Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

проект "Сказочный мир театра" | Кангина Любовь Владимировна. Работа №209980

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кангина Любовь Владимировна
Проект предназначен для работы с детьми с ментальными нарушениями. Целевая задача проекта "Формирование социального поведения посредствам театральной искусво терапии."

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

« Формирование социального поведения с использованием театральной искусство терапии в реабилитации детей с ОВЗ».

 

( «СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА».)

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель:

Кангина Любовь Владимировна

 

 

Москва, 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

1. Анализ ситуации…………………………………………..........................5 стр.

2. Обоснование проблемы…………………………………………………...8 стр.

3. Цель и задачи проекта…………………………………………………….9 стр.

4. Адресная направленность проекта………………………………….......10 стр.

5. Ожидаемые результаты………………………………………………….11 стр.

6. Способы достижения результата (этапы проекта)……………………..13 стр.

7. Ресурсное обеспечение проекта………………………….......................14 стр.

8. Управление и контроль за реализацией проекта………………………14 стр.

9.Устойчивость проекта……………………………………………………15 стр.

10. Практика реализации аналогичных проектов………...........................16 стр.

11. Заключение…………………………………...........................................18 стр.

12. Список литературы…………………………………………………......20 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Календарный план реализации мероприятий проекта

Приложение 2. Бюджет проекта

Приложение 3. Финансово-экономическое обоснование проекта

Приложение 4. Документы и материалы, созданные в ходе разработки и реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные социокультурные и экономические условия в нашей стране обуславливают необходимость социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество, овладения ими навыков социального поведения, конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в окружающей социальной среде.

Настоящий Проект предназначен для организации работы по созданию условий формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ОВЗ в условиях центра содействия семейного воспитания на примере ГКУ ЦССВ «Юнона».

Целевая группа Проекта дети с ментальными нарушениями в возрасте от 12 до 17 лет, имеющие умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, проживающие в ГКУ ЦССВ «Юнона».

Проект рассчитан на 1 год реализации и осуществляется в 3 этапа.

Содержание и направления работы в рамках проекта по формированию социального поведения у детей с ментальными нарушениями с использованием искусствотерапии, заключаются в следующем:

- систематическое развитие всех сторон речи, акцентирование внимания на ознакомлении детей, имеющих ментальные нарушения, с окружающим социальным миром и взаимоотношениями людей в этом мире, а также разъяснение детям смысла нравственной ценности и справедливости, моральных правил на основе предвосхищения предполагаемых поступков;

- формирование у детей ориентира на эмоциональное состояние сверстника, учет его интересов при выборе конкретного поступка в реально складывающихся ситуациях на основе эмпатического отклика на его переживания;

- развитие у детей с ОВЗ способности к волевым усилиям при выполнении правил социального поведения;

- взаимосвязь в работе специалистов, осуществляющих реабилитационную (абилитационную) деятельность, и родителей, создание атмосферы сотрудничества и доверия между взрослыми и детьми.

Технологическим средством формирования социального поведения в Проекте является специально организованная театральная деятельность детей по трем модулям: «Познаю мир через театр» (театральные технологии социального взаимодействия в семье), «Весь мир - театр» (театральные технологии социального взаимодействия в ЦССВ), «Мир без границ» (театральная искусствотерапия в социуме).

Уникальность Проекта заключается в разработанных при обследовании детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью задач к применению игр по четырем уровням их развития. При данном подходе выполняются принципы дифференциации и развития, лежащие в основе отправных теоретических положений диагностики.

Однако некоторые стандартизированные игровые методики используются с определенными ограничениями и нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации.

Основным системообразующим фактором содержания Проекта выступило понятие «социальное поведение» ребенка под которым подразумевается не только приспособление или компенсация тех или иных видов недоразвитий личности, сколько активное преодоление и достижение максимально возможного для каждого воспитанника ГКУ ЦССВ «Юнона», уровня личностной самоактуализации. При условии реализации данного Проекта мы рассчитываем получить результат, направленный на приобретение у реабилитантов - участников Проекта нового социального и ролевого опыта, роста уровня сформированности социального поведения на 5%.

1.Анализ ситуации

Формирование социального поведения в Проекте рассматривается как закономерный процесс коммуникации, в котором происходит взаимное влияние людей друг на друга и связан с освоением системы знаний, норм и ценностей (Г.М. Андреева, Л.А. Петровская и др.). [1]

Проблема социализации детей с ОВЗ была предметом социальных, педагогических, психологических и дефектологических исследований. Педагогические, психологические и социальные проблемы социализации детей как ключевой составляющей реабилитации рассматривались в работах Э.М.Александровой, В.Л.Багрицкого, С.А.Беличевой, Н.Б.Берхина, Л.С.Волковой, Л.М.Кобриной, Р.И.Лалаевой, М.И.Никитиной Н.М.Назаровой, Г.Н.Пенина. Вопросы социализации ребенка ОВЗ в семье рассматриваются в работах ЮЛзарова, В.Г.Бочаровой, Э.К.Васильевой, Б.Д.Корсунской, Г.М.Ильиной, Л.М.Шипицыной. Данные труды выявляют специфику и основные проблемы развития личности особенного ребенка, раскрывают реабилитационный и коррекционный потенциал формирования социального поведения, обосновывают роль семьи в системе социальных институтов интеграции личности - инвалида. [5]

Теоретический анализ показал, что в специальной педагогике исследованы лишь отдельные аспекты развития навыков социального поведения у детей с умственной отсталостью (Е.Е. Дмитриева, Э.А. Евлахова, Ж.И. Назамбаева и др.). [20]

Актуальной заявленная проблема является в отношении подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Это связано с тем, что у таких реабилитантов обнаруживаются большие трудности в установлении отношений между самими сверстниками, ближайшим окружением, в семье и социальной среде. Ограниченные возможности речевой коммуникации, часто характерные для детей данного контингента, сопровождаются снижением когнитивного, аффективного и волевого развития.

Восприятие этических понятий у них недостаточно четкое и полное, является конкретным и упрощенным, имеет направленность в первую очередь, преимущественно на себя, нравственные суждения нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны [5].

Круг таких проблем оставляет свой след на поведении ребенка-инвалида, его отношениях с окружающими и в других сферах жизни, создавая определенные «барьеры» на пути к адаптации и интеграции в общество.

Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей с ментальными нарушениями, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, доступная для восприятия детей. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, включать также и социально-бытовую ориентацию, социально-педагогическую и социально-психологическую реабилитацию, с учетом использования театральных технологий.

Успешному разрешению многих вопросов, в рассматриваемом контексте, служит использование театральных технологий в реабилитации детей с ментальными нарушениями. Терапия детей с ОВЗ требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством театральной деятельности дает ребенку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребенок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Арттерапию в лечении больных применял еще Джон Лэнгдон Хэйдон Даун (1828-1896 гг.) – ученый впервые описавший синдром Дауна и назвавший его «монголизм». По мнению доктора Дауна наиболее эффективный результат дает комбинация четырех факторов: медицинского ухода, окружающей среды, включающей обучение, физическое развитие, формирование правильного поведения, основанного на принятых в обществе этических нормах: «Пациента необходимо спасти от его изолированной и одинокой жизни, поместив в среду равных ему. Он должен находиться в окружении искусства и природы, положительно влияющих на него, делающих его жизнь приятной, расширяющих кругозор и стимулирующих его мыслительную деятельность».

Джаун придавал большое значение художественному воспитанию своих подопечных. Он отмечал склонность их к актерскому искусству. В его приюте был основан театр , где актерами были не только больные , но и все служащие.

Сегодня такое понятие как искусствотерапия ни для кого не ново, как в нашей стране, так и за рубежом. Различные театры, студии, площадки работают с людьми с ОВЗ.

Равные возможности для всех – таков девиз нашего времени.

Понятие «игровые педагогические технологии», по мнению Г.М. Казаковой, Е.В. Калмыковой [1] включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных театрализованных игр. Анализ практического опыта показывает, что такие технологии помогают детям и подросткам раскрепоститься, у них развивается уверенность в себе, а ситуации успеха, создаваемые ими, позволяют лучше взаимодействовать в социуме, как с ровесниками, так и с взрослыми.

В научных работах ученых (Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок, О.А. Степанова и др.) подчеркивается несомненное достоинство использования игровых технологий в специальной педагогике. [3]

Театральные технологии позволяют ребенку с умеренной и тяжелой умственной отсталостью быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, создают условия для осуществления множества социальных проб.[20] Развивающие возможности театральной искусствотерапи в овладении подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыков социального поведения достигается посредством разумной организации разносторонней театрально-игровой деятельности, доступной каждому реабилитанту, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых занятий, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Обобщение позиций исследователей (Г.В. Гуровец, Я. Я. Ленок, Ю.В. Мозжалова и др.) позволяет выделить ряд составляющих игровых технологий, направленных на развитие навыков социального поведения у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: игровую деятельность как дидактическую основу, психолого-педагогические условия (создание игровой среды, системное построение каждого игрового занятия, единство репродуктивной и продуктивной деятельности воспитанников), приемы, гарантирующие результативность использования данной технологии [3].

Навыки социального поведения у подростков данной группы развиваются, как правило, в их совместной деятельности и являются условием ее эффективного выполнения. В такой деятельности подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью постигают этические нормы, опыт межличностных отношений, учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Опыт апробации Проекта в условиях ГКУ ЦССВ «Юнона» показывает, что данные технологии в реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, успешно реализуются в коррекционно – реабилитационном пространстве учреждения в форме театральных занятий. Алгоритм организации театральной технологии предполагает определенную последовательность действий, операций специалиста по отбору, разработке, подготовке театрализованных игр, включению реабилитантов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.

2. Обоснование проблемы и проектного способа ее решения

Формирование социального поведения у детей с ментальными нарушениями является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Мы используем термин «социальное поведение», говоря, что социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим социальным миром. [1]

Вследствие ограниченных возможностей здоровья у детей с ментальными нарушениями отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения, проявляющихся в несвоевременности, фрагментарности развития, в обедненности коммуникативного опыта, эмоционального реагирования и недостаточной произвольности их поведения.

Игровая деятельность являясь, по сути, основным видом деятельности ребенка, является одной из важных форм реабилитации, через которую осуществляется влияние на все основные категории жизнедеятельности (общение, передвижение, контроль над своим поведением, самообслуживание и т.д.). [3]

К сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет программ формирования социального поведения с использованием искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями. Таким образом, разработка Проекта, является одной из важнейших задач реализации прав личности детей с ментальными нарушениями.

Новизна Проекта заключается в обосновании сущности социализации и интеграции в общество ребенка-инвалида как процесса освоения личностью основного репертуара социальных ролей, воспроизводства социокультурного опыта путем использования игровых технологий в реабилитационном процессе.

3. Цель и задачи проекта:

Цель: создание условий для формирования социального поведения с использованием театральной искусство терапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями.

Задачи:

- систематизировать и обобщить данные мониторинговых исследований за 2017/2018 г.г., позволяющих определить уровень социального поведения воспитанников на момент реализации Проекта;

- повысить уровень компетентности специалистов по вопросам формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями в рамках проведения методических объединений Центра;

- организовать проведение комплекса театральных занятий по трём модулям проекта в четырех группах;

- обобщить и распространить опыт работы по Проекту (проведение мастер-классов, семинаров, публикация методических материалов);

- опубликовать опыт работы на сайте учреждения.

4. Адресная направленность проекта

В реализации проекта принимают участие: администрация ГКУ ЦССВ «Юнона», методист, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог-организатор, 12 воспитателей, 9 родителей, драматическая студия лицея № 2010 «Волшебный мир театра» режиссер студии и 10 студицев.

Целевая группа: 10 детей-инвалидов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в возрасте от 12 до 17 лет, проживающих в ГКУ ЦССВ «Юнона».

В ГКУ ЦССВ «Юнона» дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью занимают 92 % от общего количества воспитанников. Все участники Проекта имеют сочетанную патологию психофизического развития (детский церебральный паралич, нарушение слуха, тяжёлое нарушение речи, в отдельных случаях анартрия, детский аутизм, психопатия), что значительно усугубляет выраженность основного, интеллектуального дефекта. У подростков данной категории медленно (с запаздыванием на 5 – 7 лет) развиваются понимание и использование речи. Часто речь сопровождается различными дефектами. Словарный запас беден, он состоит либо из часто употребляемых в обиходе слов и выражений, либо из звукокомплексов и звукоподражаний, которые зачастую невозможно идентифицировать как звуки родной речи.

5. Ожидаемые результаты проекта и показатели оценки его эффективности:

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

Краткосрочные:

- создание условий для формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями;

- у детей-инвалидов, участников Проекта не менее чем на 30% будут сформированы базовые навыки социального поведения в соответствии с уровнем развития;

- повысится интерес и активность не менее 20% родителей к участию в совместной деятельности по формированию социального поведения с использованием игровых технологий в реабилитации детей;

- повысится не менее чем на 25% уровень компетентности специалистов по вопросам формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями;

- организованы и проведены комплексные театральные занятия по трём модулям проекта в четырех группах;

- опубликован опыт работы на сайте учреждения и в других медийных источниках.

- Долгосрочные:

- реализация Проекта в работе с вновь приходящими реабилитантами;

- потребность у специалистов учреждения в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми по формированию социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей.

- увеличение показателей по развитию социального поведения у детей с ментальными нарушениями: первичных представлений о себе в окружающей среде, элементарных навыков самообслуживания, элементарных навыков общения;

- создание пакета информационно-методических материалов и документации проекта;

- организация сетевого взаимодействия с другими учреждениями социального обслуживания г. Москвы по вопросу формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями.

Для оценки эффективности проекта мы использовали мониторинг «Социальное поведение» (Приложение 4). Данный мониторинг позволит выявить актуальный уровень сформированности социального поведения и зону ближайшего развития каждого ребенка, а также дифференцировать игровые технологии по 4-м уровням развития (1-ый самый низкий, 4-ый – самый высокий).

Первый, самый низкий уровень развития. Дети данного уровня очень зависимы от посторонней помощи и работа с ними направлена в большей степени на развитие ощущений, предметных манипуляций, на формирование интереса к какой-либо деятельности. Дети 2-го уровня развития более активны, проявляют кратковременный интерес к деятельности, у них в большей степени сформированы моторные функции. У детей 3-го уровня хорошо сформированы социальные потребности и мотивация игровой деятельности. Они активно воспринимают помощь специалиста и стараются организовать собственную деятельность. 4-ый уровень развития предполагает у ребенка сформированную мотивацию игровой, трудовой и учебной деятельности, способность выполнить задание по образцу, устной инструкции.

Кроме того, в Проекте будут зафиксированы наблюдения специалистов за реабилитантами, принимающими участие в спортивно - развлекательных, творческих общегородских, районных мероприятиях, что также способствует развитию навыков социального поведения у детей данного контингента (Приложение 4).

Таким образом, в результате реализации проекта у ребенка с ментальными нарушениями произойдет изменение в восприятии своего собственного «Я», окружающей действительности, сформируется социально приемлемое поведение, что, несомненно, будет способствать успешной интеграции в изменяющийся социум.

6. Способы достижения результатов и описание планируемых работ, мероприятий:

Проект осуществляется в 3 этапа:

1 этап - организационно-аналитический - сентябрь - октябрь 2017 года.

Цель: Проведение организационных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий реализации Проекта.

1. Формирование творческой (рабочей) группы исполнения Проекта.

2. Разработка Проекта, обсуждение и принятие его на методическом объединении специалистов.

3. Выявление уровня социального поведения реабилитантов по мониторингу «Социальное поведение».

4. Повышение уровня компетентности специалистов по вопросам формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с ментальными нарушениями в рамках проведения методических объединений Центра.

5.Информировать родителей о внедрении Проекта.

6. Комплектация и разработка пакета методических документов по реализации Проекта.

7. Методическое обеспечение реализации Проекта.

2 этап - практический, адаптивно - внедренческий - октябрь 2017 г. - апрель 2018 г.

Цель: создание единого реабилитационного пространства и благоприятной среды, посредством осуществления системного и индивидуального подходов при проведении комплекса театральных занятий, направленных на формирование социального поведения у подростков с ментальными нарушениями.

1. Апробация 3-х модулей Проекта по направлениям: «Познаю мир через театр» ( искусствотерапия как способ социального взаимодействия в семье), «Весь мир - театр» (игровые технологии социального взаимодействия в ЦССВ), «Мир без границ» (театральная терапия социального взаимодействия в социуме) в четырех группах.

2. Информирование родителей о конструктивных формах общения с ребенком, расширение знаний о методах формирования социального поведения через использование искусствотерапии .

3. Сбор, анализ и обсуждение результатов практического этапа реализации проекта в творческой (рабочей) группе, на методическом объединении специалистов ЦССВ. Доработка Программы.

3 этап - заключительный, результативно - обобщающий - проверка эффективности Проекта - май 2019 гг.

Цель: подведение итогов реализации Проекта. Оценка эффективности.

1. Анализ мониторинга социального поведения реабилитантов, участников Проекта.

2. Представление результатов внедрения Проекта на методическом объединении специалистов ГКУ ЦССВ «Юнона».

3. Трансляция опыта реализации Проекта на Школе передового опыта ГАУ ИДПО ДТСЗН.

4. Подготовка материалов для размещения на сайте ГКУ ЦССВ «Юнона», в печатном издании.

7. Ресурсное обеспечение проекта

Для выполнения проекта ГКУ ЦССВ «Юнона» обладает необходимым кадровым потенциалом. Кадровый состав творческой (рабочей группы) Центра более чем на 90% укомплектован сотрудниками с высшей квалификационной категорией. Кадровый потенциал учреждения позволяет проводить проектную деятельность на основе современных тенденций зарубежного и отечественного опыта.

8. Управление и контроль за реализацией проекта

Управление и контроль за ходом реализации проекта и организационное обеспечение достоверности полученных результатов осуществляет творческая (рабочая) группа реализации проекта. В задачи творческой (рабочей) группы входит: координация мероприятий, проводимых в рамках проекта; анализ мониторинга; утверждение и оценка информационно-методических материалов, а также анализ и оценка предложений участников реализации Проекта по оптимизации использования кадровых, материальных и других ресурсов; аналитическая оценка сводных отчетов о результатах деятельности. Достоверность промежуточных и итоговых результатов достигается и подтверждается путем использования методов статистической обработки.

9. Устойчивость проекта

Формирование и развитие навыков социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, представленные в Проекте, могут быть включены в программу «Воспитание и социализация детей с ментальными нарушениями» ГКУ ЦССВ «Юнона». Успешно адаптированные методические материалы Проекта могут служить основой для создания собственных проектов специалистов с учетом потребностей и особенностей, как отдельного ребенка, так и всей группы в целом, а также помогут сотрудникам использовать наиболее эффективные средства, методы и приемы коррекционно-развивающей и реабилитационной среды.

По окончании реализации Проекта деятельность по его направлениям также будет развиваться с помощью волонтеров. В целях сохранения и расширения достижений данного проекта предполагается долгосрочная деятельность с Благотворительными фондами: «Маленькие таланты», «Взгляд ребенка», «Волонтеры - детям сиротам» и др.

В последующие годы мы планируем продолжить работу в данном направлении и приложим все усилия на улучшение и усовершенствование методической и материально-технической базы.

10. Риски проекта

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска (таб.1)

Таблица 1

Оценка рисков

№№

Описание рисков

Описание путей минимизации риска

1

Устойчивые стереотипы специалистов в работе по теме Проекта

Повышение квалификации специалистов посредством проведения методических объединений по теме Проекта

2

Увеличение трудовой нагрузки на специалистов

Оптимизация работы с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью посредством использования предметно-развивающей и игровой среды в рамках основной деятельности

3

Низкая мотивация родителей при участии в мероприятиях Проекта

Взаимодействие с родителями через организацию консультативной работы (очной и дистанционной).

 

11. Практика реализации аналогичных проектов

Формирование социального поведения у детей с ментальными нарушениями в разных странах организовано по-разному.

Так, например, в Англии с 1970 года для детей с тяжелой умственной отсталостью существуют специальные классы, школы, тренировочные центры. Дети с наиболее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых учреждениях, часть из которых являются частными и платными. Обучение детей в специальных учреждениях начинается с 5 лет по индивидуальным программам. В младшем возрасте обучение направлено на сенсорное, речевое развитие, отработку навыков самообслуживания. В старшем возрасте дети обучаются выполнению различным трудовым операциям. И на протяжении всего обучения у детей постоянно отрабатываются алгоритмы социальных форм поведения в разных ситуациях.

В Германии для обучения детей с умственной отсталостью созданы реабилитационно-педагогические учреждения трех типов: специальные школы, дневные центры и дома с длительным пребыванием в них воспитанников. Дети, не требующие постоянного врачебного контроля и лечения, и владеющие навыками самообслуживания и гигиены, обучаются в школах и дневных центрах с учителями, имеющими общепедагогическое и специальное педагогическое образование. Воспитанники с крайне тяжелыми нарушениями и психическими заболеваниями находятся в домах длительного пребывания.

Интересен опыт Польши, где работают «школы жизни» для детей с нарушениями интеллекта, которые имеют свой учебный план и программу обучения. Учебный план включает в себя: самообслуживание и ориентировку в окружающей среде, родной язык, математику, изобразительную деятельность, музыку и ритмику, физическую культуру, ручной труд и подготовку к производительному труду. В учебном плане обязательно предусмотрено проведение индивидуальной работы, включающей логопедические занятия, корригирующую гимнастику и т.д.

В России дети с ментальными нарушениями до 1990-х годов проживали в основном в детских домах-интернатах, занимались с детьми учителя, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению.

В 1990-е года в России были внесены изменения в федеральный закон «Об образовании» (1991г), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов. Появились новые правительственные документы - Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено Правительством Российской Федерации 12 марта 1997 г. № 288) и проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999). В Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» во главу угла поставлено решение проблемы разработки, и внедрения комплекса мер по решению проблемы социальной исключённости уязвимых категорий детей. [1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект апробирован в ГКУ ЦССВ «Юнона» в 2018/2019 уч. году. В рамках Проекта изучались социально-средовые условия для накопления социального опыта реабилитантов и условия формирования навыков социального поведения с использованием театральной искусствотерапии в реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

При реализации Проекта созданы необходимые условия для формирования социального поведения с использованием театральной искусствотерапиив реабилитации детей с метальными нарушениями: разработан план реализации Проекта по основным направлениям деятельности; организовано обучение и методическое консультирование 12 специалистов; проведены консультации для 9 родителей; проведен анализ эффективности Проекта, организована трансляция опыта. Средний уровень сформированности социального поведения подростков по показателям мониторинга «Социальное поведение» возрос с 17 % до 22,5 %.

В ходе Проекта апробированы три модуля с комплексом 24 игровых занятий в четырех группах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по четырем уровням их развития.

В работе с 8 подростками четвертого уровня развития работа строилась на расширении и обобщении у детей базовых умений и навыков социального характера, формирования навыков социального поведения.

В работе с 4 подростками третьего уровня развития стратегия работы основывалась на накоплении опыта и средств взаимодействия с взрослыми, сверстниками при выполнении игровых действий.

В работе с 4 детьми второго уровня развития основным в работе являлось уточнение представлений о себе, формированию элементарных жизненных умений в различных ситуациях.

В работе с 4 детьми первого уровня развития деятельность осуществлялась по формированию элементарных представлений о себе, а также ближайшем социальном окружении и средствах взаимодействия с другими людьми через близкого взрослого.

Оценка эффективности реализации Проекта при проведении запланированных мероприятий и степень удовлетворенности участников Проекта составили 75%.

Творческая (рабочая) группа Проекта, признала опыт работы полезным и необходимым.

Таким образом, реализация Проекта дала положительную динамику у всех подростков-участников проекта и позволила осуществить формирование навыков социального поведения с использованием искусствотерапии в реабилитационном процессе учреждения.

Полная реализация проекта предполагается в 2019/2020годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.122008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.022014 №2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». 14.04.2014, №15.

Федеральн

ый закон от 28.12.2013 №442 ФЗ «

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

»

.

Приказ Министерства труда и социальной защиты

РФ от 29 декабря 2012 г. N 650 «

Об утверждении плана

мероприятий («дорожной карты») «

Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслужив

ания населения (2013-2018 годы)».

Постановление Правительства Москвы от 26.12.2014 г. №829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве».

Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" (с изменениями на 24.12.2014).

Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (с изменениями на 26.12.2014).

Закон г. Москвы от 26.10.2005 № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

Устав

ГКУ ЦССВ «Юнона»

(утвержд

ен приказом ДТСЗН г

осквы от 02.10.2015

г. №

956 «

Об утверждении Устава Государственного

казенного учреждения города Москвы Цен

тра содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

).

Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья.: Учебник

од редакцией Н.Степановой, К.

Вовиенко

.-М.: Издательство «Academia»,2014.

Аргунова

Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации // Наука и образование. 2009. №1. С. 109 – 115.

Б

гажно

ко

ва

И.М. Обучени

е

детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы: «ВЛАДОС», 2007.- 181с.

Баряева

Л.Б., Зарин А.П. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития», СПб: РГПУ

им.А.И.Герцена

, «Союз», 2001 г

Баряева

Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры

с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - 1. – С. 57 – 58.

Баряева

Л.Б.,

Гаврилушкина

О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –

Спб

.: Союз, 2001. – 320 с.

Белух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. Учебное пособие /Под

общ

ед

. С.М. Белух. СПб

.,

2007.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб

.,

Лань, 2003.

Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.

М., Секачев В., 2008.

Граборов

А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.,

Классикс

Стиль, 2005.

Ершова О.А. Методические рекомендации по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. – Петрозаводск, ПИН, 2014.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание.

– М.: Просвещение, 2003. – 284

c.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А.

Коррекционно-развивающее обучение

и воспитание. Программа дошкольных образовательных

учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с. 

Забрамная

С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М., В.Секачев, 2012.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.

СПб

.,

Речь, 2007.

Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство. Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов

од ред. Л.М.

Шипицыной

. М., 2006.

Кузьмина Е.А., Чайкина С.Е., Цветкова Е.Г. Инновационные технологии социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Актуальные вопросы комплексной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- СПб

.,

2014.

Киреева М.Е. (

Баблумова

М.Е.). Психолого-педагогические условия работы с семьями, имеющими детей с интеллектуальными нарушениями. / М. Е. Киреева //Педагогика и психология. Вестник Череповецкого государственного университета. – Череповец, 2010. – №3 (26).- С. 20 – 23 (0,1 п.

л

.).

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.

Вераксы

, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Мозаика-Синтез, 2013.

Мамайчук

И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

– СПб

.,

Речь, 2008.

Обучение детей-инвалидов в условиях

X

-

XII

классов «Особый ребенок

» к

оррекционных школ

VIII

вида. / Составитель АНМЦ Развитие и коррекция. – М., 2013.

Программа

«Особый ребенок»: Социальная реабилитация детей-инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов (

5-9 классы). /

Составитель АНМЦ Развитие и коррекция. – М., 2008.

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью./ Под ред. Л.Б.

Баряевой

. – СПб

.,

ЦДК, 2011.

Программа социальной реабилитации детей-инвалидов 15-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (отделение социально-трудовой реабилитации). / Составитель АНМЦ Развитие и коррекция. – М., 2009.

Шилова Т.А. Диагностика

психологической

дезадаптации

детей и подростков. –

М.,

Аврис

ПРЕСС, 2004.

Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме. – М., АРКТИ, 2011.

Электронные ресурсы:

Власова И.Н..

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

.

Режим доступа:

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library

,

ispolzovanie-igrovoy-tehnologii-pri

.

Никольская О.С.

.

Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никольская О.С.,

Баенская

Е.Р.,

Либлинг

М.М.

2012.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

.-

ЭБС «

IPRbooks

»

.

Глухов, В. П. Специальная педа

гогика и специальная психология

: учебник для

академического

бакалавриата

/ В. П. Глухов

. - 2-е изд.,

испр

. и доп. - М.

: Издат

ельство

Юрайт

, 2017.

(Серия

:

Бакалавр.

Академический ку

рс).

- ISBN 978-5-534-01037-4. - Режим доступа

:

www.biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9- B639-A5249687C614.

Интернет-ресурсы

Министерство труда и социальной защиты РФ

http://www.rosmintrud.ru

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

http://www.dszn.ru

Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики по г. Москве

http

://

moscow

.

gsk

.

ru

Сайт ГБУ ЦССВ «Юнона»

http://

gku

-

cssv

-

unona

.

ru

/

Даунсайд Ап — помощь детям с синдромом Дауна

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×