ПРОЕКТ "Веселые стишки - потешки". ☼
Автор: Краснопеева Татьяна Александровна
:ПРОЕКТ
«Веселые стишки -потешки»
Тип проекта: эстетически - речевой
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги специалисты ДОУ.
Цель проекта: Обогащение словаря ребенка, через жанр устного народного творчества – «потешка».
Задачи проекта:
- Развитие речевого слуха ребенка, произношения отдельных звуков, слов, рифмуемых строк;
- дать первоначальные знания о народной культуре, через небольшие стишки, потешки;
- Воспитывать с помощью данного жанра устного народного творчества, такие качества как доброта, гуманность ко всему живому, эмоциональность, яркость мышления;
- Развитие мелкой моторики
Сроки реализации проекта: в течении 2014 – 2015 года.
Актуальность: Для малышей от года на первый план выходит развитие речи. Дети еще говорят мало, на своем детском языке, и для того, чтобы научиться говорить правильно, малышам необходимо как можно больше слушать речь взрослых, именно здесь огромную помощь нам оказывают художественные произведения, а в особенности небольшие, легко запоминающиеся, стишки и потешки
Потешка — это жанр устного народного творчества. Но потешку не просто рассказывают малышу, а ее выполняют. То есть, потешка -это симбиоз стихов и действий, которые маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Зачем же такие сложности и что они дают? Прежде всего, потешки учат малышей понимать человеческую речь и выполнять различные действия, движения, жесты, о которых говорится в потешке. Слова в потешке, хоть они и неразрывно связаны с действиями и жестами, все-же являются главными, они ведут за собой жесты. . Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать ритмичность и плавность речи, ее выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса. Самых маленьких детей потешки обучают в процессе увлекательной игры с взрослым. Это именно слово взрослого дает команду, а малышам нужно под эту команду сделать какие-то действия, жесты.
Говоря о потешках нельзя оставить без внимания то что, потешка - это народное творчество, это фольклор. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур, именно поэтому уже в раннем детстве необходимо закладывать фундамент устного народного творчества.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавится от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыш.
Регулярное использование патешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Интеграция ОО по задачам и содержанию:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; искусства.
Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Планируемая работа над изучением каждой потешки.
Области развития | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Социально – коммуникативное развитие | Общение со сверстниками, воспитателем | Общение со сверстниками, воспитателем | Общение со сверстниками, воспитателем | Общение со сверстниками, воспитателем |
Познавательное развитие | Познание мира вокруг нас, через потешки | Познание мира вокруг нас, через потешки | Познание мира вокруг нас, через потешки | Познание мира вокруг нас, через потешки |
Речевое развитие | Чтение и разучивание потешки | Разучивание слов, звуков, фраз потешки | Разучивание потешки, используя помощь родителей | Самостоятельный рассказ потешки |
Художественно – эстетическое развитие | Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы |
Физическое развитие | Разучивание движений | Выполнение движений | Выполнение движений | Выполнение движений, с куклой |
Тематический план
Сентябрь
Проигрывание и изучение потешки «Ладушки».
Выпуск брошюры для родителей, ознакомление их с ней на родительском собрании.
Октябрь
Раздача родителям брошюры.
Проигрывания и изучение потешки «Вот они сапожки».
Участие в праздновании «Покрова».
Ноябрь
Проигрывание и изучение потешки «Водичка, водичка».
Декабрь
Проигрывание и изучение потешки «Каша вкусная дымится».
Подготовка к празднованию «Святого Рождества».
Январь
Проигрывания и изучения потешки «Вот проснулись».
Выступление на празднике с потешкой о зиме с элементами движения. «Рождественские посиделки»
Февраль
Проигрывание и изучение потешки «Ротик мой умеет кушать». Составление сборника потешек.
Март
Проигрывание и изучение потешки « Кот на печку пошёл». Подготовка к празднованию «Маслинецы». Составление сборника потешек.
Апрель
Проигрывание и изучение потешки «Это- ложка, это- чашка». Подготовка к празднованию «Святой Пасхи».
Пасхальная птешки. Составление сборника потешек.
Май
Подготовка к празднованию «Святой Троицы».
Проигрывание и изучение потешки « Солнышко, солнышко…». Составление и выпуск сборника потешек.
Планируемый результат.
Дети | Изучение и выполнение потешек, проигрывание их с игрушками, куклами. Подготовка потешек к праздникам: «Покров», «Крещение», «Масленица», «Пасха». Прочтение потешек, не находящихся в тематическом планировании. |