Проблемы преподавания химии и пути их решения для детей с ОВЗ в общеобразовательных классах | Мясникова Мария Николаевна. Работа №341989
Проблемы преподавания химии и пути их решения для детей с ОВЗ в общеобразовательных классах
Изучение природы составляет задачу естественных наук, к которым относится и химия. Химия — это наука об элементах и образуемых ими соединениях, наука о строении, свойствах и химических превращениях этих соединений.
Проблемы преподавания химии и пути их решения для детей с ОВЗ в общеобразовательных классах
Изучение природы составляет задачу естественных наук, к которым относится и химия. Химия — это наука об элементах и образуемых ими соединениях, наука о строении, свойствах и химических превращениях этих соединений.
Образование и разрушение химических соединений, изменение их состава и структуры связано химической формой движения материи. Химия занимается изучением химической формы движения материи, взаимосвязью и взаимопереходами между нею и другими формами движения материи. Отсюда следует, что химия тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками. Это отражает одно из основных положений диалектического материализма о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе.
Химия играет огромную роль в жизни современного общества. Химия вторгается во все области науки, техники, производства, сельского хозяйства, быта, внося революционные преобразования в привычные процессы и методы, экономя труд, средства, время и материалы, увеличивая народное богатство. Сейчас особенно подтверждаются слова великого русского ученого М. В. Ломоносова: „Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие
Стандартизация школьного химического образования
Сегодня актуально решение проблемы стандартизации школьного химического образования. Это вызвано и тем, что школы переходят на новые, более свободные, формы организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений. В 2010 году завершился поэтапный период ввода государственного стандарта общего образования первого поколения. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. В основу этого стандарта положены новые принципы его построения.
Поэтапный переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения включает следующее: с 2011/12 учебного года обязательное введение ФГОС в 1-х классах во всех образовательных учреждениях РФ; с 2012/13 уч. года – в 5-х классах; с 2013/14 уч. года – в 10 классах; с 2015/16 уч. года – на ступени основного общего образования; с 2020/21 учебного года – на ступени среднего (полного) общего образования. Кроме того, предполагается утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы. В специальных коррекционных классах (школах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возможно установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов. Существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдет. Не произойдет и существенных изменений определенных сторонами условий трудового договора. Однако вводятся новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Контроль деятельности учителя будет осуществляться в соответствии с определенной в учреждении образования системой внутри школьного контроля на основе, реализуемой в н. м системы оценочной деятельности. Согласно выше изложенному, преподавание химии в 2012/2013 учебном году (систематическое изучение химии начинается в 8 классе) будет осуществляться в соответствии со стандартами первого поколения. В этой связи рассмотрим подробнее образовательной стандарт первого поколения. Его основными структурными элементами являются:
1) обязательный минимум содержания образовательной области «Химия»;
2) требования к уровню подготовки учащихся;
3) оценка выполнения требований стандарта.
Государственный стандарт общего образования первого поколения включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. Сама структура стандарта определена основным принципом школьного химического образования – концентрическим принципом обучения. Два уровня федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлены базовым и профильным уровнями. В примерных учебных планах стандарта определены 2 блока предметов федерального компонента – базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы. Кроме того, учебные планы включают в себя предметы регионального компонента и элективные курсы по выбору школьника.
Проблемы преподавания химии в школах Хивского района
Место химии в учебном плане.
«Нужность» химии для поступления в вузы.
Уровень подготовки учителей.
Предметные линии.
Материально-техническая база.
«Зависимость» химии от математики.
Место химии в учебном плане школы
1.Количество часов в учебном плане.
2.Отношение руководителей школ к химии.
Многие руководители школ, принижая значение химии в формировании мировоззрения ребенка, а порой из-за собственной некомпетентности, не выделяют часы из школьного компонента на преподавание химии в 10-11 классах.
3.Отсутствие профильного обучения.
Введение профильного обучения позволило бы решить проблемы с нехваткой часов в учебной программе, отсутствием желания учиться у учащихся, способствует повышению авторитета учителя и предмета в глазах ребенка.
Почему не учат химию?
1.Отсутствие спроса в обществе;
Химия нужна для поступления лишь в немногие специфические факультеты ВУЗов, и медицинские вузы.
2.Слабые знания по биологии;
Для поступления в медицинский вуз ученик, прежде всего должен сдать биологию, а затем химию. Естественно если ученик не разбирается в биологии, то у него отпадает необходимость изучения химии, так как не сдав биологию, ученик не сможет поступить
3.ЕГЭ.
Учащиеся которые не сдают ЕГЭ по химии не учат химию, так как незнание химии никаким образом не влияет на последующую учебу в вузе.
Уровень подготовки учителей
1.Самообразование;
2.Отсутствие навыков выполнения практических заданий;
3.Владение компьютером, работа в интернете;
4.Работа с одаренными детьми.
В общеобразовательной школе при традиционно сложившемся педагогическом процессе в одном классе обучаются школьники с разным уровнем учебных возможностей. В таких условиях невозможно ориентировать свою педагогическую технологию на классный коллектив как на единое целое. Высокий темп реализации учебной программы по химии, уровень сложности предмета, его динамика требует от преподавателя своеобразных приемов, методов, направленных на обучение интеллектуально способных школьников и школьников, которые отличаются своеобразием, природным уровнем учебных возможностей, индивидуальным стилем развития. «Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в средней школе. Для детей, обладающих менее богатыми задатками, но развивающихся в пределах возрастной нормы, решающее значение имеют мотивирующая и тренировочная функции образовательной среды. От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности.
Невозможность выбора учебных линий и программ
1. Программа систематического курса химии 8–11 кл. базового уровня образования (Р.Г.Иванова, Л.А.Цветков), М.
2. Программа курса химии для 8–11 кл базового уровня образования (Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева), М.
3. Программа курса химии для 8–9 кл. общеобразовательных школ (О.С.Габриелян), М
4.Программа курса химии базового уровня образования для 8–9 классов (Е.Е.Минченков, Т.В.Смирнова, Л.А.Цветков), М
5.Программа курса химии для 8–11 кл. общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля (8–9 класс – Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, А.Б.Жегин; 10–11 класс – Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Б.Жегин).
6.Программа курса химии для 8–11 кл. (Г.И.Шелинский),
Материально-техническая база
Кабинетная система
Химические реактивы, наглядность
Мультимедийные
технологии
100% образовательных учреждений города Хасавюрта подключено к высокоскоростному Интернету; количество учащихся на 1 компьютер составляет 13,8 человека(в Межгюльской СОШ этот показатель около 7); более 20% учебных кабинетов школ оснащены автоматизированным рабочим местом учителя и мульпроектором; в каждой школе есть не менее двух интерактивных комплексов; у каждого образовательного учреждения города есть свой сайт; внедрен электронный документооборот по электронной почте; все школы используют в своей работе голосовую почту «Skype»; на базе школьных библиотек планируется создание информационных центров (ШИЦ), оснащенных компьютерной техникой; 80% выпускников поступили в вузы.
«ЗАВИСИМОСТЬ» ОТ МАТЕМАТИКИ
1.Последовательность выполнения математических действий
2.Вывод из формулы неизвестного
3.Решение пропорций
4.Нахождение НОК и НОД
Что делать учителю?
Самообразование;
Использование современных технологий в обучении;
Профессиональная ориентация школьников на химические профессии;
Повышение интереса к химии.
Как часто наша химия, такая интересная на первых уроках 8 класса (там, где мы эксперименты показываем), становится 45-минутным ужасом непонимания и разочарования. Почему? Потому, что мы забываем, что химия - наука экспериментальная! А значит, наши ребятки должны своими ручками все попробовать, потрогать, слить и смешать, значит, мы должны активно (нет, не так - АКТИВНО) использовать связь с жизнью, ставить с ребятами эксперименты с веществами, доступными в быту, получать вещества, имеющие прикладное значение (например, не просто проводить реакцию "серебряного зеркала", а самостоятельно изготовить самое настоящее (пусть и, увы, недолговечное) зеркальце!).
Что должно сделать государство?
Повышение престижа учительской профессии
Материально-техническое оснащение школ
Регулирование качества высшего образовани
я(
ЕГЭ после вуза)
Отразить в аттестате истинное состояние знаний учащегося
Средний балл аттестата
Было бы весьма полезным, как для ученика, так и для общества сказать правду и отразить в аттестате истинное положение дел. Например, по математике, или физике, или химии - не аттестован! Такая оценка может затруднить выпускнику школы доступ к некоторым специальностям, и, зная об этом, он сможет своевременно принять меры, изменив своеотношение к учебе.
Заключение
Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, для формирования духовных потребностей и собственной индивидуальности. Немалая ответственность в развитии данных качеств у школьников лежит на плечах учителя. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно, играют немалую роль в успешности труда учителя. Но современный учитель к тому, же еще должен хорошо знать свой предмет, владеть различными методами обучения, позволяющими проводить яркие и интересные занятия с учениками, создавать систему мониторинга и быть в постоянном поиске.
Школе сейчас, как никогда нужны энтузиасты. Сейчас мы можем смело пробовать, творить, быть более самостоятельными в нашем очень живом человеческом деле, которое, по сути, не терпит ни застоя, ни шаблона, ни формализма, ни равнодушия. Творчество рождается лишь на основе опыта и глубоких разносторонних знаний, систематической учебы. Нашей с вами учебы! Учитель, как никто другой, - вечный ученик. Но это он должен сказать себе сам. Не дожидаясь указаний сверху. Без этого голоса собственной совести учитель перестает быть настоящим учителем.