный и своенравный.
Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание.
Однако все мы понимаем, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Совершенство не в безупречности костюма, а в его совершенном соответствии индивидуальности человека. И этому следует учиться.
Осознание своевременности и актуальности привело к созданию детского объединения «Театр моды», преследующей основную цель:
- Приобщение детей к миру культуры одежды через создание и представление коллекций моделей.
2. Сущность опыта.
Театр моды как современный жанр сценического искусства – это синтез моды, музыки, эстрады и театра. Он требует для своего воплощения не только наличия у участников определенных способностей, но и конкретных знаний в области теории, истории и психологии моды.
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству и создает благоприятные условия для повышения уверенности в себе и самоуважения. Что, в свою очередь, ведет к открытию все новых сторон своей личности.
Современная жизнь и современные технологии требуют новых подходов к проведению занятий.
На занятиях каждый обучающийся должен приобрести навыки художника-модельера, закройщика и портного. Для этого обучающиеся знакомятся с основами композиции костюма и истории костюма, основными терминами и понятиями, относящимися к одежде в целом. Большое внимание уделяется разработке эскизов моделей, их образному решению. С этой целью проводят специальные занятия по композиции костюма, где много времени уделяется рисованию эскизов. Девочки выполняют зарисовки исторического костюма, элементов старинного кроя народного костюма, а также характерные для выбранной эпохи аксессуары.
Для обучающихся организуется вводная лекция по парикмахерскому делу и искусству макияжа, где они получают рекомендации по уходу за волосами и лицом.
Для расширения кругозора детей и в целях их профессиональной ориентации организуются различные экскурсии.
В течение всего года с учащимися проводят занятия по сценическому движению. На этих занятиях проходит постановка театрализованных выходов программ театра моды, разрабатываются сценарии, проводятся репетиции.
Большое количество времени отводится на выступления с показами коллекций одежды и участие в различных конкурсах и фестивалях. Девочки приобщаются к сценическому действию, приобретают опыт выступлений на различных площадках.
Создание одежды вовсе не означает, что она автоматически становится модной, а модельер, ее создавший, - принимается обществом. Мода создается не отдельным индивидуумом, а командой специалистов, занятых в модном производстве, а потому мода - это результат коллективной деятельности.
Поэтому на занятиях детского объединения дети работают по группам, всего групп четыре, две группы первого года обучения, одна второго года обучения, одна третьего года обучения.
3. Научно-методическое обеспечение опыта.
Работая с детским театром моды, у многих руководителей возникает вопрос: чем можно удивить специалистов моды, работающих в сфере дополнительного образования. Как создать новый имидж, новую экстравагантность, а, значит, и новое направление? Чтобы коллекция стала интересной и неординарной, нужен яркий, легкий, привлекающий внимание материал для изготовления моделей. Кроме того, нужно учитывать особые театральные, то есть сценические требования. Многие Кутюрье мира платят за ткань огромные деньги. Но откуда можем взять деньги мы, чтобы со всем размахом осуществить замысел художника?
Программа детского объединения «Театр моды» художественно-эстетического направления и направлена на работу с детьми младшего, среднего школьных возрастов и рассчитана на три года обучения и предполагает включение ребенка в программу первого, второго либо третьего года исходя из его возраста, индивидуальных возможностей, желания. Для эффективного построения своей деятельности были изучены журналы мод, работы и публикации дизайнеров, модельеров:
Александр Герцен: «Мода нигде не соблюдается с таким уважением, как в Петербурге, это доказывает незрелость нашего образования: наши платья чужие. В Европе люди одеваются, а мы рядимся, и поэтому боимся, если рукав широк или воротник узок. В Париже только боятся быть одетым без вкуса, в Лондоне боятся только простуды, в Италии всякий одевается, как хочет».
Социолог Юнийя Кавамура утверждает, что мода - продукт культурный и символический, и в рамках он данной монографии четко отделен от одежды, которая является материальным осязаемым продуктом. Кавамура показывает диалектичность и неоднозначность моды и смело заявляет, что понятие моды имеет отношение не столько объективным инновациям в одежде, сколько к вере в то, что с помощью моды человек может решать свои проблемы в социуме. Этот феномен он называет «вера в моду». Автор развенчивает миф и гениальности дизайнера и непредсказуемости «капризов моды». Он доказывает существование четкой и продуманной институциональной системе модного сообщества, - которая сама постоянно порождает и формирует феномен моды. Это авторитетные профессиональные сообщества, организации, система образования, прогноз-бюро, редакции модных журналов, поддержание статуса столиц моды ит.д. Эта система достаточно весьма влиятельна и вход в ее систему очень важен для профессионалов. При этом большинство теоретиков, которые стремятся найти объяснение феномена моды, игнорируют существование этого мощного организма.
Джурджа Бартлетт историк моды, доктор наук, научный сотрудник Лондонского колледжа моды, автор ряда статей по истории моды в социалистических странах, редактор тома в Энциклопедии моды, посвященного России и странам Центральной Восточной Европы делает предположение, что концепт «советского» прототипа одежды был удобен не только для сверх централизованной социалистической экономики. Но он так же поддерживал глубинный страх и нежелание изменений, присущие неспешному социалистическому образу жизни. Таким образом, прототип одежды стал парадоксальным примером «застывшей моды».
Высказывания великой Коко Шанель о моде:
"Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями".
«Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза».
«Женщины, не слушающие мужчин в вопросах моды, советуясь только с подругами, часто становятся посмешищем».
«В моде, как в архитектуре, главное – пропорции».
"Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм". "Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность
может привести к маскараду".
"Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют".
Придерживаясь идеологий, тезисов социологов, модельеров и изучив их работы, была составлена программа «Театра моды», в которой дети работают именно над созданием образа, моделей для выступления на сцене. Где модели изготавливаются из подручных материалов.
III. Диагностика результатов образовательной деятельности.
Как известно, ни один из педагогических подходов не обходится без
отслеживания результатов деятельности.
Мониторинг образовательного уровня воспитанников в детском объединении «Кройка и шитье» проводится по методике Сазонова М.В., который помогает конкретизировать результаты образования воспитанников, проследить динамику развития каждого воспитанника, количество воспитанников, сохранность контингента.
Результаты отслеживаются путем проведения входного, промежуточного и итогового этапов диагностики.
В целях проверки усвоения теоретических знаний, после каждой темы с учащимися проходят собеседования, а также просмотр и обсуждение выполненных практических заданий. Кроме того, обучающиеся демонстрируют выполненные по программе изделия на внутриучрежденческих мероприятиях. Показ проходит в соответствии с разработанным сценарием под музыкальное сопровождение. После показа новой коллекции устраивается их просмотр и обсуждение.
Кройка и шитье – это огромный простор для творчества и самореализации детей и подростков. Занятия в нем способствуют росту мастерства и самоопределения.