Проект НОД

Автор: Хитренко Елена Владимировна

 

 

Подготовила:  Хитренко Елена Владимировна, МБДОУ № 23.

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательные области: Познавательное развитие.

Дисциплина: Познавательно-исследовательская деятельность.

Возраст детей: 5-6 лет

Форма занятия: Экспериментирование.

Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Цель деятельности для детей: Узнать, какой воздух.  

Задачи: сформировать первоначальные знания о свойствах воздуха ( не имеет цвета, он не виден, движется и при движении воздух можно услышать, почувствовать)

обеспечить опыт в экспериментальной деятельности детей;

содействовать развитию наблюдательности, умения делать выводы, строить простейшие умозаключения.  

Предполагаемый результат: Дети знают свойства воздуха (не имеет цвета, не виден. Воздух движется и при движении его можно услышать и почувствовать).

Развивают опыт в экспериментальной деятельности в процессе экспериментирования.

Развивают наблюдательность, умеют делать выводы, строят простейшие умозаключения, анализируют.

Материалы: воздушные шары (красный, зеленый, синий) разных размеров, пустые бутылки, крышечки для каждого ребенка, веера из бумаги, карточки с изображением свойства воздуха.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром,

Д/И «Что лежит в мешочке?» Цель: закрепить знание детей о форме;

Д/И «Назови цвет» Цель: учить детей называть цвета, различать их.

 

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Введение

Приветствие, установление зрительного контакта.

ИГРА на общение:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Сегодня мы будем делать опыты и узнаем много интересного.

Используется игровой прием: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, синий.

-Интересно, а какое настроение у шариков?

У красного и зеленого хорошее настроение, а у синего грустное.

-А что же случилось с моим шариком, почему он такой грустный?

Потому что он сдулся, в нем нет воздуха, его надо надуть.

 

 

 

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлекает в слушанье, рассматривание.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивает доводы детей, делает

 вывод: У синего шарика грустное настроение, потому что в шарике нет воздуха.

Приветствие.

Рассказывают стихотворение, выполняют движение по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обсуждают увиденное, высказывают свое мнение.

Делают вывод:

В шарике нет воздуха.

 

 

 

Психологическая готовность детей.

 

 

 

 

 

Дети настроены на общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

 

Мотивационно-

Побудительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Хорошо, попробую!

Надувается шарик.

-И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.

-Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?

(ничего не вижу, в нем нет ничего).

 

 

Эксперимент №1

 «Воздух не имеет цвета»

-Развяжем шарики, что случилось?

(они сдулись)

-Почему сдулись шарики?

-Из шариков вышел воздух.

- Вы заметили, какого цвета воздух?

-Почему мы не видим воздух?

(у воздуха нет цвета, он бесцветный, не видим)

-Еще про воздух говорят, что он невидимка.

-Почему так говорят?

(потому что мы его не видим, он невидимый).

Делают вывод: воздух не виден, бесцветен.

На доску вывешивается карточка с обозначением.

(не виден, не имеет цвета)

 

 

 

 

 

 

 

Надувает шарик, рассматривает вместе с детьми.

 

 

Делает вывод, что в шарике ничего нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдувает шарики. Показывает детям, как сдуваются шарики.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: воздух не имеет цвета, он бесцветен, не видим.

Рассматривают шарик

 

Выражают собственные предположения, мысли.

Рассказывают, объясняют.

Приходят к выводу, что воздух не имеет цвета.

Умеют делать вывод и его аргументируют.

 

 

Динамическая пауза

 

-Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?

(дышать)

-Без воздуха можно долго продержаться?

Игра «Ныряльщики»

 

-Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»

Вдох, присели и не дышим, нырнули.

Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.

-Легко было без воздуха?

(трудно, тяжело)

- Без воздуха можем долго находиться?

-Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.

 

Ставит проблему перед детьми.

-Зачем нам нужен воздух?

Выслушивает детей.

Делает вывод: Человеку нужен воздух для того что бы дышать.

 

Объясняет правило игры.

 

 Наблюдает за детьми во время игры.

Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

 

 

Задает вопросы, делает вывод, что без воздуха долго мы находиться не можем, он нам нужен что бы дышать.

 

Дети отвечают, что воздух нам нужен,

чтобы дышать.

 

 

 

 

 

 

 

Активно играют.

Демонстрируют физическую активность. 

 

 

Во время игры дети говорят, что без воздуха долго находиться не получается.

Воздух нужен, чтобы дышать.

 

 

Снятие напряжения.

Эмоциональная и физическая разрядка.

 

 

Закрепляют полученное знание, что воздух не имеет цвета.

 

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

 

 

А сейчас возьмите веер, и помашите веером тихо. Что чувствуете? (ветерок)

- А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете? (ветер)

-Что же такое ветер?

-Ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух движется.

На доску вывешивается карточка с обозначением.

(движение)

-А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.

-Ребята, что вы услышали?

-Да, ребята, вы услышали разные звуки.

А воздух можно услышать?

-Хотите услышать нашего невидимку

 

 Объясняет правило выполнения опыта.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, любознательности.

Способствует тому, что бы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Представляет детям возможность обсудить, найти ответ на вопрос.

 

 

Машет веером сначала тихо, потом сильнее.

Что чувствуете?

Правильно ветерок.

 

 

Объясняет, что ветер – это движение воздуха.

 

Вывод: воздух движется.

 

Создает проблемную ситуацию.

Как можно услышать воздух?

 

Машут веерами тихо, потом сильнее.

 

Чувствуют ветерок.

 

Высказывают свои доводы.

Делают вывод, что это воздух дует на них, значить он движется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересовываются, проявляют интерес

Дети актуализируют свои знания (в нутри шарика находится воздух).

Практическая работа

Эксперимент: 2

«Движение воздуха»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от бутылочки, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук воздуха

На доску вывешивается карточка с обозначением

(слышим)

 

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?

Шарик нужно сдувать.

Воспитатель потихоньку сдувает воздух из шара. Дети слушают его шипение, подставляют руку, лицо под струю выходящего воздуха.

Что вы чувствуете?

Из шарика выходит воздух.

 

Вывод: воздух можно почувствовать телом, когда он движется.

На доску вывешивается карточка с обозначением

(почувствовать)

А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Что нам помогло услышать воздух?

(Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Чем мы почувствовали воздух?

Телом.

Вывод: когда воздух движется его можно услышать разными способами и почувствовать телом.

 А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

 

 

 

Объясняет детям правила выполнения опытов. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, любознательности.

Способствует тому, что бы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Представляет детям возможность обсудить, найти ответ на вопрос.

Вовлекает детей в опытно - экспериментальную деятельность.

Создает проблемную ситуацию (как можно услышать воздух)

Создает условия для эмоциональной отзывчивости

Обращает внимание, что из шарика выходит воздух, значить он движется.

 

Делает вывод: воздух движется и мы его слышим.

 

 

 

 

Вывод: можно чувствовать телом, когда он движется.

Работает каждый индивидуально.

 Рассказывает.

 

Выполняют опыт:

Дуют в бутылочки, крышечки.

Делают вывод, что если дуть, то воздух можно услышать.

 

Высказывают свои предположения, что нужно сделать с шариком, чтобы услышать воздух из него.

Шарик нужно сдувать.

 

Делают вывод, что воздух можно услышать, если он будет двигаться.

И в этом нам сегодня помогла бутылочки, пробочки и шарик.

 

 

 

 

 

 

 

Дети, слушая шипение шарика подставляют лицо, руки под струю выходящего воздуха.

 

 

Высказывают свои доводы и делают вывод: когда воздух движется, то мы его чувствуем телом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают положительный эмоции от полученного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что воздух можно услышать разными способами, почувствовать, но для этого нужно, что бы воздух двигался.

 

 

И что, когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

- Вот и закончились наши опыты.

- Понравилось вам делать опыты?

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы сегодня узнали о свойствах воздуха?

-Как можно увидеть воздух?

- Как его можно услышать и почувствовать?

Для чего нужен воздух человеку?

Может ли человек обходиться без воздуха?

 

Привлекает детей к подведению итогов.

Активизирует свойства воздуха:

Не имеет цвета,

Воздух можно поймать,

Воздух можно услышать разными способами.

 

Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность. Поощряет детей за проделанную работу.

Слушают, выражают собственные мысли, обобщают.

Делают выводы о свойствах воздуха:

 

 

Не имеет цвета,

Движется, при этом можно его услышать и почувствовать своим телом.

Человеку нужен воздух, чтобы дышать и без воздуха мы не сможет жить.

 

Делятся впечатлениями.

Дети будут знать и называть свойства воздуха:

Не имеет цвета, он не виден.

Воздух движется.

При движении воздух можно, услышать разными способами и почувствовать.

 

Человек без воздуха не сможет обходиться. Воздух нужен что бы дышать.

 

Получат опыт участия в экспериментальной деятельности.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x