Проблема формирования духовно-нравственных основ личности студента среднего профессионального образования. ☼
Автор: Горлова Елена Владимировна, Малиновская Ирина Олеговна,
Проблема формирования духовно-нравственных основ личности студента среднего профессионального образования.
Горлова Елена Владимировна, Малиновская Ирина Олеговна,
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
Наша великая Россия выросла на духовных основаниях православного верования, в ней живут более 80% русских, в Белгородской области - 92,9%. Трудолюбие, милосердие, доброта, совестливость формировались в православном быту, и поэтому изучение истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Именно для этого наши сограждане, в первую очередь, молодежь и дети, должны свободно приобщаться к родной религиозной традиции.
Сегодня в нашей стране мы можем наблюдать проблему со стороны духовно-нравственного развития самого общества. Теряются прошлые ценности, а новые так и не могут сформироваться, тем самым вызывая ослабление роли институтов социализации, таких как семья, система профессионального образования и т. д. Сама проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью.
Организация воспитательной работы в Белгородском индустриальном колледже представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия обучающихся, преподавателей, социальных педагогов, родителей по формированию гражданственных и нравственных основ личности студента. И в этой связи следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов; толерантное отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости.
Ценности долга, чести, ответственности, трудолюбия, творчества можно прививать, используя различные формы воспитания, в которых могут и должны присутствовать религиозные знания и воззрения. В настоящее время около 90% школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, студенты среднего специального образования области изучают курс «Православная культура». В Белгородском индустриальном колледже приоритетным направлением деятельности учебного заведения является духовно-нравственное воспитание. Воспитательная работа с молодежью ориентирована на народные основы и ценности, на ценности православной культуры.
В этой связи нами была выбрана такая форма работы, как проведение декад, посвященных важным событиям истории России и истории Белгородской области. К таким событиям мы отнесли 200-летие победы русского воинства над армией Наполеона, 70-летие Сталинградской и Курской битв, 100-летие начала первой мировой войны, 70-летие победы советского народа в Великой отечественной войне. Главными целями проведения декад стали следующие: воспитывать у студентов любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, содействовать формированию у обучающихся чувства долга, гражданской ответственности, воспитание нравственных качеств: доброты, взаимопомощи, ответственности, доброжелательности, гражданской позиции.
Подготовка и проведение студенческих научно-практических конференций «Духовный покровитель земли Белгородской», «Преподобный Сергий Радонежский- учитель и устроитель России» и других потребовали от ребят умения работать с историческим материалом, анализировать документы, совершенствовать навыки публичных выступлений.
Одной из любимых форм работы являются литературно-музыкальные композиции, при проведении которых ребята подбирают материал, проявляют музыкальные и поэтические способности. Эмоциональный отклик в душах студентов вызвали литературно-музыкальный вечер, посвященный Святителю Иоасафу, вечера «Поэтическое осмысление веры» и «Слов драгоценные клады». Интересно и познавательно прошел семинар «Архимандрит Серафим Тяпочкин», целью которого было приобщение студентов колледжа к духовно-нравственным ценностям и культуре православия.
Литературно-музыкальные композиции «Недаром помнит вся Россия…», «День героев Отечества», «Никто не создан для войны», «Слава тебе, солдат- победитель», «Давайте скажем нет войне», «У войны не женское лицо» напомнили ребятам не только о событиях дней минувших, но и о подвигах наших выпускников, отдавших жизни за Родину в период Афганской и Чеченской войн. Огромный интерес у наших студентов вызвал цикл мероприятий, который мы обозначили как видео-лектории. Просмотр документальных фильмов «История славян. Факты», «Крещение Руси» и другие сопровождался проведением викторин с последующим обсуждением увиденного. Ребята имели возможность, оценив документальный материал, высказать свою точку зрения на проблему.
Студенты нашего колледжа являются частыми гостями в городском духовно-методическом центре « Преображение». Встречи со священнослужителями, беседы о ценности семьи, приобщение к высокой поэзии и хоровому пению, участие в праздничных спектаклях, возможность увидеть результаты творчества сверстников – вот не полный перечень видов деятельности, которые вызывают живой отклик у ребят.
Сегодня все, кто работают с детьми и юношеством должны нести подрастающему поколению мировоззренческие понятия и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Наши дети должны не только иметь к ней уважение, но быть ее носителями.
Список литературы
1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности. Ростов на Дону, 1995.
2.Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск. 1995.
3.Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224.