Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Автор: Филина Наталья Сергеевна

Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Конфликтное поведение у подростков из года в год остаётся такой же актуальной проблемой среди родителей, педагогов, психологов. Изучением многогранности  особенностей этого возраста занимались и занимаются многие известные психологи. Например, Д.И. Фельдштейн, А. Бандура,  Р. Уолтерс исследовали  влияния воспитания в семье и школе на их конфликтность. В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Несмотря на большой вклад учёных-психологов в проблему конфликтности подростков, до сих пор она остаётся не до конца изученной [1, c. 311- 313].

У подростков очень ярко выражены эмоции и переживания. Развитие протекает в достаточно быстром темпе.  Значимыми изменениями является формирование личности, чему свойственна перестройка взглядов на жизнь, осмысление своего места в обществе, изменение характера [3, c. 157-160].

Отношения с родителями, учителями становятся труднее, всё чаще появляются непонимания, разногласия. Взрослые часто бывают  не в силах проникнуть и учесть все особенности личностного развития детей. Это приводит к конфликтам с подростками, которые жаждут чувствовать себя самостоятельными, независимыми. Дети рвутся к самореализации, пытаясь избавиться от излишней  опеки. Подростку важно не просто чувствовать то, что его понимают, но и то, что ему доверяют. Ему необходимо знать, что он занимает социально-важную роль не только среди своих друзей, одноклассников, но и среди старших. Учителя же, родители рассматривают подростков, прежде всего как детей, которые должны подчиняться им. Всё это непременно способствует росту многочисленных  психологических барьеров между подростками и взрослыми, что в конечном счёте  приводит к конфликтам [5, с.210-213].

Большей части детей  подросткового возраста свойственна повышенная агрессивность  и конфликтность. Имеются затруднения в общении, как с взрослыми, так и со своими сверстниками, друзьями, одноклассниками. Конфликты возникают не только с другими членами общества, в котором находится подросток изо дня в день, но и с самим собой, что не менее серьёзно. Все эти явления обусловлены определённой спецификой переходного возраста, которая влечёт за собой  разнообразные изменения. Однако это не означает, что все эти отрицательные проявления никак нельзя предотвратить. Всё в нашей жизни подлежит коррекции и проблемное поведение подростков в конфликтной ситуации не является исключением. Конфликтность напрямую зависит от внешних условий, окружения, климата в семье, отношения со сверстниками, учителями и другими многочисленными факторами. Следовательно только совместными усилиями подростка и его окружения можно достичь положительного результата в решение проблем кризисного периода ребёнка.

 

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - M. 2012. – 233 с.

2. Онеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина c / 213. - М.: Академия, 2011 - 272 с.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x