Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Шахматы детям" | Альвия Абдулкадировна Шихбабаева. Работа №239351

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Альвия Абдулкадировна Шихбабаева
Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация  шахмат среди  дошкольников и их родителей.                                         

Лангепасское городское муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»

 

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий

ЛГ МАДОУ ДСКВ №9 «Солнышко»

______________ Ю.В. Кудлаева

от «____» _____________ 2018 г. №_____

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Шахматы детям»

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Разработали:

Пирова Заира Курбановна,

Шихбабаева Альвия Абдулкадыровна,

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лангепас, 2018г.

Пояснительная записка

 

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

На основании выше изложенного мы решили с воспитанниками старшей группы реализовать проект на тему «Шахматы детям».

 

 

Цель: знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат.

2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.

3.Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.

4. Воспитывать усидчивость.

 

Паспорт проекта

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Продолжительность проекта: 1 год

Срок реализации проекта: сентябрь май (2018 - 2019 учебный год)

 

Формы реализации проекта:

работа с художественной и научно-популярной литературой,

работа в сети интернет,

работа с родителями,

занятия,

просмотр видео материала,

оформление альбома «Шахматные фигуры

»,

выставка рисунков «В шахматном королевстве»,

собрание коллекции

«Шахматной шкатулки».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

2.Основной.

3.Заключительный.

 

Предполагаемый результат:

Воспитанники

знают

названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

Воспитанники

з

нают

шахматные термины: б

елое и черное поля, ход, шах, мат, партнеры.

Воспитанники

знают

известных чемпи

онов мира по шахматам и называют

их.

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Подготовительный этап

Собрать и изучить информацию о шахматной игре; Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.

Подготовить развивающую среду для знакомства с шахматами.

Подготовка одного из воспитанников к конкурсу «Юный шахматист»

Консультации для родителей

Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве», чтение сказки «Сказка про шахматы и шаха»

Литература о шахматах, работа в сети интернет.

Шахматная доска с фигурами, книги о шахматах для детей

Основной этап

Познакомить детей с историей возникновения шахмат; Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах; Развивать умения ориентироваться на плоскости; Заинтересовать детей шахматами как видом спорта.

Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски»; загадки о шахматных фигурах; д\и «Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», « Куча мала», «Чудесный мешочек», « Запретная фигура»

Шахматная доска с фигурами, квадрат 16х16, карандаш, графические изображения фигур, фотоальбом «шахматные короли»

Заключительный этап

Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам как виду спорта.

 

Комплект квадратов белого и черного цвета, пазлы с изображением шахматных фигур , шахматные фигуры , фотографии чемпионов мира по шахматам , загадки из «Шахматной шкатулки».

 

 

Перспективное планирование по реализации проекта «Шахматы детям»

Месяц

Тема

Задачи

Дидактическая игра,

игры - задания

Заучивание стихотворений

Сентябрь, Октябрь

1 неделя

«Шахматное королевство»

Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

 

«Шахматная доска и расстановка фигур»
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя 
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

 

2 неделя

«Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

«Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала».

 

 

3 неделя

«Удивительные клетки»

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

«Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».

 

 

4 неделя

«Шахматные фигуры»

Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

«Полна горница», «Прятки», «Что общего?».

 

Ноябрь

1 неделя

«Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

«Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики».

«Ладья»
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.

 

2 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

«На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки».

 

 

3 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

«Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».

 

 

4 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

«Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».

 

Декабрь

1 неделя

«Шахматная фигура Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

«Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ»

«Слон»

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

 

2 неделя

«Шахматная фигура Слон»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».

 

 

3 неделя

«Ладья против слона» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

«Восемь на восемь полей»

 

 

4 неделя

«Шахматная фигура Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

«На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».

«Ферзь»

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Январь

2 неделя

«Шахматная фигура Ферзь»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».

 

 

3 неделя

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

«Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок».

 

 

4 неделя

«Шахматная фигура Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

 

«Конь»
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок, 
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

Февраль

1 неделя

«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

 

 

 

2 неделя

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

 

 

 

3 неделя

«Пешка»

Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

«Чемпион», «Кто первый?»

«Пешка»

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

 

4 неделя

«Шахматная фигура Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

«На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».

 

Март

1 неделя

«Шахматная фигура Король»

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

«Поворот», «Задача направления».

«Король»

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

 

2 неделя

«Шахматная фигура Король»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

«Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок».

Разыгрывание положения 1 – 21.

 

 

3 неделя

«Шах»

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

 

«Шах и мат»

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы,

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

 

4 неделя

«Шах и мат»

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

 

 

Апрель

1 неделя

«Ничья и пат»

Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

 

 

 

2 неделя

«Рокировка»

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

 

«Рокировка»

Рокировку делай смело:

Шаг, ещё один шажок

Короля уводим в бок.

А теперь ладьёй шагаем,

Короля так прикрываем,

Чтобы он спокоен был –

Домик штабом послужил.

 

3 неделя

«Шахматная партия»

Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

 

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

 

4 неделя

«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий

 

 

Май

1 неделя

«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка»«детский мат».

 

 

 

2 неделя

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями«шахматные» часы, «время, отведенное на партию»«контроль времени».

 

«Шахматные часы»

А еще нужны часы нам,

Чтобы время узнавать,

Не успеешь мат поставить,

Значит можешь проиграть!

 

3 неделя

Шахматный досуг

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

 

 

 

4 неделя

Шахматный карнавал

Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.

 

 

 

Список литературы:

И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких»

Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»

Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа

Интернет-ресурсы:

Обучающий

курс для начинающих

шахматистов и игра в шахматы онлайн

:

[сайт] URL: 

http://www.chess-master.net/articles/3.html

;

Шахматы

: [сайт] URL:

http://www.shahmatik.ru/

;

Шахматная библиотека

:

[сайт] URL:

http://webchess.ru/ebook/

.

 

Приложения

«СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ»

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий,сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

 

 

ДЕТСКИЕСТИХИ-ЗАГАДКИ О ШАХМАТАХ

 

Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь…

(мат)

 

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Королю объявлен…

(Шах)

 

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -…

(Король)

 

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…

(Слон)

 

Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным…

(Канем)

 

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -…

(Пешка)

 

Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный…

(Пат)

 

Иногда король с ладьёй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…

(Рокировкой)

 

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

(Пешка)

 

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок.

(Ферзь)

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×