Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ: как сохранить здоровье и эмоциональный комфорт ребенка» | Макарова Анна Игоревна. Работа №210668

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Макарова Анна Игоревна
Статья о проблеме адаптации детей  раннего возраста в ДОУ.

Комитет по образованию Администрации
Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 Семицветик
Статья на тему:
Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ: как сохранить здоровье и эмоциональный комфорт ребенка
Подготовила:
Воспитатель
Макарова А.И.
2019 год
Г.о. Подольск
Успешно адаптировать ребенка к детскому саду - задача особенно актуальная и непростая для родителей самых маленьких - деток 2-3 лет. И наша статья посвящена адаптации детей именно раннего возраста, когда тревога родителей о сохранении здоровья и эмоциональном благополучии малыша звучит с особой силой и абсолютно понятна. Мы осветим основные проблемные, сложные моменты вхождения малыша в новый для него интересный, но все же сперва такой пугающий мир. Расскажем о нашем опыте по адаптации, сложившемся за многие годы работы ДОУ. Мы сохраняем уверенность в том, что только общими, совместными усилиями педагогов и родителей можно наиболее безболезненно преодолеть детям трудности адаптации. И здесь необходимо проделать немало работы с обеих сторон.
Раннее детство – это период в развитии ребенка, когда закладываются основы его физического и психического здоровья.
Ранний возраст – это НАЧАЛО.
Ребенок приходит в мир, еще ничего не зная о нем, но с готовностью к его активному восприятию.
Доверчивая улыбка озаряет личико малыша! Помочь ребенку сохранить и развить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно печется о нем, и тем создать бодрое, жизнерадостное настроение - все это необходимо для правильного эмоционального развития в последующие годы.
Наблюдения показывают: что дети, обделенные в раннем детстве лаской, вырастают обидчивыми, вспыльчивыми, недоверчивыми, замкнутыми.
Но вот малыш подрос, и его приводят в детский сад. Многие родители волнуются: будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, ведь поступление в детский сад - сложный период в жизни ребенка, своеобразный экзамен для его психики, здоровья. В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи. Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА.
Малыши тяжело переносят даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Они часто отказываются от общения с незнакомыми людьми. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка, большая гулкая комната, незнакомые вокруг дети и взрослые, иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией ОСТОРОЖНОСТИ или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. Возможно временное разрушение некоторых навыков. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и НЕВРОГЕННЫЕ нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т.п. У одних детей нарушается сон, у других отсутствует аппетит.
Таким образом, можно говорить о том, что период адаптации – это тяжелое для ребенка, родителей и персонала ДОУ время. Обычно период адаптации у детей в раннем возрасте занимает от 2 до 3 недель. Но и такой, казалось бы, короткий срок для ребенка может быть далеко не безобидным.
Например, во время адаптации у ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает возможность заболеваний. Это связано с тем, что из-за возрастания эмоционального напряжения у его организма снижаются защитные силы, противостоящие заболеваниям.
Практика ДОУ показывает, что наиболее сложно и длительно процесс адаптации протекает у ослабленных, страдающих рахитом, аллергией или часто болеющих ОРЗ детей. И, наоборот, физически крепкие, здоровые дети переживают этот период значительно проще и быстрее осваиваются и приобщаются к жизни в новом коллективе.
Дети, которые привыкли к общению только с родителями, испытывают значительные трудности в период адаптации к ДОУ. К причинам, которые тормозят образование у ребенка развитие умения контактировать с новыми людьми, относятся: общение исключительно в кругу семьи, изоляция от общества, связанная с возрастом, отрицательное отношение родителей к окружающим людям и подражательность детей им. Вследствие этих причин в первое время пребывания таких детей в ДОУ они относятся к воспитателям и няне негативно, что усложняет уход за ними.
Наоборот, если родители малыша радушны, гостеприимны и дружелюбны, если ребенок воспитывается в семье, состоящей из многочисленных родственников, он значительно легче будет вступать в контакт с няней и воспитателями ДОУ. У детей из таких семей период адаптации может длиться всего несколько дней.
Таким образом, главная задача и для педагогов, и для родителей в адаптационный период – это помочь малышу как можно безболезненно войти в жизнь сада. Для этого необходимо проводить подготовительную работу: предварительные беседы и консультации с родителями. В нашей группе мы проводим подобную работу с семьей. Предлагаем также маме с малышом придти на утреннюю или вечернюю прогулку группы, в летнее время (перед поступлением в сад).
Но вот малыш начал посещать детский сад - наступает период адаптации малыша к ДОУ. Этот период очень важен для детей. Мама подводит малыша к территории детского садика:
- Смотри, сколько всего здесь интересного: горка, песочница, качели! Какие детки хорошие! Пойдешь в детский садик?
Ребенок соглашается! Он действительно с охоткой идет в сад, с интересом разглядывает шкафчики в раздевалке, картины на стенах, охотно переодевается. Но стоит маме попрощаться с ним и уйти, как раздается плач.
На следующий день малыш уже отказывается и переодеваться, и играть, заливается слезами. Мать начинает переживать, ведь, казалось бы, она хорошо подготовила своего ребенка. Но для него очень большая разница между тем, чтобы прийти в незнакомое место вместе с мамой, и тем, чтобы остаться здесь одному. Проблема не только в отлучении от мамы, но и в ломке привычных для ребенка стереотипов. В этой ситуации хорошо помогает совместно придуманная мамой с ребёнком несложная система прощальных знаков внимания, и малышу бывает проще отпускать родителя.
Чтобы эта ломка происходила менее болезненно, подготовка ребенка к поступлению в детский сад должна проходить длительно и серьезно. Она должна включать в себя правильное воспитание и привитие навыков, необходимых ребенку в этом возрасте.
Для взрослых людей встреча с новыми людьми и перемена обстановка – достаточно привычное дело. Но даже взрослые порой испытывают чувство тревоги о том, как их примет новый коллектив. Для детей же это – очень большой стресс. Поэтому в первую очередь для того, чтобы помочь ребенку войти в жизни детского сада безболезненно, необходимо его домашний режим приблизить к режиму дня в детском саду (занятия, кормление, сон, прогулки).
В период адаптации у детей может наблюдаться сохранение или появление новых вредных привычек, как то – не засыпает без соски, сосет палец и т.д. Их разрушение в адаптационный период нежелательно, потому что это может еще больше усложнить приспособление малыша к новым условиям.
Группа детей раннего возраста комплектуется не сразу, а постепенно, поэтому воспитателям и их помощникам стоит в первую очередь уделять внимание новичкам. Чем раньше малыш почувствует доверие к педагогам, чем быстрее они найдут с ним контакт, тем спокойнее он сможет перенести перемены в жизни.
Вхождение в детский сад для малыша должно быть постепенным. Например, в первые дни лучше оставлять ребенка в ДОУ на 2-3 часа, потом – до обеда или до послеобеденного сна, затем – до полдника, и лишь потом – на весь день.
Выработка единых требований к поведению ребенка как в детском саду (обоих воспитателей) так и дома – важнейшее условие, облегчающее адаптацию ребенка в детском саду.
Период адаптации прошел, если ребенок привык и с желанием идет в детский сад.
Мы стараемся, чтобы во время занятий ребенок был не как наблюдатель, а как действующее лицо. Не нужно навязывать ребенку свою точку зрения на тот или иной предмет, действие, а надо дать ему возможность самому действовать, поиграть, с тем или иным предметом (муляжи, пластилин).
Необходимо детям совершенствовать память, внимание, хотя они ещё носят непроизвольный характер. Так в группе успешно проводим игры Где звенит, Где лежит, Положи на место, Бегите ко мне и т.д., обязательно поощряя за то или иное действие (чередование подвижных игр с малоподвижными). Развитие речи является важной задачей умственного воспитания, для этого проводятся упражнения – инсценировки - занятия – игры - на развитие понимаемой речи и развитие активного словаря (рассматривание картинок: Домашние животные, Д.И. Чудесный мешочек, Д.У. Паровоз, Лошадка и т.д.).
В процессе первых игр, занятий всегда подбадриваем малышей, хвалим за первые успехи и обязательно - за старание!
В группе создаем благоприятную обстановку для любых видов детской деятельности, в особенности для двигательной активности. Малыши большие непоседы, а разнообразные движения доставляют им особую радость. Движения – залог прекрасного здоровья и правильного развития малыша.
Нельзя не сказать о нравственном воспитании детей раннего возраста: здесь и навыки культуры поведения, и трудовые поручения, и навыки культурно-гигиенические, и организация всевозможных режимных моментов (подготовка к занятиям, уборка игрушек и т.д.).
При проведении режимных процессов осуществляются принципы последовательности и постепенности. Надо учить детей воспринимать и любить прекрасное в окружающем. Для этого мы с детьми часто меняем обстановку в группе: украшаем к праздникам, составляем из знакомых игрушек различные сюжеты – затем с детьми обговариваем, что они нового видят в группе (и вы знаете – все они, оказывается, замечают и новую книжку и новую игрушку, картинку и т.д.). Есть уголок ряженья (с юбками, желетками, куклой в русском сарафане, платочками), дети очень любят наряжаться; используем художественное слово - песенки, потешки, стихотворения, сказки.
В группе проводятся музыкальные занятия, которые дети с удовольствием посещают, занимаются.
Все это, да еще много всего не сказанного способствует тому, чтобы дети чувствовали себя в детском саду комфортно, безопасно, были веселы и жизнерадостны.
Чтобы в детском саду было как дома!
Любите и чувствуйте своего ребенка - только так можно преодолеть любые трудности, сохранить здоровье и эмоциональный комфорт ребенка в непростой для него период жизни.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×