Проблемы и методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста | Жаркова Елена Вячеславовна. Работа №239958
Автор: Жаркова Елена Вячеславовна
В статье затронута тема проблемы формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Автор излагает свое видение этого вопроса. Дается характеристика основных типов речи, рассматриваются методы для развития связной речи у дошкольников.
Статья на тему: «Проблемы и методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Речь – это одна из важнейших психических функций, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь
дифференциально-видовым признаком биологического вида homo sapiens – человек разумный. (Т.Г.Визель)
Вопрос развития связной речи в дошкольном возрасте очень актуален. В наши дни цифровые технологии как будто вытесняют непосредственный прямой контакт между людьми. Мы видим большую заинтересованность уже в младшем возрасте детей к средствам коммуникации, но не к тем к которым нужно, а тягу к техническим средствам связи. При этом мы забываем самое главное средство коммуникации, что нас и отличает от животных – это речь. Речь играет в нашей жизни огромное значение, от того, насколько грамотно мы умеем излагать свои мысли, напрямую зависит и наше будущее.
Выдающийся ученый Выготский Л.С. давал следующее опредение: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях».
В дошкольном возрасте мы выделяем основные типы монологической речи: описание, рассуждение, повествование, основные виды деятельности – диалог, рассказ и пересказ. Опираясь на теоретические источники, можем утверждать, что в норме речь формируется к 3-м годам, примерно в 4,5 года заканчивается процесс становления речи. В пять лет для детей уже становится доступной сложная структура предложения, а также представляется возможным составить небольшой рассказ. Дети свободно пересказывают сказки из 40-50 предложений.
К сожалению, стоит отметить, что в дошкольных учреждениях сохраняется достаточно высокий процент детей с отклонениями от нормы по речевому развитию. Не все дети могут последовательно и грамотно излагать свои мысли. Задача, которая возникает перед нами – это научить детей грамматически правильно и связно излагать свои мысли, грамотно обладать монологической и диалогической речью.
Способы и методы развития речи в дошкольных учреждениях должны быть доступными, понятными и соответствовать психическим и возрастным особенностям ребенка, по мере необходимости должен быть применен индивидуальный подход.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Данный метод может быть применен в работе над всеми видами связного монологического рассуждения:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
В качестве модели может выступать все, что угодно, в зависимости от темы занятия: геометрические фигуры, предметные картинки, сюжетные картинки, опорные схемы, карточки, карточки-символы, мнемотаблицы, условные обозначения, пиктограммы.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются рассказы.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Изографическое моделирование как модификационный способ развития связной речи.
Изографическое моделирование – это синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве - изобразительной и речевой.
Суть данного метода в том, что ребенок сам должен нарисовать картинки-изографы, затем опираясь на них составить словосочетание или предложение. На начальном этапе педагог помогает, подсказывает и направляет ребенка. В данном методе активно проявляется фантазия и творчество детей.
Использование метода изографического моделирования способствует устойчивому сохранению в памяти ребенка содержания текста, схемы изображений позволяют выдержать логическую цепочку повествования, рассуждения и умозаключения.
Вывод: Таким образом, проблема связного высказывания у дошкольников остается актуальной. От того, насколько грамотно подобраны методики по развитию речи, будет зависеть результат. На мой взгляд методы наглядности смогут замотивировать и увлечь детей в процесс развития связной речи. Также данный метод активно способствует развитию, воображения, творческого мышления, зрительного восприятия, формируют благоприятный эмоциональный фон.