Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Приобщение детей к обычаям, традициям русского народа через музыку» (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края) ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Виканова Татьяна Алексеевна

  Приобщение детей к обычаям, традициям русского
народа способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей, формированию
духовности, общей культуры, воспитывает в дошкольниках потребность вносить
элементы народной культуры в свой быт и во взаимоотношения с окружающими, учит
добру и справедливости.

         Для
плодотворной работы по приобщению детей к обычаям, традициям русского народа
через музыку, в ДОУ «Сказка» созданы оптимальные условия: уголок русской горницы,
где собраны предметы быта крестьянской избы (печь, ухват, кочерга, крынка,
лампа, кровать с лоскутным одеялом и выбитым околодком, подушка с вышитой
гладью наволочкой, стол под кружевной скатертью и самоваром, росписные
коромысла и ведерки, деревянные лавки, на одной из которых закреплены прялицы,
посуда, расписанная по мотивам городецких, хохломских и жостовских узоров,
дымковские игрушки). Все это дополняется выбитыми занавесками на окнах,
вышитыми салфетками и самоткаными половиками.

      В методическом кабинете детского сада
собраны аудиозаписи народных мелодий, репродукции картин к русским народным
сказкам, различные виды кукольных театров по русским народным сказкам, куклы в
традиционных русских костюмах.

     Для активного приобщения воспитанников  к общечеловеческим ценностям педагогический
коллектив ДОУ тесно сотрудничает с районным краеведческим музеем, где детям
предоставляется возможность познакомиться с предметами старины и быта, такими
как соха, прялка, ткацкий станок, врубель и др. Экскурсии в районную школу
искусств позволяют воспитанникам детского сада увидеть русские народные
инструменты: балалайку, домру, рожок, гусли, услышать их звучание в исполнении
оркестра русских народных  инструментов.
На сцене районного дома культуры, с которым так же сотрудничает дошкольное
учреждение, детям предоставляется возможность самостоятельного выступления в
народных костюмах и репертуаром народных песен.

         Приобщение
детей к обычаям, традициям русского народа через музыку осуществляется в
детском саду по следующим направлениям: народная песня, хоровод, потешки, частушка,
игра на детских музыкальных инструментах,  народные праздники и игры.

         Привитие любви и интереса к народной песне следует
начинать с самого рождения, поэтому большое значение в ДОУ придаётся колыбельным
мелодиям
, через которые у детей формируется потребность в
художественном слове, в музыке. Колыбельная песня является началом народной
песни.   На первом этапе дети знакомятся с
происхождением слова  «колыбель» – это
детская кроватка, в которой ребенка можно качать, убаюкивать, поэтому
колыбельные песни – ласковые, спокойные, и всегда начинаются со слов
баю-баюшки. Дети узнают, что эти песни несут в себе материнскую нежность,
любовь, доброту, наполнены обилием уменьшительно-ласкательных слов:
«Люшеньки-люли, все давно уснули, один Ванечка не спит, он в окошечко глядит,
под окошечком Петушок, громко песенку поет».

В ходе музыкальных занятий дети учатся понимать, что в
колыбельных песнях звучит рассказ о ком-либо: о Волчке - сером бочке, который
бродит по лесу; о грачах, что утащили калачи, испеченные в печи. Через
интересное содержание, богатые фантазии, ласковые и незатейливые мелодии,
колыбельные песни доставляют ребенку радость и оказывают воспитательное
воздействие.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста
уделяется особое внимание исполнению народных песен. Дети с большим
удовольствием поют игривые, певучие и шутливые народные мелодии. Народные
мелодии настолько красивые и легко запоминающиеся, что дошкольники исполняют их
эмоционально и непринужденно. Внимание детей обращается на то, что в народных
песнях звучат красочные подголоски, педагоги учат дошкольников пропевать их,
варьировать голосом, петь радостно и непринужденно: «Ах, ох, ой – ли», «Ишь ты,
подишь – ты», «Ой, кума, ой, кума». Обилие в песнях гласных звуков, простой
ритмический рисунок, делают их незаменимыми для протяжного пения. Для
ознакомления детей с народной песней проводятся занятия-беседы, на которых
педагоги раскрывают содержание и значимость их в жизни народа. Для лучшего
запоминания текстов песен, музыкальные руководители используют приемы -
прохлопывание ритмического рисунка педагогом и детьми, использование
музыкально-дидактических игр «Узнай песни по иллюстрациям», «Выложи ритмический
рисунок песни на фланелеграфе», «Музыкальный телефон».       Благодаря
использованию наглядных иллюстраций при разучивании, дети быстро запоминают
русские народные песни: «Блины», «Про комарочка», «Посею лебеду на берегу» и др.
Педагоги побуждают детей радоваться и получать удовольствие оттого, что
удивительные мелодии дожили до наших дней и не утратили свою ценность.

Народные песни прочно вошли в жизнь детского сада: они
звучат не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях познавательного
цикла, изобразительной деятельности, ознакомлении детей с
декоративно-прикладным искусством русских мастеров: «Ой, вставала я
ранешенько», «У нас-то в мастерской», «Сударушка». Слушая, разучивая и исполняя
их, дети глубже познают основы мастерства русского народа, а, наряжаясь в русские
народные костюмы, они как бы становятся непосредственными участниками тех
действий и событий, о которых поют. По словам автора программы «От родного
порога» Е.В.Затеевой: «Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если
он чувствует себя «созидателем», «творцом», открывающим для себя что-то новое,
доставляющим другим радость результатами своего труда, приобщающимся к миру
взрослых».

         Народная
песня, эмоционально воздействуя на ребенка, вызывает у него различные чувства,
которые он старается выразить с помощью жестов, движений, действий. Лучшим
примером этих проявлений является хоровод, как одно из средств
раскрепощения детей, их свободного движения.

В своей работе хороводу педагоги уделяют большое
внимание, на занятиях и развлечениях. Разучивая хоровод, музыкальные
руководители знакомят детей с происхождением этого жанра. Дошкольники узнают,
что, проводя большую часть времени в работе, люди высоко ценили каждую минутку
отдыха. Собираясь в старину на посиделки, они пели игровые песни, связанные с
конкретным содержанием  труда (вышивание,
ткачество). Текст песен непроизвольно вызывал желание людей двигаться,
подчеркивая характер движений, действий. Хороводы по своему темпу обычно
медленные, а по характеру – светлые, мажорные. Зимой хороводы водили в избе,
которую молодежь откупала под беседы и посиделки. Движения в хороводах довольно
просты, например ходьба по кругу.  В
весенних и летних хороводах движения были богаче и разнообразнее, связаны с
элементами труда, потому что проводились на лугу, например хороводы «А мы просо
сеяли…», «А мы коней выпустим, выпустим, а мы просо вытопчем, вытопчем…»
сопровождались притопами и прихлопами. Движения рук в хороводе четкие,
правильные. Например, рвать калину, на дорожку бережно бросать в (хоровод «На
горе-то калина») педагоги учат детей держать правильное направление движения.

Разучивая с детьми хоровод, музыкальные руководители
используют не только беседы, но и наглядный показ гроздьев рябины, калины,
листьев березы, дуба, предлагают загадки о временах года, о событиях,
повествуемых в хороводах.

         Пословицы
и поговорки
,  как сокровища
русского народного творчества, являются верными помощниками в работе с детьми
при формировании у детей нравственных качеств: трудолюбия и дружбы. Разучивание
песни о Родине педагоги сопровождают пословицами: «Родина- мать, умей за неё
постоять», «Человек без Родины, что соловей без песни». Знакомясь с песнями о
маме, дети употребляют  пословицу «Лучше
нет дружка, чем родная матушка».

Потешки
- это наиболее любимые детьми песенки игрового характера, в которых звучание
слов и их значение сливаются воедино, а смысл слов угадывается интуитивно.
Потешки помогают педагогам учить детей осмысливать предстоящие действия и
доставляют им безграничную радость.

На музыкальных занятиях педагоги знакомят детей с
потешками, которые в основном используются для развития у дошкольников четкой
дикции, звонкого, легкого исполнения песен, их чистого интонирования мелодии,
развития чувства ритма, например исполнение потешек на одном звуке «Андрей-воробей»,
«Тики-таки, ходят в речке раки».

         Частушка
– это жанр народного творчества очень близок детям дошкольного возраста
своим веселым, задорным характером, эмоциональным разнообразием, метко
выраженной сатирой и дружеским юмором. Знакомя детей с происхождением частушки,
педагоги используют беседу, из которой дети узнают, что в начале 19 века
писатель Глеб Успенский начал собирать интересные маленькие песенки с
законченной мыслью, которые исполнялись легко, задорно, а слова в них
пропевались часто и быстро. Именно он и назвал их очень метко – частушка!
Услышал он частушки между новгородской и Ленинградской областями, но звучали
они по всей России и в самых дальних и глухих ее уголках. Услышать их можно
было повсюду: на посиделках, на свадьбах, товарочках, народных гуляньях.

        Педагоги знакомят дошкольников с
различным характером частушек: веселые, задорные, лирические,
частушки-нескладушки, перевертыши, небылицы. Под руководством музыкальных
руководителей ДОУ, частушки звучат на праздниках и развлечениях, народных
детских гуляниях, родительских вечорках и детских концертах.

    Игра на детских музыкальных инструментах
наиболее интересный и увлекательный вид деятельности для детей дошкольного
возраста. Из бесед, проводимых музыкальными руководителями, дети узнают о том,
что по традиции к игре на музыкальных инструментах привлекали мальчиков.
Лучшими гармонистами, гуслярами, рожочниками были мужчины. Женщины в основном
играли на ложках, а детям их деды да прадеды мастерили свистульки с горошинами
внутри, да простейшие рожки из бересты. Знакомство с русскими народными
инструментами начинается на музыкальных занятиях с первой младшей группы:
показывая колокольчик, деревянные ложки, бубен педагоги дают возможность самим
извлечь из них звуки. В дальнейшем, дети с удовольствием играют на бубне под
народную мелодию «Как у наших у ворот» и пение музыкального руководителя: «Ваня,
громко в бубен бей. Поиграй веселей. Тихо-тихо поиграй. И Танюше передай».

          Детей старшего возраста педагоги
знакомят с трещотками – инструментом, способным издавать необычный звук,
благодаря ударам палочек друг о друга. Также дети с большим интересом играют на
дудочках, ксилофонах, металлофонах, детских гармониках простейшие народные
мелодии «Во саду ли, в огороде», «Я на горку шла», «Светит месяц», «Калинка» и
др. Кроме того, музыкальные руководители знакомят детей со звучанием балалайки,
названной от слова «бала» - дитя, детская забава, а от того, что она способна
издавать звуки частые и звонкие, ее прозвали балаболка, то есть балалайка.
Музыкальные руководители знакомят дошкольников с домрой, бубенцами, слушая их
звучание в аудиозаписи, рассматривая на иллюстрациях, воочию знакомясь во время
концертов, которые показывают учащиеся Шипуновской школы искусств. Большое внимание
педагоги уделяют игре детей на различных шумовых инструментах: рубеле,
камешках, погремушках, чугунке, бутылочках, коробочках, каждый из которых
способен издавать своеобразный звук, звучащий в большом оркестре красочно и
красиво.

           Игра на детских музыкальных инструментах
способствует эмоциональному, познавательному развитию дошкольников. В арсенале
музыкальных руководителей имеется большое количество музыкально-дидактических
игр, способствующих закреплению знаний детей об инструментах: «Угадай на чем
играю?», «Подумай и отгадай», «Что это за инструмент?» и др.  

        Обогащение
познавательного интереса детей также происходит через народные праздники и
игры, значение которых поистине велико. Русский народ умеет и любит веселиться.
Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водит хороводы, поёт песни, затевает
игры, которые отражают в себе события их жизни.  

Народные праздники учат детей уважению к труду и семье, к старшему
поколению, к Отечеству. Педагоги приобщают детей к самобытному искусству народа
через участие в народных праздниках «Покров», «Рябинник».

 Музыкальные
руководители обогащают знания детей о происхождении и значении народных
праздников для русского народа. Например, праздник «Святки» связан с поворотом
солнца на весну. Это проводы старого и рождение Нового года. Элементы религии
вплетаются в народные праздники и придают им святость. Это рождение солнца,
младенца Христа, рождение новой жизни. В такие Святые дни люди-ряженые ходят по
дворам и поют маленькие песни – колядки, в которых звучат пожелания здоровья,
добра, богатства и удачи хозяевам, прибавление скотины во дворах.

Дети узнают из бесед о традиции пить чай на Руси из
самовара, которая сохранилась и до наших дней. Это не просто традиция, а особый
ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Поддерживая этот обычай,
устраиваются с дошкольниками и их родителями посиделки «Посидим у самовара».
Дети принимают активное участие в народных праздниках и сами являются их
героями. Щедро, весело и сытно, с веселым катаньем на санях, с играми и
хороводами празднуют наши воспитанники широкую Масленицу.

Работа по патриотическому воспитанию детей – это не
только привитие любви к семье, дому, селу, но и приобщение их к традициям,
обычаям русского народа, страны, это сохранение связи между прошлым и
настоящим. Дети должны не только знать обычаи и традиции своего народа, но и
выполнять их, поэтому на праздниках, посвященных Отечеству, широко используются
пляски, частушки, хороводы. Ярким, красочным праздником, регулярно проводимым в
ДОУ «Сказка», является «Веснянка». В начале из беседы с музыкальным
руководителем дети узнают, что праздник начинается рано утром с веселых
закличек. Чистыми, звонкими голосами дети закликали весну, играли на дудочках и
свирелях, глиняных свистульках. Надевали на шесты испеченных жаворонков и
бегали по дворам, зазывая весну: «Прилетели жаворонки, приносили девять ключей,
запирали зиму на девять замков, отпускали на волю весну красную». Знания детей
о традиции празднования этого праздника закрепляются в практической
деятельности, когда они, становясь непосредственными участниками праздника,
водят хороводы, играют в шумные русские народные игры.

Народные игры, как жанр народного творчества являются национальным богатством. Они
развивают у детей ловкость, быстроту движений, силу, меткость, находчивость,
внимание, память. Процесс разучивания перед игрой считалок, прибауток,
скороговорок делают игру более интересной и содержательной.

     В целях поддержания дальнейшего интереса
детей к фольклору, обогащения знаний детей о народной культуре, обычаях и
традициях русского народа, организована фольклорная группа дошкольников из
разных возрастных групп, отличающихся своей активностью, эмоциональностью,
способностью быстро запоминать мелодии песен и ритмично двигаться. Название
группы «Зернышки» не случайно, ведь маленькие зернышки дают прекрасные всходы и
богатый урожай будущих талантов.

В плане работы фольклорной группы отражены различные
блоки: «Круг событий» (народный календарь, знакомство с жизнью природы,
формирование исторического кругозора через музыкальную деятельность), «Встанем
в круг» (приобщение к народным играм, хороводам), «Семейный круг» (совместная
работа с родителями), «Круг чтения» (приобщение к лучшим образцам отечественной
литературы: сказки, былины).

Планирование работы кружка фольклорной группы
построено с учетом народного календаря, праздников, иных событий, таких как:
«Жаворонок - встреча весны», «Проводы зимы» и др.

Во время занятий дети подробно знакомятся с
содержанием праздников, гуляний, вечеров развлечений. Музыкальный руководитель
рассказывает детям о русских народных костюмах (лапти, кокошники, русские
народные инструменты, кухонная утварь). При составлении программы праздников
педагог знакомит детей с содержанием сценария, вместе распределяют роли между
детьми, учит их мастерству легкого, задорного, раскрепощенного и яркого
исполнения народных песен. Среди воспитанников есть солисты, способные
исполнять ведущие номера на праздниках, концертах – творческих отчетах
фольклорной группы перед коллективом детей и родителей ДОУ «Сказка».

В результате целенаправленной работы педагогов фольклорная
группа «Зернышки» хорошо известна в селе Шипуново. Она является участником
ежегодных смотров-конкурсов, проводимых районным домом культуры «Утренняя
звезда», «На балу у Золушки», «Малахитовая шкатулка», является участником
краевого фестиваля детского фольклорного творчества «Солнцеворот».

     Приобщая детей к народным традициям и
обычаям через музыку, музыкальные руководители развивают в детях национальное самосознание,
уважение к русскому народу, любовь к Родине. Интерес к народной музыке,
традициям и обычаям русского народа прочно формируется у воспитанников детского
сада, которые продолжают обучение в данном направлении в Шипуновской школе
искусств, продолжая занятия в народном ансамбле песни, хора и танца
«Сибирячка», известного за пределами Алтайского края.

 

Литература:

 

1.     Затеева Е.В. От родного порога: Программа-руководство
по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского
края – Барнаул: АКИПКРО, 2002.

2.     Доровеев Ю. Народный костюм: Знакомство детей с
русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями – М: 2007.

3.     Наумова Т. Музыка русских узоров – М.: 1990.

4.     Орлова Г.М. В мире музыкальных инструментов – М.:
1987.

5.     Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные
песни. – М.: ВЛАДОС 1995.

Пожалуйста, подождите.
x
×