Автор: Бабий Марина Борисовна
Данный материал поможет в работе по формированию у детей основ толерантной культуры.
Автор: Бабий Марина Борисовна
Пояснительная записка
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети 4-6 лет, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, социальный педагог, родители.
Актуальность:
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Проблема:
Группу нашего ДОУ посещают дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Эти дети имеют разную степень выраженности того или иного дефекта. Перед нами встала задача научить детей дружить, воспринимать других одногруппников такими, какие они есть и помогать им в повседневной жизни. А также было важно сформировать у дошкольников с более выраженными дефектами не стесняться, не бояться попросить помощи у одногруппников.
На мой взгляд, у нас созданы все необходимые условия, при которых толерантность у детей проявляется как естественное качество их личности.
Но воспитание толерантности не ограничивается созданием одних лишь условий. Поэтому мы проводили целенаправленную необходимую для этого работу. Вся педагогическая деятельность проходила в форме «марафона дружбы».
Цель проекта:
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
2. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, людям с ограниченными возможностями.
3. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:
4. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей основ толерантности.
5. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Ожидаемые результаты по проекту:
Вся проводимая работа поможет формированию у детей культуры толерантности, желания понять себя и окружающих их детей, а также научит конструктивным способов взаимодействия друг с другом. Благодаря работе по воспитанию толерантности, у детей сформируются:
эмпатия
и гуманность;
дети станут более терпимыми по
отношению друг к другу;
повыси
тся
опыт общения;
повыс
ятся
адаптационные возможности детей;
а самое главное, дети науч
атся
дружить и помогать друг другу.
Краткое содержание проекта
День недели |
Название мероприятия |
Методы и приёмы |
Примечания |
Понедельник |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» и беседа по прочитанному произведению. |
Вопросы просмотр презентации, рисование по прочитанному произведению |
|
Вторник |
Игровые упражнения «Ласковое имя», «Доставь радость» |
Объяснение, напоминание, помощь |
|
Среда |
День подарков «Подари радость другому» |
Объяснение, возможен показ действия |
Дети старшего возраста делают подарки своими руками и дарят их малышам. |
Четверг |
Игра «Хоровод дружбы» |
Объяснение, вопросы к детям |
Игра проводится с детьми старшего и младшего возраста. |
Пятница |
Фотовыставка «Я твой друг и ты мой друг» |
Вопросы, рассматривание фотографий |
|
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. А также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказки любят все на свете…». Сблизила детей, родителей и педагогов учреждения.