Проект "Говорящие пальчики"

. Автор Никитенко Светлана Анатольевна

Проект «Говорящие пальчики»

 

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Исходя из этого, у меня возникла идея создания образовательного

пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Цель проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Обучение детей сенсомоторным играм.

3. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

4. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

5. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.

Методическое обеспечение:

- необходимые материалы и инструменты:

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);

- бумага, карандаши;

- фигурки пальчикого театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Этапы реализации проекта

• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.

• Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.

• Обогащение опыта работы по данному направлению с педагогом- логопедом .

• Форма проведения: НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками

Продукт проекта:

• Картотека пальчиковых игр.

• Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.

• Уголок по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1.Сбор информации по теме

2.Консультация у педагога- логопеда по проведению пальчиковых игр.

3.Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами массажа;

- упражнения для кисти рук;

- игр и упражнений с различными предметами,

- динамические упражнения;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

Основной (практический) этап

 

1.Работа с детьми

- игры с предметами,

- разного вида шнуровки,

- пальчиковый театр,

- картотека игр для пальчиков.

2. Работа с родителями:

Консультации

- «Поиграйте с ребенком дома»

- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей»

 

Конкурс на лучшее пособие

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.

Заключительный этап

 

1.Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

– Анкетирование родителей (для определения результативности работы) .

2. Постановка задач на будущее.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x