Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблема сохранности контингента в ДМШ и пути ее решения | Долгова Эльмира Давлетовна. Работа №205607

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Долгова Эльмира Давлетовна
В статье поднимается проблема набора детей в музыкальную школу и сохранение контингента обучающихся. Рассаматриваются влияние различных внешних социальных факторов, роль педагога, родителей в музыкальном обучении детей. Использование современных интернетресурсов в процессе обучения, способствующих сделать процесс обучения более насыщенным и увлекательным.

Проблема сохранности контингента в ДМШ

и пути её решения.

 

 

Долгова Эльмира Давлетовна,

преподаватель высшей квалификационной

категории ДМШ №1 им. Р Нагимова,

гльметьевск

 

Проблема сохранности контингента в музыкальной школе всегда была и остается актуальной. Каждый исторический этап требует корректировки образовательного процесса, а если точнее, то эта корректировка должна быть столь же мобильной и непрерывной, как и сам процесс жизни и обучения. Не нужно ждать смены десятилетий, чтобы заметить свою отсталость от реальности, а пытаться искать методы выхода из сложившейся ситуации.

Современность представляет собой время невероятно скоростных перемен. И наши юные ученики зачастую лучше ориентируются в этой стихии, лавируют в ней как рыбы в воде, мгновенно перестраиваются, впитывают в себя все новшества жизни, что порой с трудом дается нам, преподавателям. Мы отстаиваем традиции своего образования, считая их наиболее правильными, проверенными временем, взрастившими не одно поколение музыкантов. А между тем, с каждым годом мы все отчетливее наблюдаем проблемы, связанные с набором детей с хорошими музыкальными данными, а также сохранением контингента обучающихся в процессе учебы. Этот вопрос требует глубокого анализа и решения.

Предлагаю обратить внимание на некоторые факторы, влияющие на современные реалии данной проблемы.

В первую очередь, изучению подлежит психология детей и их родителей. Уже в начальных классах заканчивается период, когда родители могут еще активно влиять на своих детей, и это, пожалуй, наиболее благополучные годы обучения в музыкальной школе. Но уже с десяти-одиннадцати лет все большее влияние на ребят оказывают сверстники, одноклассники, друзья. А в их среде классическая музыка непопулярна, тем более в провинциальных городах. Ребенок все чаще начинает задавать себе вопросы: «Зачем я хожу в музыкальную школу?», «Кому нужна это классическая музыка?». В его душе зарождается чувство растерянности, а позже и откровенное отторжение от этого вида деятельности, не находящего поддержки у окружающих, а порой и вызывающего насмешки. Наши ученики достаточно часто раскрывают нам эти ситуации в личных беседах.

В этом возрасте ребенок еще не осознает себя неповторимой личностью, он хочет быть как все. К тому же это очень уязвимый период – устойчивый интерес и эстетические пристрастия еще не сложились, они только в процессе формирования. Интерес к обучению у детей появляется тогда, когда из под их рук начнет звучать красивая музыка, когда разовьется исполнительское мастерство. А для этого нужны еще годы терпения и упорного труда. На данном этапе удержать ученика в музыкальной школе может только авторитет его учителя. По словам К.Д.Ушинского «Личный пример учителя это луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». Авторитет, сформированный на уважении, на личной любви (дети в этом возрасте всегда воспринимают отношения через понятия «любит»-«не любит»), на психологической совместимости, на увлекательности общения с педагогом. Таких примеров в практике достаточно много, когда дети идут до конца за своим любимым учителем, не желая с ним расставаться. То есть личность педагога становится первичной мотивацией для продолжения учебы. Здесь важны активная энергетика преподавателя, его неподдельная увлеченность делом, его уверенность в важности того искусства, которым он занимается, его умение выстроить правильное общение с учеником и неотступно вести за собой. В этом случае педагог должен сам искренне и свято верить в высокую значимость того дела, которым он занимается. Любое сомнение передастся ученику.

Не стоит недооценивать и роли родителей. С одной стороны, они отдают детей в музыкальную школу всего лишь для общего развития и часто руководствуются тем правилом, что если ребенок не хочет, то и не надо его заставлять, ведь это дополнительное образование, по желанию. Сказал ребенок: «Я не пойду больше в музыкальную школу, мне надоело», и родители не настаивают. Однако, мы забываем, что дети и в общеобразовательную школу тоже не хотели бы ходить. Они хотят играть и быть свободными. Но в этом случае родители должны проявить определенную настойчивость и постараться убедить ребенка не бросать обучение и довести начатое дело до конца.

Так может быть и в случае с музыкальным образованием следует обратить большое внимание на психологию родителей и уже изначально с самых первых с ними встреч убеждать и настраивать их на многолетний упорный труд. Доказывать, что леность детей не является поводом для расставания со школой, что только их настоятельные убеждения и взрослый авторитет помогут настроить детей на правильный и плодотворный труд. Любое дело требует терпения, усилий, систематичности и упорного преодоления трудностей. Только в этом случае результат станет явным и радующим. Как показывает практика, все, что было брошено и недоделано в детстве вызывает сожаление в зрелом возрасте.

Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. Нужно обязательно делать акцент на то, что обучение в музыкальной школе – это не только путь в профессиональные музыканты. Занятия музыкой развивают умственные способности, логическое мышление, творческую фантазию, эстетический вкус, моторику. А чего стоят публичные выступления на сцене, где ребенок преодолевает все свои страхи, застенчивость, робость. Он вынужден проявлять всю свою силу духа и воли, собираться психологически и выступать перед публикой. Это многое даст для дальнейшей успешной карьеры в любой области деятельности. В этом случае эффективными являются классные или общешкольные собрания с концертными номерами учащихся разных уровней (от младших к старшим), общешкольные тематические концерты, коллективные выступления в составе ансамблей, оркестров, чтобы родители слышали динамику достижений, чтобы видели перспективу развития ребенка. Эта работа в нашей школе успешно ведется: учащиеся школы активно участвуют в концертной жизни не только в стенах школы, но и на концертных площадках города, а также многочисленных конкурсах регионального, республиканского, всероссийского и международного уровня.

С другой стороны, родителям трудно предугадать, на чем именно сконцентрируется интерес их ребенка в будущем. Какова будет его основная профессия, какие навыки окажутся ему жизненно необходимыми. Поэтому они изначально стараются дать как можно более обширное развитие своему ребенку. Как правило, современные дети совмещают посещение нескольких школ, кружков, секций. В этом нельзя обвинять родителей, но создается серьезный физический и психологический перегруз. В результате чего резко снижается и успеваемость, и уровень интереса, эмоциональной отдачи. Ребенок просто устает. Этот фактор также влияет на сохранность контингента. И здесь важно оценить насколько конкурентно способна музыкальная школа, насколько она сможет убедительно мотивировать перед родителями свою важность и значимость в развитии их детей.

Еще один важный момент – это разница представлений о современной музыкальной культуре. Родители и дети, выбирающие обучение в музыкальной школе ориентируются чаще всего на популярное искусство – на эстрадную музыку, рок, джаз – все то, что их окружает в повседневной жизни и транслируется по телевидению. Музыкальная же школа все-таки сориентирована на классику. Дети погружаются в мир барочной полифонии, классической сонаты, симфонии, в мир той музыки, которая всегда была элитарной. Композиторы писали ее для избранной публики, музыкально образованной. И если для XVII-XIX веков это еще была музыка реальности, то для современного слушателя – это историческое прошлое. Именно так и ощущает ее большая часть наших учеников и их родителей. Слыша произведения И.С.Баха, Й.Гайдна, В.Моцарта они не могут понять, как эта старинная музыка поможет их ребенку реализоваться в современном мире. В дом каждой семьи приходят гости, родители стараются продемонстрировать достижения своего ребенка, просят его сыграть на инструменте произведение выученное по специальности, например сонату или этюд. Далеко не всем близка и понятна эта музыка. Как бы мы ни парировали на выдвинутый фактор, но современность диктует свои условия.

Выходов из данной ситуации может существовать несколько.

Во-первых, мы, преподаватели, должны всеми возможными способами доказать родителям и нашим ученикам, что классическая музыка не является давно увядшим прошлым, что это живая реальность. За этой музыкой стоят огромные массы увлеченных людей, концерты классической музыки не менее популярны. Можно рекламировать телеканалы «Культура», «Mezzo live», устраивать собрания с родителями не только по поводу учебной успеваемости детей, но и в виде увлекательно просветительских лекций. Концерты выдающихся исполнителей современности, посещающих наш город, должны стать достоянием не только преподавателей и учащихся музыкальных школ, но и родителей. Большой эмоциональный заряд дают совместные выезды с родителями в столичные театры, концертные залы или на конкурсы.

Во-вторых, в учебном процессе возможно сочетание классического и модернового искусства. На сегодняшний день существует огромное количество качественных, высокопрофессиональных обработок, аранжировок, стилизаций старинной музыки. И в этом нет ничего кощунственного, на мой взгляд. Благодаря современному «слышанию» классическая музыка прошлых веков обретает новую жизнь, она играет новыми красками. В музыкальной культуре XXI века очень ярко прослеживается тенденция возрождения старины, но любой ренессанс – это развитие на новом уровне, а не безоговорочный повтор. И даже в популярной эстраде много достойных высокохудожественных композиций, которые можно включать в учебную программу.

В-третьих, очень «освежит» урок и позволит получить яркие впечатления использование интерактивных ресурсов. Благодаря компьютерным технологиям на занятиях можно услышать и увидеть исполнение выдающихся солистов, заслуженных коллективов современности и прошлых лет (симфонических, джазовых, эстрадных, народных оркестров и т.д.). Существует огромное количество просто уникальных записей, которые на сегодняшний день доступны широкому кругу слушателей.

Через интернет можно познакомиться с редчайшими инструментами от средневековья до ХХ века (включая электронные изобретения), посмотреть оперы различных постановок, по-настоящему окунуться в мир барокко, классицизма, романтизма. Для детской аудитории созданы увлекательные передачи, использование которых приведет к более эффективным результатам в познании материала.

Следует упомянуть и компьютерные программы, связанные с сочинением музыки, ее аранжировкой. Благодаря новым технологиям ученик может тут же услышать свое собственное произведение в исполнении любого коллектива (ансамбля, оркестра).

Все перечисленные методы, на мой взгляд, помогут сделать обучение в музыкальной школе более увлекательным, творчески насыщенным, современным. И возможно, в какой-то степени, решить проблему сохранности контингента.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×