Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект на уроке окружающего мира в начальной школе | Лапшина Елена Анатольевна. Работа №209497

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лапшина Елена Анатольевна
В статье представлен материал для проектной работы младших школьников на уроках окружающего мира. Цель занятия: расширение и обогащение знаний учащихся о свойствах соли, добывание и применения.

Проект на уроке окружающего мира в начальной школе
Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод. Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает научить ловить рыбу, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Начиная работу с учащимися, сталкиваешься с рядом проблем:
-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-неумение следовать инструкции ,внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
-невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную
недостаточный уровень умения учащихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты;
недостаточный уровень умения учащихся эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Обдумывая эти проблемы, необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью .
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Из всех предметов начальной школы в отношении применения метода проектов наиболее эффективно срабатывают уроки окружающего мира. В процессе изучения окружающего мира ,учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.
- Я хочу представить небольшой эпизод урока – окружающий мир(слайд 1)
Цель:формирование первоначальных проектно – исследовательских навыков.
Задачи:
развивать умение определять тему, цель и задачи проекта;
учить отбирать методы, необходимые для проведения проекта;
развивать умение работать в группах;
развивать память, внимание, мышление, логику;
воспитывать чувство коллективизма;
Выбор темы
- С чего необходимо начинать проект? (с определения темы)
- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего проекта, предлагаю вам прочитать письмо, которое пришло из Солнечного города. Как вы думаете, кто его мог нам прислать?
- Верно, Незнайка.
- Давайте прочтем его (1 ученик читает письмо).
- В Солнечном городе закончилась соль, и я решил её привезти из другого города. Путь был не близким. Погрузил 2 мешка соли на ослика, и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом речку вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые. Ребята, пожалуйста помогите мне разобраться, что это за волшебное вещество – соль, и как мне быть?
- Ну что, поможем Незнайке? Какова же будет тема нашего проекта?
- Я согласна с вами и думаю, что в ходе исследования этого вещества мы сможем объяснить Незнайке, что произошло с его солью, и поможем ему вернуть её в Солнечный город.
И так, тема проекта – СОЛЬ
II. Определение цели и задач проекта
- Какой следующий шаг нашего проекта? (определить цель)
- На какой вопрос отвечать цель? (Зачем я провожу данный проект)
Цель –расширить знания о веществе соль для того, чтобы помочь Незнайке.
- И так, цель поставлена, переходим к следующему шагу нашего проекта. Что еще необходимо определить? (Определить задачи)
- Я напоминаю, что задачи – это основные шаги по изучению нашей темы. Что именно мы хотим узнать о веществе соль, чтобы помочь Незнайке.
- Исследовать свойства соли.
- Выяснить, как добывают соль
- Изучить, как человек использует соль
- Итак, задачи поставлены, можно переходить к исследованию нашей темы? (Нет)
- Почему? (Надо определить методы – способы, с помощью чего?)
С помощью каких методов можно провести наш проект?
III. Сбор информации и его запись.
Молодцы! Для того, чтобы данными методами достичь нашей цели, я предлагаю вам поработать группами. Для того, чтобы разбиться на группы, вам необходимо собрать поговорку о соли, которая разделена на части, эти части находятся у вас. Вы должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Итак, группы образовались.
1 группа, ваша пословица? Как вы её понимаете? Вы работаете над первым решением– исследуете свойства соли.
2 группа, ваша пословица? Как вы ее понимаете? Вы работаете над решением 2 задачи – как добывают соль.
3 группа, ваша пословица? Как вы ее понимаете? Вы работаете над решением 3 задачи – где и как используют соль.
1 группа Свойства соли (слайд)
Опыт №1. Определи свойства соли.
Опыт №2. Проверь соль на растворимость
Опыт №. Выпаривание поваренной соли.
2 группа Как добывают соль(слайд)
Для того, чтобы узнать, как добывают соль, вам предстоит воспользоваться 2 методами:
Откройте книгу Я познаю мир. Прочитайте, какими способами добывают соль. Рассмотрите фотографии. На основе прочитанного заполните схему.
Каменную соль, ее еще называют поваренной солью, добывают двумя способами: карьерным и шахтным. Шахта – промышленное предприятие , осуществляющее добычу полезным способом.
Карьерный способ:Осенью на берегу моря выкапывают небольшой водоем. Его через канаву наполняют морской водой. Она здесь находится некоторое время, пока осядут песок, глина, камешки. Затем ее выпускают в следующий бассейн, а весной - в третий. Все это время вода испаряется, концентрация соли в ней возрастает. К концу лета в последнем бассейне появляется слой соли. Его сгребают в бугры высотой 10 – 15 м., а затем вывозят на фабрики.
А вот на озере Баскунчак в Астраханской области очень большая концентрация соли (на 1 литр воды полный стакан соли). Соль добывают солевые комбайны. Они двигаются по рельсам , которые уложены прямо на соляную корку, и всасывают смешанная с водой соль, которая называется солепульпа. Затем крупные куски соли определяются от воды и дробятся. Все это происходит в специальной камере внутри комбайна. Потом кристаллы соли промывают, при этом удаляя различные примеси. Пока соль проходит первичную обработку, к комбайну по параллельным рейсам подходит железнодорожный состав с вагонами. Соль из комбайна высыпается в вагоны и отправляется на фабрику, где соль дробят, очищают и фасуют в пачки.
Шахтный способ (в шахтах)– этим способом добывают соль, которая находится глубоко в земле. Каменная соль образует под землей огромные горы, которые лежат на глубине 5 – 8 километров. Для ее добычи прокладывают шахты. Они выглядят как города, построенные из соли. Соль везде: под ногами, на стенах. В такой шахте большое количество машин: самоходные вагоны, буровая установка, конвейер, по которому она транспортируется в бункер. Потом она выгружается в специальные емкости до 14 тонн и поднимается наверх. После чего доставляется на солефабрику.
Какие способы используют для добычи соли?
Опиши каждый из них.
3 группа Где и как используют соль.
Для того чтобы узнать где и как используют соль, вам предстоит воспользоваться методами:
Откройте книгу Я познаю мир. Прочитайте, как используют соль, и на основе прочитанного заполните таблицу, перечислив пользу данного вещества.
Медицина – йодированная соль, соляные шахты от бронхита.
Пища – консервирование, соление рыбы, мяса, грибов.
Быт – чистящее вещество(отстирывать пятна), посыпают снег и лед на проезжей части.
В сельском хозяйстве – добавляется в корм скоту.
С помощью опыта проверьте, можно ли соль использовать как чистящее вещество и быстро топить лед.
Опыт № 1.Соль чистящее вещество.
Возьмите грязный стакан, насыпьте на губку немного соли и потрите стакан, далее сполосните его в теплой воде. Каким он стал?
Сделайте вывод? (С помощью соли можно мыть посуду)
Опыт № 2.Незамерзающая соль. (слайд)
Перед вами две чашки со льдом. В одну чашку добавьте ложку крупной соли, а другую оставьте без изменения. Рассмотрите, где быстрее тает лед: в чашке с солью или без. Сделайте вывод. (Соль способствует быстрому таянью снега и льда).
- А вот как можно использовать соль в медицине, и какой вред может принести соль,
- Какими методами вы пользовались при исследовании вопроса?
- Что показалось более интересным?
5. Обобщение полученных данных. Подведение итога работы.
Я думаю, что группы выполнили свои задачи и готовы поделиться новыми сведениями. Мы приступаем к обобщению полученных данных.
Мы достигли цель, которую поставили в начале проекта (расширили свои знания о соли)?
Как вы думаете, что может сделать сам Незнайка, чтобы вернуть свою соль?
Ребята, вы знаете, я вам предлагаю вместе с мешочками соли отправить Незнайке от нас подарок. А подарок этот будет необычный, он расскажет Незнайке и его друзьям, как еще можно использовать соль.
Посмотрите, из чего будет сделан наш подарок? (показать).
Свое выступление мне хочется закончить словами :(слайд 10)
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.
В заключении предлагаю составить синквейн.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×