Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Антонова Нина Филипповна

 

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание  различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни её учеников".

 

Уильям А. Вард

 

 

 

 «Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе как фактор развития индивидуальных способностей младших школьников».

 

Важную роль в развитии творчески мыслящей личности играет проблемное обучение.

 

Традиционное и проблемное обучение отличаются друг от друга по схемам их построения. Традиционное обучение ориентировано на доминирующую роль учителя в учебном процессе, в результате которого обучающиеся получают готовые знания и в большинстве случаев их запоминают и воспроизводят.

 

Проблемное обучение предоставляет возможность  нацелить детей на поиск решения учебной проблемы собственными логическими действиями, выстроить план системных действий.

 

Исходя из актуальности проблемы, определила цель: развитие индивидуальных способностей школьников  по средством  использования методов проблемного обучения.

 

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

 

- сформировать у школьников необходимые  учебные компетенции путём снижения роли учителя в качестве источника информации и повышения роли обучаемого в процессе освоения получаемых им знаний;

 

- сформировать УУД с учетом возрастных особенностей;

 

- развивать потребность обучающихся в познании и саморазвитии с учетом их индивидуальных особенностей;

 

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.

 

Ознакомившись с технологиями многих учителей- новаторов  (Л.А. Аристовой, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др.),  учитывая умения своих учеников, для работы по формированию учебных навыков выбрала несколько основных направлений:

 

- строгий отбор учебного материала (разрабатываю дидактический материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся – разноуровневые задания);

 

- создаю условия для того, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя в той или иной деятельности изучаемого материала.

 

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической зоркости. Для выполнения этой задачи постоянно ищу эффективные методы и способы обучения, которые не только требуют размышления, но и заинтересовали бы обучающихся, стимулировали бы их усилия в овладении знаниями по формированию безошибочного, грамотного письма.

 

Поэтому, опираясь на развитие познавательной самостоятельности ученика, я построила образовательный процесс в форме:

 

1. Применение нетрадиционных форм преподавания русского языка;

 

2. Изучение программного материала на основе проблемного метода.

 

Проблемно-поисковый метод заключается в преставлении учебного материала на уроке в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки учебной проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что создаёт у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

 

Всё это позволяет мне:

 

- создать условия для формирования мотивов к учению;

 

- осуществлять отношения сотрудничества с учащимися;

 

- повышать уровень обученности учащихся.

 

Многим детям трудно воспринимать абстрактно, поэтому использую наглядный метод обучения.

 

Во время словарного диктанта использую метод контроля, опираясь на проблемно-поисковый метод, диктую словосочетания, детям даётся задание услышать и записать словарные слова. (слайд)

 

Если же на одном из этапов урока главное внимание уделяю задаче отработки практических умений и навыков, то ведущим  методом на уроке выступает - метод практической работы, которому  сопутствуют в сочетании методы: словесный, наглядный, репродуктивный. Задачу сообщения новой темы  реализую через  словесные, наглядные и проблемно-поисковые методы.

 

 Развитие мышления и индивидуальных способностей обычно начинаю с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Наличие противоречия приводит обучающегося  к проблематизации, ввергает его в состояние неопределённости, толкает его на активный поиск способа разрешения возникшей проблемы.

 

Проблемные ситуации создаю на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового, закреплении, контроле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всю систему (технологию) работы  проблемного обучения попыталась представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

 

технологии проблемного обучения

 

« Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школепостановка проблемной ситуации

 

 

 

« Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школепоиск способов решения (исследование)

 

 

 

решение проблемы

 

Моя работа, личные наблюдения и исследования показали, что эффективность технологии проблемного обучения в том, что она развивает общеучебные компетенции, формирует УУД у детей, способствует становлению личности ученика, его рефлексивной культуре труда, готовит выпускников начальной школы к использованию знаний, умений в реальной жизни для решения практических задач.

 

Об уровне развития индивидуальных способностей, познавательной активности и самостоятельности учащихся по формированию грамотности на уроках русского языка могу судить по:

 

1.активности включения обучающихся в учебную деятельность;

 

2.степени самостоятельности выводов и обобщений;

 

3.ответам по желанию;

 

4.дополнительным сведениям из внепрограммного материала;

 

5.активному участию во внеурочной работе.

 

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперёд по пути познания и творчества.

 

Организация  учебного процесса с использованием основных подходов технологии проблемного обучения позволяет развивать индивидуальные способности младших школьников.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список  используемой   литература

 

  • Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

  • Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. 

  • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.

     

     

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×