Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОЕКТ "СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА" | Никитенко Екатерина Владимировна. Работа №273951

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Никитенко Екатерина Владимировна
Проект экспериментальной деятельности дошкольника.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 95» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

«СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г

 

 

Пояснительная записка

 

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС ДО появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

 

Цель экспериментального обучения:

экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

         -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

 

Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 

Сроки проекта:

 

 Проект рассчитан на неделю для детей подготовительной группы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в день по 30 минут.

 

 

 

Форма работы:

 

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2.Создание единого инновационного пространства.

3.Чёткое выполнение поставленной задачи.

4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.

 

 Предполагаемые результаты:

 

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

 

         1 этап  Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап Разработка календарно-тематического плана работы с детьми на неделю.

  3 этап  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический; различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

 

 

Работа с родителями:

 

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-ознакомление родителей с результатами в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных информационного материала для родителей в рамках проекта.

 

Формы сотрудничества с родителями:

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

 

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ:

-Наглядная информация

-Обмен опытом

 

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе:

 

Понедельник:

БЕСЕДА: « ЗНАКОМСТВО С СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «

 

Вторник:

БЕСЕДА: «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ЦВЕТОВОЙ СПЕКТР ГАММЫ»

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «

Среда:

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МИР В ЛАДОШКЕ»

ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ

Четверг:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИПЕ СТОРОН СВЕТА»

СОЗДАНИЕ МАКЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Пятница:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «РАКЕТЫ НА СТАРТ»

ДОСУГ-РАЗВЛЕЧЕНИЕ: « ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

ВЫСТАВКА РАБОТ «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»

 

 

 

 

Литература

 

Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.// Собр. соч. – М., 1984.Т

Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, НПЦ «Эксперимент», 2005 - 176 с.

Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 2004.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 2000.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

В ходе краткосрочного проекта нами были достигнуты все поставленные цели и задачи.

Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

 более глубокое усвоение предметного содержания;

высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

развитие творческого мышления;

большое количество идей, их глубина, оригинальность;

эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную     деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×