Проект: «Работа с родителями и развитиетворческих способностей у детей «Осень в рисунке». ☼
Автор: Мищенко Наталия Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский Сад №3 корпус 4 Надежда
Проект: «РРабота с родителями
и развитиетворческих способностей у детей
«Осень в рисунке».
Подготовила и провела
Воспитатель: Мищенко Н.С.
Благовещенск 2015
Паспорт проекта.
Название проекта |
«Осень в рисунке» |
Руководитель проекта |
Мищенко Наталия Сергеевна |
Консультанты |
Елсукова О.Н. – муз. руководитель |
Состав и возраст проектной группы |
Подготовительная группа дошкольного возраста, родители, воспитатели, муз.руководитель |
Срок реализации |
Сентябрь - ноябрь |
Типология проета |
Информационный, творческий |
Участники проекта |
Дети подготовительной к школе группы №34, родители, воспитатели, муз.руководитель. |
Цель проекта |
- Расширять представления детей об осени, как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров; - Создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих особенностей; - Формировать интерес к красоте окружающего мира; - воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
|
Задачи проекта |
1. Образовательные: - Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления); - Обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову; - Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
2. Развивающие: - Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов; - Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность; - Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные: - Воспитывать экологическую культуру детей; - Воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями); - Воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности
4. Словарная работа: - Обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю(«златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь); - Активизация словаря –золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т.п.
|
Актуальность |
Убеждения человека формируются сдетства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом и родителями – воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Этого можно добиться в том случае, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться пейзажами родных мест. В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе, дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии. Природа своей яркостью, многообразием, динамичностью развивает у ребенка чувства прекрасного, любовь к окружающему его миру, дарит покой и возможность узнавать что то новое и удивительное. Ребенок с огромным интересом смотрит на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечает главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Следовательно, выбор темы проекта является актуальным, так как позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты). Приобретая знания о природе через творческий подход, у детей развиваются познавательные , коммуникативные и творческие способности. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе.
|
Предполагаемый результат |
1.Развитие познавательной деятельности дошкольника в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями.
2.Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
3.Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
4.Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
5.Развитие связанной речи, умение составлять описательные рассказы по картине и повествовательные рассказы, опираясь на личный опыт и воспоминания.
6.Развитие продуктивной деятельности детей.
7.Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки , аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
8.Развитие детского творчества.
9.Чтение наизусть стихотворений об осени.
10.Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
|
Ход проекта.
1. Подготовительный этап.
· Подбор методической литературы по данной теме;
· Составление плана совместной работы с детьми и родителями;
· Подбор художественной литературы (рассказы и стихи об осенней природе, животных; загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.);
· Подбор настольно – печатных и дидактических игр;
· Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему;
· Обеспечение наборами игрушек «овощи», «фрукты», «грибы»;
· Подбор аудиозаписей по данной теме;
· Подбор материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т.д.).
2. Основной этап.
№ п/п |
Образовательная деятельность |
Задачи |
Содержание деятельности детей |
Работа с родителями |
1 |
Физическая культура |
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании |
Утренняя гимнастика, игровые занятия, подвижные игры. |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды физкультурного уголка группы. |
2 |
Здоровье |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. |
Ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему). Игровые занятия. Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов. |
Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей. |
3 |
Безопасность |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. |
Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия беседы. |
Пополнение предметно развивающей среды в уголке безопасности. Изготовление плакатов «Безопасное поведение на природе». |
4 |
Социализация |
Формирование первичных представлений о природе родного края. Развивать чувство любви к Родине. |
Ситуативные разговоры и беседы с детьми по данной теме. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. |
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. |
5 |
Труд |
Формирование положительного отношения к труду. |
Сбор урожая на огороде, уборка участка, заготовка природного материала для поделок. |
Участие родителей в уборке территории. |
6 |
Познание |
Формировать умение сосредотачивать внимание на предметно - пространственной развивающей среды. Расширять представления детей о растениях и животных. Развивать умение называть и отличать по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды, грибы. |
Игровые занятия, беседы, дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды. |
7 |
Коммуникация |
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с педагогами и родителями. Обогащать словарный запас детей. |
Ситуативные разговоры и беседы с детьми по данной теме. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. |
|
8 |
Чтение худ. литературы |
Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. |
Чтение текста, заучивание стихов, рассмотрение иллюстраций художников. |
Привлечение родителей к чтению художественной литературы дома с детьми. Заучивание стихов, пословиц. |
9 |
Худ. творчество |
Формировать умение создавать не сложные сюжетные композиции. Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. |
Рисование(гуашь, акварель, цветные карандаши), лепка(пластилин, слоеное тесто), аппликация по замыслу на заданную тему(бумага, природный материал), конструирование из природного материала. |
Привлечение родителей к оформлению творческой выставки на тему: «Королева осень». |
10 |
музыка |
Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о временах года, осени, явлениях природы. |
Прослушивание муз. произведений по теме. Попевки, распевки, совместное использование песен. |
Привлечение родителей к подготовке праздника осени. |
· Календарно – тематический план воспитателя по реализации проекта «Осень в рисунке». (Приложение 1)
· Нетрадиционная техника рисования. Подготовительная к школе группа.(Приложение 2)
Мероприятия по работе с детьми.
1.Физическое здоровье:
· Игровые упражнения: «теплый дождик», «растения оживают», «Полет птиц», «Медведица», «Лежа на траве», «Белка скачет с ветки на ветку».
· Подвижные игры: «Листопад», «Лохматый пес», « У медведя во бору», «Поедем в лес», «Кто быстрее соберет грибы».
· Дыхательная гимнастика: «Чем пахнет в лесу?», «Понюхаем цветы».
2.Безопасность:
· Беседы о вреде и опасности ядовитых ягод и грибов: «Ядовитые грибы», «В гостях у Лесовичка».
· Беседы о правильном поведении на природе: «Берегите березу», «Поведение в лесу», «Разговор о бережном отношении к природе».
3.Социализация:
· Дидактические игры: «Что растет в лесу осенью?», «Созрело, не созрело», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).
· Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Садоводы-огородники», «Семья - заготовки на зиму».
· Игры драматизации по произведениям: «Три поросенка» (с англ. С. Михалков), «Под грибом» В.Сутеев, «Колосок» на стихотворение Е.Благининой.
4.Трудовая деятельность:
· Сбор урожая на огороде, уборка участка от опавших листьев, сбор природного материала на участке, дежурство в уголке природы.
5.Познание:
· Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром и дождем.
· Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты закончи», «Родная природа в стихах и загадках», «Подбери подходящее слово», «Игра с мячом».
6.Коммуникация:
· Развитие речи: Беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «в лес за грибами и ягодами».
· Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: «Улыбка-хоботок», «Кролик»,
«Лошадка», «Грибочек», «Киска», «Белка», «Повстречались два котенка»,
«Друзья садоводы», «Апельсин».
7.Чтение художественной литературы:
· Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, явлениях природы.
· Чтение русских народных сказок: «Колосок», «Вершки и корешки», чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Чтение книг о природе: В.Бианки «Сентябрь»,»Лесной колобок – колючий бок», «Как лиса ежа перехитрил». М.Пришвин «Рассказы о природе», «Сказки о животных». К.Д. Ушинский «Бодливая корова», «Бишка», «Петушок с семьей».
· Чтение и заучивание стихотворений об осени (А.С.Пушкин, А.Толстой, В.Плещеев).
· Рассматривание сюжетных картин И.Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья», «уборка урожая», «Прогулка в лесу», и составление описательных рассказов по ним.
8.Художественное творчество:
· Рисование: «Осеннее дерево», «Золотая осень», «Фруктовые деревья», «Соберем урожай», «Корзина с грибами».
· Аппликация: «Дары осени», «готовим овощи к зиме», «на лесной полянке выросли грибы», «котенок и щенок», «Лесные друзья»; аппликация из листьев «узор на круге».
· Лепка: «морковки для зайки», «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени», «Зайка серый, куда бегал?», «Лошадка».
· Ручной труд: поделки из природного материала: «Буратино», «Маленькая птичка», «старичок – Лесовичок». Изготовление гербария из осенних листьев. Оригами: «Курочка».
9.Музыкальное творчество:
· Слушание П.И. Чайковского «Времена года», слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «пение птиц», «Шум леса»
· Разучивание песен об осени: «Радужный дождик», «Пожелтели листья вдруг…»; разучивание танцев: «Осенний вальс», «Танец с зонтиками», «Танец с листочками».
Мероприятия по работе с родителями.
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс реализации проекта.
На начальном этапе подготовки проекта, было проведено родительское собрание, с целью информирования родителей о проекте, о его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Мы подготовили консультацию для родителей «Учимся проектировать вместе». В процессе работы старались привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий и подвижных игр («полет птиц», «лохматый пес», «у медведя во бору», «кто быстрее соберет грибы»). Также родителями были изготовлены трафареты листьев, грибов, овощей, альбомы для рассматривания «Осеняя пора», «Осень золотая».
Родители также принимали участие и в проведении праздника, ими были изготовлены атрибуты для танцев и сценки (Праздник «В гостях у осени»). При оформлении выставки «Королева осень», родители вместе с детьми изготовили великолепные работы из природного материала, дети были награждены поощрительными призами, а родители - благодарностями.
В ходе работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов:
· Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «Королева осень»;
· Подготовка и проведение праздника для детей и родителей «В гостях у осени»;
· Вечер пословиц, загадок и стихов об осени;
· Итоговое комплексное занятие «Дары осени»;
· Презентация проекта «Осень в рисунке»(Приложение №3).
2. Результаты работы:
· у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы;
· В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень;
· В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками по осенней тематике, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре;
· Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с «прекрасным», стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, обыгрывание сюжетов, используя при этом наряды и атрибуты, изготовленные родителями.
3. Дети знают и умеют:
· Называют большое количество овощей, фруктов и ягод;
· Знают и называют осенние приметы и явления;
· Знают пословицы, поговорки об осени;
· Называют знакомые произведения поэтов, писателей и художников на тему «осени»;
· Знают признаки осени;
· Владеют расширенным словарным запасом;
· Знакомятся с природой родного края;
· Знают и называют домашних животных, знакомы с поведением некоторых диких животных осенью;
· Знакомы с правилами безопасного поведения на природе.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. СкорлуповаО,А. Занятия с детьми по теме «Осень»
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию
5. Павлова Л.Ю. Сборник подвижных игр для летей 2-7 лет
6. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду.
Приложение 1.
Календарно – тематический план воспитателя
по реализации проекта «Осень в рисунке».
Организованная образовательная деятельность |
||
Вид деятельности |
Тема/Репертуар/материалы |
Задачи Программное содержание |
Сентябрь – первая неделя. |
||
Ознакомление с окружающим миром |
«Как хорошо у нас в саду».
Материал: · Карточки с изображением разных эмоций; · фотографии помещений детского сада; · план помещений детского сада и знаки – символы его помещений; · карточки с изображением предметов и орудий труда людей разных профессий; · фишки; · Призы.
|
· Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. · Воспитывать доброжелательное отношение дошкольников друг к другу и окружающим. |
Лепка |
«Фрукты для игры в магазин».
Материалы: · груша, банан, яблоко или другие фрукты; · глина или пластилин; · доски для лепки. |
· Учить передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. · Уточнить знание форм (шар, цилиндр). · Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.
|
Рисование |
«Поезд, в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город)».
Материалы: · длинные листы бумаги (80*20 см); · краски гуашь; · кисти. |
· Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов. · Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании. · Развивать пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе. · Развивать воображение.
|
Сентябрь –вторая неделя |
Ознакомление с природой |
«Дары осени». |
· Расширить представления детей о многообразии растений, их плодов. · Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. · Расширять представления о разнообразном использовании человеком различных плодов для здоровья человека. · Закреплять знания о способах сбора, хранения, приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. · Формировать эстетическое отношение к миру природы. |
Рисование |
«Золотая осень»
Материалы: · бумага формата А4; · краски акварель; · кисти. |
· Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит. · Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов(темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). · Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. · Развивать творчество. |
Аппликация
|
«Осенний ковер».
Материалы: · квадратные листы бледно-желтой бумаги; · цветная бумага; · ножницы; · клей. |
· Закрепить умение работать ножницами. · Упражнять в вырезании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). · Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). · Развивать чувство цвета, композиции. · Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. |
Музыка |
П.И.Чайковский «сентябрь», «Октябрь».
«Падают листья», муз. М.Красева, сл. М.Ивенсен; «Мы дружные ребетя» , муз. С.Разоренова, сл. Н.Найденова. «На мосточке», муз. Т.Попатенко, сл. А.Кузнецовой. |
Слушание: · Продолжать развивать интерес к слушанию классической музыки; умение высказываться, отмечая характерные особенности музыкального классического произведения. Пение: · Учить различать звуки по длительности. · Приучать петь полным голосом, широко открывая рот и без напряжения. · Закреплять умения одновременно с остальными начинать и заканчивать пение. Песенное творчество: · Учить находить интонации при ответе на вопросы: «как тебя зовут?», «как зовут твою куклу?». |
Рисование |
«Придумай, чем может стать красивый, осенний листок».
Материалы: -цветные карандаши (краски, гуашь, кисти); - листы бумаги. |
Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять детей в аккуратном , красивом закрашивании. Формировать эстетический вкус. |
Сентябрь – третья неделя |
Музыка |
П.И. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
«Мы идем», муз. Р. Рустамова.
«Улетают журавли», муз. И. Кишко; «Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен; «Золотая осень», муз. Г. Гусевой. «Как зовут твоих друзей?». «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Контраданс», муз. Ф. Шуберта
«Возле речки, возле моста», рус.нар. песня; «Парная пляска» -карельская нар. мелодия.
Игра «кто поет?»
«Гармошка», муз. Е. Тиличеевой. |
Слушание. Приобщать к музыкальному искусству. Развивать эмоциональное восприятие музыки лирического характера. Учить высказываться о ее спокойном, неторопливом звучании. Пение. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера, умение различать долгие и короткие звуки. формировать умение правильно передавать мелодию и текст песни. Песенное творчество. Продолжать учить находить разные интонации на вопросы.
Музыкально – ритмические движения. Учить слышать разнохарактерную музыку и самостоятельно выполнять под нее движения. Закреплять топающий шаг, движение в парах по кругу. Музыкально – игровое и танцевальное творчество. Поощрять инициативу детей при передаче танцевальных движений. Музыкально – дидактические игры: на узнавание звуков по высоте. Игра на детских музыкальных инструментах. Продолжать развивать интерес к музицированию, учить играть на металлофоне. Самостоятельная детская деятельность. Побуждать детей играть на инструментах в свободное от занятий время. |
Лепка |
«Корзина с грибами».
Материалы: - игрушки(муляжи) разных грибов; - пластилин; - доски для лепки. |
Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. |
Музыка |
«Грибы»,муз. Т.Попатенко, сл. А. Кузнецовой.
«Мы дружные ребята», муз. С.Разоренова, сл. Н. Найденовой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Грибы», муз. Т. Попатенко, сл. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен. По инициативе детей.
«Марш», муз. М. Робера; «Бег», муз. Е. Тиличеевой; «Экосез», муз. Ф.Шуберта; «Парная пляска», карел. нар. мелодия.
«Возле речки, возле моста», рус. нар. песня. |
Слушание. Продолжать развивать у детей способность чувствовать разнохарактерные произведения. Развивать словарь детей в определении разного настроения в музыке. Пение. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; умение прохлопывать ритм знакомых песен. Продолжать работать над чистым интонированием мелодии песен. Следить за правильным логическим ударением в словах. Песенное творчество. Предлагать придумать (сочинить) свою мелодию на простые тексты. Музыкально-ритмические движения. Формировать умение самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, ходить змейкой; передавать хлопками простой ритмический рисунок. Повторить танцевальное движение «прямой галоп». Закреплять движение в парах по кругу. Музыкально-игровое и танцевальное творчество.Учить детей придумывать простейшие пляски под любые народные мелодии. |
Сентябрь – четвертая неделя |
Ознакомление с природой |
«Почва и подземные обитатели». |
Расширять представления детей о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. |
Музыка |
«октябрь», муз. П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
«Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен; «Мы дружные ребята», муз. С. Разоренова, сл. Н.Найденовой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «На мосточке», муз. А. Филиппенко, сл.Г.Бойко. «Ворон», рус. нар. прибаутка.
«Марш», муз. М. Робера; «марш», муз. Ж.Люлли; «Давай поскачем», муз. Т. Ломовой.
Вальс по выбору педагога.
«Узнай колокольчик».
«Бубенчики», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой. |
Слушание. Продолжать развивать способность чувствовать музыку, эмоционально на нее реагировать. Обогащать словарный запас, развивать умение определять словами разный характер музыки. Пение. Способствовать эмоциональному восприятию песен. Учить петь интервалы: кварту, квинту и терцию; петь легким, естественным звуком, красиво передавать характер песни.
Песенное творчество. Учить импровизировать русские народные попевки. Музыкально – ритмические движения. Учить легко бегать, начинать движение после вступления; передавать образ летящих листьев; составлять простые танцевальные композиции. Музыкально –игровое и танцевальное творчество.Развивать способность передавать игровой образ дождика в игре. Музыкально-дидактические игры: на развитие динамического слуха и чувства ритма. Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать на музыкальных инструментах (треугольник, бубен и колокольчик). Самостоятельная детская деятельность. Побуждать детей слушать музыку в повседневной жизни. |
Октябрь – первая неделя. |
Ознакомление с окружающим миром |
«К дедушке на ферму».
Материал. Аудиозапись «Звуки деревни» (или другая по теме, по выбору педагога). Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек «домашние животные». Схема алгоритм для описания домашних животных. |
Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека - труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. |
Развитие речи |
Заучивание стихотворения «Ласточки пропали…» А. Фета. |
Помочь детям запомнить новое стихотворение. |
Рисование |
«Ветка рябины». (рисование с натуры) |
Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. |
Октябрь – вторая неделя |
Ознакомление С природой. |
«4 октября – всемирный день животных». |
· Расширять представления детей о многообразии животных разных континентов Земли. · Формировать интерес к окружающей природе. · Показать взаимосвязь растительного и животного мира. · Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.
|
Рисование |
«Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице».
Материалы: · Бумага формата А4; · Простой графитный и цветные карандаши. |
· Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. · Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. · Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. |
Музыка |
П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь» из цикла времена года.
«Листопад», муз. Т. Попатенко; «Падают листья» , муз. М. Карасева, сл. М. Ивенсен.
«Конек», «кто копытом бьет – цок, цок? Это резвый мой конек».
«Бег», муз. Е. Тиличевой; «Веселые скачки», муз. Ю. Можжевелова.
«Узнай, на чем играю».
«Тили – бом», муз. И. Стравинского. |
Слушание: · Продолжать развивать интерес к классической музыке, умение отвечать на вопросы по содержанию, чувствовать характер и описывать его с помощью слов.
Пени: · Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии песен. · Развивать навык чистого интонирования звуков по высоте в пределах квинты. · Продолжать формировать у детей умение правильно передавать настроение, интонировать , закрепить мелодию и слова песни.
Песенное творчество: · Продолжать закреплять навык различных песенных импровизаций: «Динь-динь».
Музыкально – ритмические движения: · Совершенствовать умение ритмично бегать в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки; · выполнять боковой галоп, двигаться в парах, начинать и заканчивать движение всем вместе.
Музыкально – дидактические игры: игры на развитие тембрового слуха.
Игры на детских музыкальных инструментах: · Учить играть на металлофоне, закреплять правильное звукоизвлечение. |
Аппликация |
«Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)
Материалы: · Листы бумаги мягких тонов; · цветная бумага разных оттенков; · Ножницы; · клей. |
· Закреплять умение детей вырезать симметрические предметы из бумаги, сложенной вдвое. · Развивать зрительный контроль за действиями рук. · Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. · Воспитывать художественный вкус. |
Музыка |
П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь» из цикла времена года.
«Осень спросим», муз. Т. Ломовой; «Золотая осень», муз. Г.Гусевой; осенние песни по желанию детей.
По инициативе детей.
Ритмическая сказка «Закружилась осень золотая», автор О.Титаренко.
«Узнай, на чем играю».
«Дождик», рус. нар. попевка.
Рус. нар. мелодии по выбору педагога. |
Слушание: · Продолжить развивать эмоциональное восприятие музыки, интерес и умение сравнивать произведения и выделять его особенности. Пение: · Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость при слушании песен. · Учить различать звуки по тембровому звучанию. · Продолжать формировать умение правильно передавать мелодию, делать логическое ударение в словах, брать дыхание между фразами. Песенное творчество: «спой плясовую мелодию для своей любимой игрушки».
Музыкально-ритмические движения: · Продолжать совершенствовать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; · передавать в танце характер музыки, менять движения с изменением частей музыки, передавать хлопками ритмический рисунок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество: · Поощрять инициативу у детей в сочинении своего танца с любимой игрушкой.
Музыкально-дидактические игры: игра на развитие тембрового слуха.
Игра на детских музыкальных инструментах: · Продолжать закреплять навыки игре на металлофоне. Самостоятельная детская деятельность: · Побуждать детей придумывать танцы. |
Октябрь – третья неделя. |
Рисование |
«Поздняя осень». Материалы. Альбомные листы, цветные восковые мелки (если в детском саду их нет, то можно предложить другие материалы: простой графитный карандаш, краски акварель, гуашь разных цветов, белила). |
Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ей колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый). Учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства. |
Музыка |
П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь» из цикла времена года.
По выбору муз. руководителя. «Осенью», муз. А.Алекскндрова; «Грибы», муз. Т. Попатенко.
По выбору педагога.
«Марш», муз. Ж.Люлли; «Марш», муз. И. Дунаевского.
«Узнай, кто поет, и повтори».
«Улетают журавли», муз. М. Красева. |
Слушание.Продолжать приобщать детей к вокальному искусству. Развивать интерес к слушанию классической музыки, любовь к музыке. Пение.Продолжать развивать эмоциональное исполнение песен, передавать ее характер. Продолжать учить чисто интонировать звуки по высоте. Формировать умение чисто интонировать звуки, правильно брать дыхание между фразами. Закреплять навык выразительного пения. Песенное творчество. Продолжать учить сочинять мелодии на простейшие четверостишия. Музыкально-ритмические движения.Закреплять умение менять направление в связи с изменением характера музыки; выбрасывать ноги вперед в прыжке, выставлять ногу на пятку, носок. Музыкально-игровое и танцевальное творчество.Продолжать развивать инициативу при передаче характерных особенностей музыкального образа. Музыкально-дидактические игры: игры на развитие чувства ритма. Игры на детских музыкальных инструментах. Учить правильно держать молоточек и выразительно исполнять мелодии. Самостоятельная детская деятельность. Побуждать детей придумывать грустные и жалобные мелодии. |
Лепка |
«Петушок с семьей» (по рассказу К.Д. Ушинского). Материалы. Подставка для коллективной композиции. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки. |
Учить создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке. |
Музыка
|
«Осенью», муз. С. Майкапара;, произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и песни по выбору педагога.
«Улетают журавли», муз. М Красева, сл. М. Ивенсен; «Падают листья» , муз. М. Карасева, сл. М. Ивенсен; «Осенью», муз. А.Алекскндрова; «Грибы», муз. Т. Попатенко.
По выбору педагога или «Что за шарик? Не разберешь! Это я, колючий еж». «Марш», муз. Д. Верди из оперы «Аида»; «На горе – то калина», рус. нар. песня.
«Лиса», «Зайцы», муз. М. Красева.
«Угадай мелодию».
«Андрей – воробей», рус. нар. потешка. |
Слушание.Формировать умение различать характер и настроение осенних песен, инструментальной музыки, развивать ее эмоциональное восприятие. Учить высказываться о музыкальном произведении. Пение.Продолжать учить прохлопывать ритм знакомых песен. Слушать с детьми долгие и короткие звуки, упражнять в пропевании их. Знакомить со строением песни. Формировать навыки выразительного, эмоционального пения. Закреплять умение петь без музыкального сопровождения. Песенное творчество.Учить придумывать веселые мелодии на простые тексты. Музыкально-ритмические движения.Совершенствовать умение двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Поощрять к передаче музыкального образа при исполнении хоровода. Музыкально-игровое и танцевальное творчество.Предлагать детям придумывать движения для танца, соответствующие характеру музыки. Музыкально-дидактические игры: игры на развитие памяти. Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей импровизировать простейшие мелодии. Самостоятельная детская деятельность.Побуждать детей сочинять собственные веселые мелодии на простые тексты. |
Рисование |
«Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» (рисование по замыслу). Материалы. Простой графитный карандаш, краски акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) формат А4. |
Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно изображать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение. |
Развитие речи |
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы - мне». |
Познакомить с новой сказкой, выяснить, согласны ли дети с ее концовкой. Совершенствовать умение воспроизводить последовательность слов в предложении. |
Октябрь – четвертая неделя. |
Ознакомление с природой |
«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». |
Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отображать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение.
|
Развитие речи |
«На лесной поляне» |
Развивать воображение и творческие способности, активизировать речь детей.
|
Ноябрь - первая неделя. |
Рисование |
«Рисование иллюстрации к сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»». Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти. |
Воспитывать интерес к созданию иллюстрации к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить создавать в рисунке образы сказки (лес, лесная поляна, река и её берега, птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.
|
Лепка |
«Ребенок с котенком (с другими животными)». Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки. |
Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животными), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.
|
Развитие речи |
«Осенние мотивы». |
Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.
|
Ноябрь – вторая неделя |
Ознакомление с природой |
«Птицы нашего края». |
Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц.
|
Рисование |
«Праздник урожая в нашем селе». Материалы. Бумага белая или цветная мягких тонов формата чуть больше А4, краски гуашь, кисти. |
Учить передавать праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.
|
Музыка |
Произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и «детского альбома» (по выбору муз. руководителя.) |
Познакомить детей с биографией композитора П.И.Чайковского. Продолжать развивать потребность слушать классическую русскую музыку, интерес к ней. Формировать у детей представление о том, как П.И. Чайковский любил природу и воспевал ее в своих произведениях.
|
Приложение 2.
Нетрадиционная техника рисования.
Подготовительная к школе группа.
№ п/п |
Тема НОД |
Нетрадиционная техника |
Задачи |
Оборудование |
Сентябрь |
||||
1 |
Летний луг |
Восковые мелки + акварель, печать по трафарету |
Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
2 |
Укрась вазу для цветов |
Печать(печатками по трафарету) «знакомая форма- новый образ. |
Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. |
Предметы круглой и овальной формы (например поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
3 |
Бабочки, которых я видел летом |
Монотипия, обведение ладошки и кулака. |
Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание»(ладошка с сомкнутыми пальцами –большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
4 |
Ежики |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
5 |
Ветка рябины (с натуры) |
Рисование пальчиками |
Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием промакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
|
Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти. |
Октябрь |
||||||
6 |
Осенние листья (1 занятие) |
Тиснение |
Познакомит с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)
|
Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
||
7 |
Осенний пейзаж (2 занятие) |
Тычкование |
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции |
Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги (около 40 штук), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.
|
||
8 |
Астры или георгины в вазе (с натуры) |
|
Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.
|
Букет осенних цветов, лист бумаги темного цвета, пастель |
||
9 |
Я шагаю по ковру из осенних листьев |
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
|
Листы формата А3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты. |
||
Ноябрь |
||||||
10 |
Мое Любимое дерево осенью |
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия |
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники(дерево в сентябре – монотипия, в октябре –набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они желто – зеленые, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. |
Уголь, сангина, печатки, трафарет, жесткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам). |
||
11 |
Я люблю пушистое, я люблю колючее |
Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики – только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации. |
||
12 |
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) |
|
Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.
|
Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта. |
||