ПРОЕКТ "Веселые стишки - потешки".

Автор: Краснопеева Татьяна Александровна

 :ПРОЕКТ

«Веселые стишки -потешки»

 Тип проекта: эстетически - речевой

  Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги специалисты ДОУ.

    Цель проекта: Обогащение словаря ребенка, через жанр устного народного творчества –  «потешка».

   Задачи   проекта:

- Развитие речевого слуха ребенка, произношения отдельных звуков, слов, рифмуемых строк;

- дать первоначальные знания о народной культуре, через небольшие стишки, потешки;

- Воспитывать с помощью данного жанра устного народного творчества, такие качества как доброта, гуманность ко всему живому, эмоциональность, яркость мышления;

- Развитие мелкой моторики

   Сроки реализации проекта: в течении  2014 – 2015 года.

   Актуальность: Для малышей от года на первый план выходит развитие речи. Дети еще говорят мало, на своем детском языке, и для того, чтобы научиться говорить правильно, малышам необходимо как можно больше слушать речь взрослых,  именно здесь огромную помощь нам оказывают художественные произведения, а в особенности небольшие, легко запоминающиеся, стишки и потешки

    Потешка — это  жанр устного народного творчества.  Но потешку не просто рассказывают малышу, а ее выполняют. То есть, потешка -это симбиоз стихов и действий, которые маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Зачем же такие сложности и что они дают? Прежде всего, потешки  учат малышей понимать человеческую речь и выполнять различные действия,  движения, жесты, о которых говорится в потешке. Слова в потешке, хоть они и неразрывно связаны с действиями и жестами, все-же являются главными, они ведут за собой жесты. . Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать  ритмичность и плавность речи, ее  выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.                     Самых маленьких детей потешки обучают в процессе увлекательной игры с взрослым. Это именно слово взрослого дает команду, а малышам нужно под эту команду сделать какие-то действия, жесты.

    Говоря о  потешках нельзя оставить без внимания то что, потешка  - это народное творчество, это фольклор.  Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.

   Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур, именно поэтому уже в раннем детстве необходимо закладывать фундамент устного народного творчества.

   Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук  и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавится от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыш.

   Регулярное использование патешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

   Интеграция ОО по задачам и содержанию:

   Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

   Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

   Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.

   Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; искусства.

   Физическое развитие включает приобретение опыта в  видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

             Планируемая работа над изучением каждой потешки.

Области развития

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Социально – коммуникативное развитие

Общение со сверстниками, воспитателем

Общение со сверстниками, воспитателем

Общение со сверстниками, воспитателем

Общение со сверстниками, воспитателем

Познавательное развитие

 Познание мира вокруг нас, через потешки

Познание мира вокруг нас, через потешки

Познание мира вокруг нас, через потешки

Познание мира вокруг нас, через потешки

Речевое развитие

Чтение и разучивание потешки

Разучивание слов, звуков, фраз потешки

Разучивание потешки, используя помощь родителей

Самостоятельный рассказ потешки

Художественно – эстетическое развитие

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Физическое развитие

Разучивание движений

Выполнение движений

Выполнение движений

Выполнение движений, с куклой

 

 

                                   Тематический план

   Сентябрь

Проигрывание и изучение потешки «Ладушки».

Выпуск брошюры для родителей, ознакомление их с ней на родительском собрании.

   Октябрь

Раздача родителям брошюры.

Проигрывания и изучение потешки «Вот они сапожки».

Участие в праздновании «Покрова».

   Ноябрь

Проигрывание и изучение потешки «Водичка, водичка».

   Декабрь

Проигрывание и изучение потешки «Каша вкусная дымится».

Подготовка к  празднованию «Святого Рождества».

    Январь

Проигрывания и изучения потешки «Вот проснулись».

Выступление на празднике с потешкой о зиме с элементами движения. «Рождественские посиделки»

   Февраль

Проигрывание и изучение потешки «Ротик мой умеет кушать». Составление сборника потешек.

    Март

Проигрывание и изучение потешки « Кот на печку пошёл». Подготовка к празднованию «Маслинецы». Составление сборника потешек.

   Апрель

Проигрывание и изучение потешки «Это- ложка, это- чашка». Подготовка к празднованию «Святой Пасхи».

Пасхальная птешки. Составление сборника потешек.

   Май

Подготовка к празднованию «Святой Троицы». 

Проигрывание и изучение потешки « Солнышко, солнышко…». Составление и выпуск сборника потешек.

                                      Планируемый результат.

 

Дети

Изучение и выполнение потешек, проигрывание их  с игрушками, куклами.

Подготовка потешек к праздникам:  «Покров», «Крещение», «Масленица», «Пасха».

Прочтение потешек, не находящихся в тематическом планировании.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x