Проект "Искусство Урала" | Шерина Ксения Павловна. Работа №207281
Автор: Шерина Ксения Павловна
Долгосрочный проект для детей подготовительной группы
Проект "Искусство и культура Южного Урала". для детей 6–7 лет
Возраст детей: 6 – 7 лет
Актуальность темы
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. С учетом этого можно сказать о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На территории Свердловской области проживают более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы. Что-бы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов, живущих на Южном Урале.
Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:
- Развивающий принцип - народная культура. Ее потенциал имеет огромное развивающее значение. - Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. - Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. - Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс, традиций, обычаев и культуры родного края. - Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне. - Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к семье, родному краю, его жителям, труду.
Цель проекта:
- Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта.
- Создать условия, помогающие воспитывать интерес к культуре своего края .
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, России ;
- Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;
- Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
-Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ.
- Приобщать детей к культурным ценностям, и народным традициям, фольклору родного края.
-Познакомить с искусством Южного Урала
Обоснование необходимости проекта
Реализация программы «Мы живем на Урале » раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.
• Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
• Работа над проектом носит комплексный характер и заключается в интеграции образовательных областей и формируемой части «Мы живем на Урале», приобщению детей к традициям, искусству и культуре народов Южного Урала.
• На этой основе и формируется любовь и интерес детей к родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам произведения искусства.
Практическая значимость для ДОУ:
- Приобретение необходимого дидактического и методического материала
- Оборудование национальных уголков в группах
- Пополнение музея предметами быта, искусства, национальной одежды народов Южного Урала;
- Создание игротеки народов Южного Урала (русских, татар башкир);
- Подбор слайдов, музыки с национальными элементами.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
• Игровая деятельность: театрализация народных сказок – совместное творчество детей и воспитателей.
• Социально – нравственное воспитание: Изучение традиций народов местного региона, знакомство с традициями народов Южного Урала.
• Речевое развитие: знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
• Ознакомление с окружающим миром: формирование представлений о планете Земля, какие народы живут на Земле, чем они похожи и чем отличаются.
• Художественная литература: знакомство с поэзией народов Урала; чтение сказок разных народов. Устное народное творчество.
• Изобразительная деятельность: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
• Музыка: знакомство с народными песнями, танцами. народными праздниками. Песни патриотического содержания.
• Физическое развитие: знакомство с народными играми.
5. Основное содержание проекта
Вид проекта: детский проект.
Срок реализации: краткосрочный 3 месяца
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Идея проекта.
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальном искусстве, традициях и обычаях.
6. Ресурсы
• Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- картотека подвижных игр.
• Нормативно-правовые:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
Средства реализации проекта:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла.
Партнёры:
«Музейно-краеведческий центр»;
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители) детей подготовительной к школе группы.
9. План реализации проекта
Проект рассчитан на 3 месяца и включает 3 этапа:
1. Подготовительный этап (организационный) –г.
2. Основной этап (реализация проекта) –
3. Завершающий этап (презентация)
I. Подготовительный
Определение путей, методов и средств реализации проекта.
1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.
2. Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий.
3. Подготовка материала для реализации проекта:
- подбор методической, художественной литературы;
- поисковая работа для презентации;
- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);
- подготовка дидактических игр, пособий;
- обогащение предметно-развивающей среды.
II. Основной
Реализация проекта 1 месяц
1. Развитие речи:
Чтение легенд.
Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале». Рассматривание карты «Уральский регион».
2. Совместное создание эстетической среды в группе.
- Подборка иллюстраций, открыток о Южном Урале.
3. Беседа по теме: «Жилище и предметы народного быта семьи».
- «Русская крестьянская изба»; «Башкирская юрта».
- - «Предметы русского народного быта».
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование на тему «Башкирское жилище (юрта)», «Кукла в национальном костюме».
- Аппликация «Тюбетейка».
5. Музыка:
- Прослушивание башкирских и татарских народных мелодий «Мой Урал», «Апипа».
6. Физическая культура:
- Разучивание подвижных народных игр «Юрта», «Липкие пеньки», «Продай горшок», «Серый волк».
2 месяц
1. Развитие речи:
- Чтение легенды «Происхождение башкир». Чтение Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке».
-2.Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».
- Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда».
Цель: закрепить знания детей о башкирской и татарской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде.
3. Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме».
Цель: продолжать учить рисовать элементы башкирского и татарского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки, способствовать развитию интереса; развивать творчество, фантазию.
4.Оформление альбома «Наш край».
5. Физическое развитие:
- Разучивание башкирских и татарских подвижных народных игр «Медный пень», «Юрта», «Липкие пеньки», «Серый волк».
Цель: приобщать к культуре башкирского и татарского наро-да, желание играть в народные игры.
3 месяц
1. Развитие речи:
- Разучивание с детьми приветственных фраз на татарском и башкирском
языках. Придумай сказку».
2.Познавательное занятие «Коренные жители Урала».
3.- Знакомство детей с природой, почвой и растительностью Южного Урала, народными приметами о природе.
- Лекарственные растения Свердловской области.
- Полезные ископаемые Свердловской области.
4. Художественно-эстетическое развитие: - Аппликация «Тюбетейка».
Цель: украшать элементами башкирского орнамента тюбетейку, используя разные приёмы вырезания, продолжать учить силуэтному вырезанию, развивать выносливость руки, наблюдательность, чувство цвета, продолжать воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства.
5. Музыка:
- Разучивание народного танца ».
- Слушание записей башкирских и татарских народных инструментов.
- Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент»
Цель: способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов; развивать зрительную и слуховую память; воспитывать интерес к культуре разных народов.
4 месяц
1. Развитие речи
- знакомство детей с башкирскими, русскими и татарскими народными праздниками: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Курбан-байрам», «Сабантуй».
- Подбор русских, башкирских и татарских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.
2.Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
3. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Уральские сказы».
4.Музыка:
- Разучивание и пение приветственной песни «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
- Повторение и закрепление элементов башкирского народного танца «Любизар».
5. Физическое развитие:
- Досуг «Игры народов нашей страны»
Цель: продолжать приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры.
III. Завершающий
1. Консультация для родителей
«Обычаи и праздники Южного Урала».
2. Консультация для педагогов
"Знакомство педагогов с детскими играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими)"
Презентация итоговых результатов
- Презентация «Южный Урал – мой край родной!».
- Выставка детского творчества на тему: «Искусство Южного Урала!».
-Лэпбук "Искусство Южного Урала"
-Макет "Русская изба"
10. Ожидаемые результаты
• установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания;
• проявление познавательной и творческой активности детей;
• стремление использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
• повышение интереса детей к разным видам национальной культуры и искусству народов Южного Урала;
• развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям.
Результаты-продукты:
1. Выставка детских рисунков и поделок «Культура Южного Урала!».
2. Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».
3. Конспекты педагогических мероприятий:
- Конспект-беседа «Жилище и предметы быта башкирского народа».
- НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Головной убор - Тюбетейка».
- НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Музыкальная культура Башкирии».
- Досуг по физическому развитию «Игры народов нашей страны».
- Развлечение «Культура Башкирии».
4. Педагогическая копилка (картотека):
- «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирские и татарские детские народные игры», «Башкирские и татарские национальные костюмы», «Башкирское и татарское жилище и его внутреннее убранство»;
- пословицы, поговорки и загадки.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.
11. Возможные риски проекта:
Недостаточное количество атрибутов для реализации данного проекта.
Незнание элементов фольклора народов Южного Урала (костюмы, жилище, обычаи).
Пути преодоления:
• Обогащение предметами национальных костюмов
• Знакомство детей с народами Южного Урала (беседа, занятия, презентация, развлечение, консультация для родителей).
• Развитие интереса и вовлечение детей в национальные игры и танцы:
- просмотр видеофайла «Танец «Любизар», «Соло на курае», слушание пьесы «Апипа»;
- демонстрация атрибутов национальных танцев и игр (тюбетейки, платки, шакирка и т. д.).
12. Перспективы развития проекта
- распространение информации о проекте:
- Базовая площадка ДОО: сообщение: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала».
Данный проект будет полезен:
• в воспитании активности и самостоятельности детей;
• в формировании умения правильно оценивать окружающих и самих себя;
• в формировании партнерских отношений между взрослыми и детьми;
• воспитателям в работе с детьми старшего возраста с целью приобщения детей к народной культуре;
• в организации образовательного взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности;
• в расширении программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;
• участие детей старших дошкольных групп в праздники досугах «День матери», «День России», «День Победы», «День народного единства»;
• обогащение атрибутами мини-музея ДОУ «Русская горница».
13. Список литературы.
1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
4. Детские подвижные игры народов России: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 192 с.: цв. вкл.
6.Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
7. Фёдорова, Е. М. Наш дружный дом: Культура народов России / Е. М. Фёдорова, З. Н. Рахимзянова, С. А. Фёдорова // Музыкальный руководитель.
План проведения мероприятий по реализации проекта