Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Искусство Урала" | Шерина Ксения Павловна. Работа №207281

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шерина Ксения Павловна
Долгосрочный проект для детей подготовительной группы

Проект "Искусство и культура Южного Урала". для детей 6–7 лет

Возраст детей: 6 – 7 лет

Актуальность темы

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова

Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. С учетом этого можно сказать о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На территории Свердловской области проживают более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы. Что-бы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов, живущих на Южном Урале.

Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

- Развивающий принцип - народная культура. Ее потенциал имеет огромное развивающее значение. - Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. - Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. - Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс, традиций, обычаев и культуры родного края. - Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне. - Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к семье, родному краю, его жителям, труду.

 

Цель проекта:

- Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи проекта.

- Создать условия, помогающие воспитывать интерес к культуре своего края .

- Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, России ;

- Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.

- Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;

- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;

- Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;

-Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ.

- Приобщать детей к культурным ценностям, и народным традициям, фольклору родного края.

-Познакомить с искусством Южного Урала

Обоснование необходимости проекта

Реализация программы «Мы живем на Урале » раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

• Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

• Работа над проектом носит комплексный характер и заключается в интеграции образовательных областей и формируемой части «Мы живем на Урале», приобщению детей к традициям, искусству и культуре народов Южного Урала.

• На этой основе и формируется любовь и интерес детей к родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам произведения искусства.

Практическая значимость для ДОУ:

- Приобретение необходимого дидактического и методического материала

- Оборудование национальных уголков в группах

- Пополнение музея предметами быта, искусства, национальной одежды народов Южного Урала;

- Создание игротеки народов Южного Урала (русских, татар башкир);

- Подбор слайдов, музыки с национальными элементами.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

• Игровая деятельность: театрализация народных сказок – совместное творчество детей и воспитателей.

• Социально – нравственное воспитание: Изучение традиций народов местного региона, знакомство с традициями народов Южного Урала.

• Речевое развитие: знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

• Ознакомление с окружающим миром: формирование представлений о планете Земля, какие народы живут на Земле, чем они похожи и чем отличаются.

• Художественная литература: знакомство с поэзией народов Урала; чтение сказок разных народов. Устное народное творчество.

• Изобразительная деятельность: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

• Музыка: знакомство с народными песнями, танцами. народными праздниками. Песни патриотического содержания.

• Физическое развитие: знакомство с народными играми.

5. Основное содержание проекта

Вид проекта: детский  проект.

Срок реализации: краткосрочный 3 месяца

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Идея проекта.

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальном искусстве, традициях и обычаях.

6. Ресурсы

• Материально-технические:

- мультимедийный центр;

- музыкальный центр;

- аудио и фотоматериалы;

- картотека подвижных игр.

• Нормативно-правовые:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

Средства реализации проекта:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла.

Партнёры:

«Музейно-краеведческий центр»;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители) детей подготовительной к школе группы.

9. План реализации проекта

Проект рассчитан на 3 месяца и включает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (организационный) –г.

2. Основной этап (реализация проекта) –

3. Завершающий этап (презентация) 

I. Подготовительный

Определение путей, методов и средств реализации проекта.

1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.

2. Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий.

3. Подготовка материала для реализации проекта:

- подбор методической, художественной литературы;

- поисковая работа для презентации;

- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;

- подбор музыкального сопровождения;

- подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);

- подготовка дидактических игр, пособий;

- обогащение предметно-развивающей среды.

II. Основной

Реализация проекта 1 месяц

1. Развитие речи:

Чтение легенд.

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале». Рассматривание карты «Уральский регион».

2. Совместное создание эстетической среды в группе.

- Подборка иллюстраций, открыток о Южном Урале.

3. Беседа по теме«Жилище и предметы народного быта семьи».

«Русская крестьянская изба»«Башкирская юрта».

- - «Предметы русского народного быта».

4. Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование на тему «Башкирское жилище (юрта)», «Кукла в национальном костюме».

- Аппликация «Тюбетейка».

5. Музыка:

- Прослушивание башкирских и татарских народных мелодий «Мой Урал»«Апипа».

6. Физическая культура:

- Разучивание подвижных народных игр «Юрта»«Липкие пеньки»«Продай горшок»«Серый волк».

2 месяц

1. Развитие речи:

- Чтение легенды «Происхождение башкир». Чтение Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке».

-2.Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».

- Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда».

Цель: закрепить знания детей о башкирской и татарской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде.

3. Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование на тему«Кукла в национальном костюме».

Цель: продолжать учить рисовать элементы башкирского и татарского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки, способствовать развитию интереса; развивать творчество, фантазию.

4.Оформление альбома «Наш край».

5. Физическое развитие:

- Разучивание башкирских и татарских подвижных народных игр «Медный пень»«Юрта»«Липкие пеньки»«Серый волк».

Цель: приобщать к культуре башкирского и татарского наро-да, желание играть в народные игры.

3 месяц

1. Развитие речи:

- Разучивание с детьми приветственных фраз на татарском и башкирском

языках. Придумай сказку».

2.Познавательное занятие «Коренные жители Урала».

3.- Знакомство детей с природой, почвой и растительностью Южного Урала, народными приметами о природе.

- Лекарственные растения Свердловской области.

- Полезные ископаемые Свердловской области.

4. Художественно-эстетическое развитие: - Аппликация «Тюбетейка».

Цель: украшать элементами башкирского орнамента тюбетейку, используя разные приёмы вырезания, продолжать учить силуэтному вырезанию, развивать выносливость руки, наблюдательность, чувство цвета, продолжать воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства.

5. Музыка:

- Разучивание народного танца ».

- Слушание записей башкирских и татарских народных инструментов.

- Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент»

Цель: способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов; развивать зрительную и слуховую память; воспитывать интерес к культуре разных народов.

 

4 месяц

1. Развитие речи

- знакомство детей с башкирскими, русскими и татарскими народными праздниками«Масленица»«Пасха»«Троица»«Курбан-байрам»«Сабантуй».

- Подбор русских, башкирских и татарских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.

2.Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).

3. Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Уральские сказы».

4.Музыка:

- Разучивание и пение приветственной песни «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

- Повторение и закрепление элементов башкирского народного танца «Любизар».

5. Физическое развитие:

- Досуг «Игры народов нашей страны»

Цель: продолжать приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры.

III. Завершающий

1. Консультация для родителей

«Обычаи и праздники Южного Урала».

 

2. Консультация для педагогов

"Знакомство педагогов с детскими играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими)"

Презентация итоговых результатов

- Презентация «Южный Урал – мой край родной.

- Выставка детского творчества на тему«Искусство  Южного Урала.

-Лэпбук "Искусство Южного Урала"

-Макет "Русская изба"

10. Ожидаемые результаты

• установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания;

• проявление познавательной и творческой активности детей;

• стремление использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;

• повышение интереса детей к разным видам национальной культуры и искусству народов Южного Урала;

• развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям.

Результаты-продукты:

1. Выставка детских рисунков и поделок «Культура Южного Урала.

2. Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».

3. Конспекты педагогических мероприятий:

- Конспект-беседа «Жилище и предметы быта башкирского народа».

- НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Головной убор - Тюбетейка».

- НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Музыкальная культура Башкирии».

- Досуг по физическому развитию «Игры народов нашей страны».

- Развлечение «Культура Башкирии».

4. Педагогическая копилка (картотека):

«Башкирские музыкальные инструменты»«Башкирские и татарские детские народные игры»«Башкирские и татарские национальные костюмы»«Башкирское и татарское жилище и его внутреннее убранство»;

- пословицы, поговорки и загадки.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.

11. Возможные риски проекта:

Недостаточное количество атрибутов для реализации данного проекта.

Незнание элементов фольклора народов Южного Урала (костюмы, жилище, обычаи).

Пути преодоления:

• Обогащение предметами национальных костюмов

• Знакомство детей с народами Южного Урала (беседа, занятия, презентация, развлечение, консультация для родителей).

• Развитие интереса и вовлечение детей в национальные игры и танцы:

- просмотр видеофайла «Танец «Любизар»«Соло на курае», слушание пьесы «Апипа»;

- демонстрация атрибутов национальных танцев и игр (тюбетейки, платки, шакирка и т. д.).

12. Перспективы развития проекта

- распространение информации о проекте:

- Базовая площадка ДООсообщение: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала».

Данный проект будет полезен:

• в воспитании активности и самостоятельности детей;

• в формировании умения правильно оценивать окружающих и самих себя;

• в формировании партнерских отношений между взрослыми и детьми;

• воспитателям в работе с детьми старшего возраста с целью приобщения детей к народной культуре;

• в организации образовательного взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности;

• в расширении программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;

• участие детей старших дошкольных групп в праздники досугах «День матери»«День России»«День Победы»«День народного единства»;

• обогащение атрибутами мини-музея ДОУ «Русская горница».

13. Список литературы.

1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

4. Детские подвижные игры народов России: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 192 с.: цв. вкл.

6.Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

7. Фёдорова, Е. М. Наш дружный дом: Культура народов России / Е. М. Фёдорова, З. Н. Рахимзянова, С. А. Фёдорова // Музыкальный руководитель.

План проведения мероприятий по реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×