Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект в гражданском образовании | Еременко Ирина Ивановна. Работа №267357

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Еременко Ирина Ивановна
 В статье рассматривается роль технологии проектирования в становлении гражданских качеств обучающихся на примере работы над проектом "Память и памятник".

 

Проект в гражданском образовании
(Из опыта работы учителя истории МБОУ СОШ №31 г.Владимира И.И.Еременко)
Определение гражданина как человека свободного и ответственного предполагает наличие у него такой значимой компетенции как умения осуществлять выбор. Причем этот выбор должен быть,
во-первых, не навязанным извне, а активным, осознанным, самостоятель-ным;
во-вторых, компетентным, т.е. основанным на знаниях, опыте;
в-третьих, нравственным, а значит, несущим не столько личную выгоду, сколько общественную пользу, либо сочетая их.
На формирование названных гражданских качеств нацелена одна из педагогических технологий – метод проектирования.
Главная задача любого проекта – формирование ключевых компетенций, которые внешне, как правило, проявляются в форме умений и навыков (рефлексивных, поисковых, менеджерских, коммуникативных, презентационных и других); именно тех умений и навыков, которые помогают социализации школьников.
Ведущими умениями и навыками в ходе проектирования, думается, можно назвать поисковые и рефлексивные. Если они будут сформированы, то будут развиваться и другие умения и навыки: например, невозможно, проводя продуктивно поиск, не вступать в коммуникативную деятельность, не проявлять менеджерские способности; если произошел процесс рефлексии, то и презентационные умения и навыки раскроются более ярко.
Работа над проектом требует индивидуального, личностного подхода, поэтому метод проекта способствует персонализации обучения как на уровне планирования и работы над проектом, так и на оценочном уровне. Школьная отметка – грубый инструмент. Разные возрастные группы учащихся ориентированы на различные стороны оценки их деятельности: для детей 1-5 классов главной является похвала взрослых, для подростков – одобрение сверстников, для старшеклассников – самооценка. Поэтому дополнительные задачи проектирования видятся в:
интеграции качественной и количественной составляющих оценки,
перевод внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку,
рост ответственности, а, значит, и активности, самостоятельности учащихся, что способствует непрерывности самообразования,
развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, формирование их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных, компетентных и ответственных решений, словом, становлению достойного гражданина своей страны.
В качестве практического примера достижения названных целей и задач можно предложить пример работы над долгосрочным информационным проектом Память и памятник, выполненный учащимися 9–го класса как дани почтения защитникам Отечества в канун празднования юбилея Победы.
Целью проекта стало создание справочного пособия с его дальнейшем размещением на сайте школьного музея. Среди основных задач можно отметить:
развитие поисковых и исследовательских навыков и умений (поиск информационных каналов, умение самостоятельно генерировать идеи, выдвигать гипотезы; работа с библиотечными каталогами, анализ источников и историографии, систематизация и обобщение данных; умение составления, проведения и обработки соц. опроса; актуализация и обоснование выбора темы, видение практической значимости и востребованности итогового продукта и др.);
развитие коммуникативных умений (работа в группе, диалоговый стиль общения, ведение бесед, дискуссий, интервьюирование, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, т.д.);
закрепление навыков оценочной деятельности (коллективной, индивидуальной, самооценки) и рефлексии (осмысление задач и методов работы; умения объективной конструктивной самооценки);
совершенствование презентационных умений и навыков (монологического и диалогического публичного выступления, артистизм и т.д.).
Первым этапом в работе над проектом стало определение значимой проблемы, которая была бы интересна, посильна и оптимальна (соответствовала бы возрастным, культурным, индивидуальным особенностям ребят, профилю класса – социально-гуманитарный, содержанию предмета – история). Инициаторами темы стала группа одноклассников- активистов школьного мемориального музея Героя советского союза С.Д.Василисина.
Следующим этапом стала работа по актуализации и сбору информации. На этом этапе ученики самостоятельно разбились на группы по 4-5 человек, конкретизировав тему (например, Братская могила, Камень Дружбы, Памятник героям ВОВ в д.Семязино, Музеи боевой славы, Улицы, названные в честь героев и т.д. Отрадно, что учащиеся подошли к широкому пониманию проблемы Память и памятник, не ограничившись рассмотрением только примерами монументального искусства.
В итоге были выделены три основных направления:
1)памятники, монументы, мемориалы;
2)музеи боевой славы;
3)улицы города, носящие имена героев ВОВ.
Были определены лидеры групп, распределены обязанности (информационная подгруппа – сбор сведений из различных источников: краеведческая литература, СМИ, беседы, интервью, проведение социологических опросов, экспедиции, посещения мемориальные музеев и музея боевой славы г.Владимира ( в т.ч. школьные), к памятным местам, по улицам, названным в честь героев ВОВ и т.д.; оформительская подгруппа – поиск наглядных материалов, дизайн, печать фотографий и материалов поиска;
презентационная подгруппа - подготовка к презентации, а также разработка планов проведения классных часов, бесед с младшими школьниками и др. по заявленной теме).
Каждая группа подготовила свой портфолио, куда вошли паспорт проекта, материалы соц. опросов, бесед, экспедиций, фотоснимки и др., еженедельные планы и отчеты по ним, а также листы контроля по образцу:
Состав
группы
Ф.И.
Распред.
обязанн.
Оценка
группы
0–10б.
Самооценка
работы
0–10б.
Защита
проекта
0–20б.
Оценка
учителя
0–10б.
Итого
Петров
Иван _
Соц. опрос, беседа со
старожилами
д. Семязино
8
8
15
8
39
(Графы заполняются по мере прохождения этапов проекта).
Этап систематизации и оформления работы явился подготовкой к презентации и защите проекта, критерии которых были определены заранее. Роль педагога в ходе работы над проектом состояла в коллективном и индивидуальном консультировании, непосредственная же работа над проектом велась самими учениками: поиск, исследование, исправление собственных ошибок и т.д.
Таким образом, подобная технология способствует формированию гражданских качеств и гражданской позиции учеников.
Каким бы не был проект, главное требование к нему – творческий уровень целеполагания, предполагающий сформированность ключевых компетенций на уровне умений и навыков, основное предназначение которых видится в осуществлении самореализации личности с высокими гражданскими качествами. Такой высокий уровень сложности, сопряженный с личностным подходом, требует высокой квалификации учителя. Поэтому проектная технология позволяет не только осуществить рефлексию учащимся, но и педагогу, который, будучи свободным в выборе профессиональных методов, несомненно должен быть образцом высокой компетентности и нравственности. Не зря ведь народная мудрость гласит: Что посеешь, то и пожнешь.
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×