проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста "Ловкие пальчики" | Алексейцева Олеся Евгеньевна. Работа №228297
Автор: Алексейцева Олеся Евгеньевна
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкия движения рук, имеют более развитый мозг,особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенкамелкую моторику.
Проект
по развитию мелкой моторики
для детей младшего дошкольного возраста
«Ловкие пальчики»
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода.
Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить
малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме.
Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием
..
Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
Обогатить кругозор детей
разнообразными
сенсорными впечатлениям.
Развить творчество и
креативность
участников проекта.
Участники проекта:
Дети, воспитатель, педагог-психолог, родители.
Сроки:
Проект рассчитан на 7 месяце
в(
ноябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации:
I.Подготовительный этап:
Изучение научно-методической литературы по данной теме;
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II.Диагностический этап:
-Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки
ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой
моторики пальцев;
-Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.
III. Основной этап
Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста:
- Совместная деятельность с родителями.
IV. Заключительный этап
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Презентация проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников достигли уровня соответствующего данному возрасту.
Кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Организация работы по проекту
Этапы
Цель
Сроки
I.Подготовительный этап:
Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
1 неделя ноября
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки
Распределить игры по блокам
1 неделя ноября
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
Разработать практические мероприятия на период проекта.
1 неделя ноября
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Разработать консультации для родителей
1 неделя ноября
II.Диагностический этап:
Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
1 неделя ноября
Обследование детей.
Выявление уровня развития мелкой моторики.
1 неделя ноября
III. Основной этап
Работа с детьми
Блоки:
1.Пальчиковые упражнения
«Шарик», «Цветок», «Вот и вся моя семья», «Капуста», «Сорока-белобока»
Ноябрь
2. Упражнения с крупой и пластилином
«Прячем ручки», «Пересыпаем крупу»,»Найди в крупе»
Декабрь
3. Упражнения с водой и шариками Су-джок
«Перелей воду», «Купание шарика», «Вылавливание шариков», «Орешки», «Ежик»
Январь
4. Упражнения с песком
«Нарисуй цветочек»,»Отпечатки наших рук», «Найди шарик», «Печенье»
Февраль
5. Упражнения с камнями
«Выложи», «Бабочка», «Утенок», «Грибок», «Паутинка», «Елочка»
Март
6. Работа со шнуровкой и вкладышами
«Работаем со шнуровкой», «Вкладыши», «По желанию»
Апрель
7. Упражнения «Шагаем по дорожкам»
«Веселый автобус», «Гусеничка», «По грибы», «Муравьишка», «Ежики», «Кот и бабочка», «Летний дождик»
Май
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики
В течение проекта
Консультация
«Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста».
Ноябрь
Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .
В течение проекта
Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо
с пальцами дружить».
Февраль
IV. Заключительный этап
Диагностика развития мелкой моторики детей на конец проекта.
Май
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Май
Презентация проекта
Май
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
7) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011;
8) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.