Проблемы формирования личности студентов в процессе физического воспитания и пути их решения | КИРИЧЕНКО МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА. Работа №240420
Автор: КИРИЧЕНКО МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА
Физическая культура является одним из условий воспитания всесторонне развитой личности, важным средством проявления ее физических способностей, обеспечения социально-биологической активностью к труду.
Современная система физического воспитания, направлена на профессиональную подготовку, а не на комплексный подход к реализации всех ценностей физической культуры. Создавшееся противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры студентов и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса определяет проблему, характерную для современной системы физического воспитания молодежи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский строительный колледж»
Проблемы формирования личности
студентов в процессе
физического воспитания и пути
их решения
Выполнила: Кириченко Маргарита Анатольевна,
руководитель физического воспитания
КГБ ПОУ «ПСК»
г. Артем
2020
Физическая культура является одним из условий воспитания всесторонне развитой личности, важным средством проявления ее физических способностей, обеспечения социально-биологической активностью к труду.
Современная система физического воспитания, направлена на профессиональную подготовку, а не на комплексный подход к реализации всех ценностей физической культуры. Создавшееся противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры студентов и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса определяет проблему, характерную для современной системы физического воспитания молодежи.
При организации процесса физического воспитания упускается роль потребностей, интересов и мотивов в формировании физической культуры личности студента. Решаются лишь вопросы частых проблем физического воспитания путем воздействия на физические качества и способности человека и практически совсем не затрагиваются проблемы «собственной физической культуры». А между тем, физическую культуру следует рассматривать в двух аспектах: как подсферу культуры личности и в аспекте ее отражения в образе жизни и физическом облике человека.
Физически культурный человек должен вести здоровый образ жизни, стремиться к физическому совершенству, иметь установку на физическое совершенство и повседневно реализовывать их.
Одной из важнейших составных элементов физической культуры студенческой молодежи является здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия, основными элементами которого являются: оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и закаливание.
Но не только занятия физической культурой автоматически гарантирует хорошее здоровье. Исследователями института физкультуры и спорта установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья человека (принятых за 100%), на занятия физической культурой приходится 15-20 %, режим питания 10-16%. На суммарное воздействие остальных факторов приходится 24-51 %.
Бережное отношение к своему здоровью необходимо воспитывать в студенческие годы. Согласно статистическим данным института питания РАМ молодые люди нарушают элементарные правила гигиены, быта, сна:
- уходят на занятия без завтрака до 40 % студентов, что приводит к снижению работоспособности на 15-30 %;
- до 60 % студентов принимают горячую пищу один раз в день;
- у 80 % отбой затягивается до 12-1 часа ночи, и из-за недосыпания умственная работоспособность студентов снижается на 15-20% по сравнению с теми, у кого сон нормально организован;
- к дневному сну (от 1-3 часов) прибегает около 20 % студентов;
- 60 % студентов занимается самоподготовкой в позднее время и в выходные дни, предназначенные для отдыха и восстановления сил;
- до 50% студентов подвержены простудным заболеваниям, а к закаливающим процедурам прибегают менее 2 %.
Как показывают исследования, проведенные в КГБ ПОУ «ПСК», занимаются спортом и физкультурой – 59%, 31% - интересуются соревнованиями, участвуя в них, или посещают как зрители, а 10% студентов ответили, что не интересуются спортом ни в каком его проявлении; среди важных жизненных ценностей 29,5% студентов назвали «иметь крепкое здоровье и заниматься спортом», что создает предпосылки для осуществления воспитательной работы, основанной на ценностях, определенных самими студентами.
Состояние здоровья современного человека обусловлено целым рядом факторов: стрессы, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нарушение режима дня, экологическое неблагополучие среды.
В этих условиях большое значение имеет формирование физической культуры личности, культура здоровья человека. Проблемы оптимизации здорового образа жизни студенческой молодежи, поиск путей гармонического развития и их физического потенциала являются особо актуальными.
В нашем КГБ ПОУ «ПСК» физическое воспитание является одной из ведущих составляющих в профессиональной подготовке будущих рабочих. Задачи физического воспитания в колледже решаются не только на уроках физической культуры, но и в разнообразных формах внеучебной деятельности:
- проведение соревнований на первенство колледжа по различным видам спорта;
- работа спортивных секций: настольного тенниса, волейбола, единоборств, легкой атлетики;
- проведение факультативных занятий по физической культуре;
- работа объединений дополнительного образования: Аэробика, Учись быть здоровой и красивой;
- проведение спортивных праздников: День здоровья, Красота и грация.
Мы считаем, что процесс целенаправленного педагогического воздействия в значительной мере зависит от того, как реализуется на практике основной принцип формирования физической культуры человека, основанный на воздействии физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Эффективность предложенных путей и средств развития физической культуры в процессе урочных и внеурочных форм обучения состоит, на наш взгляд, в их положительном влиянии на формирование физической культуры личности студентов.
Поэтому решение проблем, связанных с личной физической культурой, следует искать на путях формирования и развития у студентов осознанной потребности в физическом совершенствовании, а это в свою очередь требует всестороннего и глубокого анализа этого процесса.
Литература:
1. Воспитание будущего педагога: педагогическая проблема / Научно-методический сборник / Научный редактор Е.В.Ткаченко – М.: типографский отдел НП «АПО», 2008. – 218с.
2. Воспитание будущего педагога / Программа воспитательной работы ГОУ Педагогического колледжа №10 на 2009-2012 годы / Научный редактор Е.В.Ткаченко – М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий «Ориентир», 2009. – 72с.
3. Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научный редактор Е.В.Ткаченко – М.: АНО Центр ИРПО, 2010. – 100с.