Проект в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ☼ | Чекменева Анастасия Викторовна. Работа №209078
Автор: Чекменева Анастасия Викторовна
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Проект в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта:
воспитанники средней группы;
воспитатели группы;
родители воспитанников;
Возраст детей: дети 4 -5 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный (6 недель)
Актуальность и значимость
В современном образовательном процессе не маловажным является вос-питание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, при- жаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В ре- зультате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие ду- ховно - нравственных качеств детей среднего возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
прошлое своей семьи;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
значение своей фамилии;
смогут полностью назвать свое имя и отчество;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам;
научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Продукт проектной деятельности:
- выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
- кулинарный альбом традиционных семейных блюд: «Мамины вкусняшки».
- показ презентации проекта «Моя семья и семейные традиции» на педагогическом совете, родительском собрании.
Объект проекта: процесс формирования личности дошкольников.
Предмет проекта: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.
Цель проекта:
- продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимо-действие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным тради-циям;
- создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «род-ные», «семья», «близкие».
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами род-ственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
6. Повысить качество отношений «семья - детский сад».
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный
Составить перспективный план проекта.
Опрос детей по данной теме.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать дидактические игры.
Подобрать иллюстрированный материал.
Подобрать художественную литературу по теме «Семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
Анкетирование родителей на тему: «
Семейные традиции
,
праздники
,
увлечения».
2 этап: Основной
Беседы:
«Для чего человеку семья?»,
«На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Семейные праздники»,
«Выходной день в моей
семье
»
,
«Для чего человеку дано имя»
(знакомство со свидетельством о рождении).
Проблемные ситуации:
«Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?»
,
«Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».
Ситуативная игровая образовательная деятельность «Моя семья».
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?»,
«Разложи по порядку»
(картинки людей
с учетом возрастных изменений).
Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин»
,
«Больница
»,
«
Праздник в доме»,
«Доч
ки - матери»,
«
Семья
»
,
«День рожденья»
.
Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Пальчиковая гимнастика:
«Моя
семья
»,
«Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники»
.
Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование: «Поможем маме постирать платочки», «Мама милая моя»,
«Моя семья»
Аппликация: «Испекла бабушка колобок», «Цветы для мамы».
Конструирование «Мой дом моя крепость».
Просмотр мультфильмов:
«Мама для мамонтенка»
,
«Кр
ошка Енот», «Цветик-
семицветик
».
Драматизация: «Петушок и бобовое зернышко»
, «Сказ
ка о глупом мышонке»,
«Гуси лебеди»
.
Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
Коллективный труд: «Мы помощники».
Экскурсия в мини музей ДОУ «Казачья хата».
Развлечение «Моя мама лучшая на свете».
Составление альбома «Что означают наши фамилии».
Дидактическая игра с родителями
«Корзина добрых дел»,
«Собери портрет из деталей».
Консультации для родителей:
«
Семья и семейные ценности
!»
, «Влия
ние семьи на развитие ребенка»
Рекомендации для родителей (буклет) «Тра
диции
: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные»
Памятка для родителей
«Чаще говорите детям…»
.
3 этап: Заключительный
Стенгазета на тему: «Моя Семья».
Презентация проекта «Моя семья».
«День открытых дверей».
Досуг «Я и моя семья».
Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье».
Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо».
Кулинарный альбом традиционных семейных блюд «Мамины
вкусняшки
».
Ожидаемые и полученные результаты:
Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспек-тивно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рожде-ния ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
При работе с детьми выявилась проблема. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родите-лей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и деду-шек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.