Статья Проектная деятельность как инструмент достижения метапредметных образовательных результатов. Автор: Эйн Ирина Геннадьевна

Автор: Эйн Ирина Геннадьевна
Статья раскрывает сущность метода проектов, а также категории исследовательских компетентностей школьников, необходимые для достижения метапредметных образовательных результатов в ходе проектной работе.


Автор: Эйн Ирина Геннадьевна
Проектная деятельность как инструмент достижения метапредметных образовательных результатов
Эйн И.Г
ГБОУ СОШ № 579 Приморского района Санкт-Петербурга
Метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле – как педагогическую проектную технологию, включающую в себя многие методы (Е.С. Полат, М.В. Моисеева, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.). Говоря о проектных технологиях и учитывая суть понятия проект, мы понимаем его как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на получение результата, облеченного в какую-либо форму (материальную, текстовую и т.д.)[8].
Метод проектов предполагает: - наличие в исследовательском (творческом) плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; - практическую, теоретическую значимость предполагаемых результатов; - самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на уроке (или во внеурочное время); - структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Реформы образования на рубеже ХХ-XXI вв. и бурное развитие приоритетных направлений в образовании (фундаментализация, экологизация, информатизация, гуманизация и др.) способствуют активному поиску более эффективных подходов к решению многочисленных проблем педагогической теории и практики. В письме Министерства образования РФ от 02.04.2012 г. № 13-51- 28119 О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении учителям предлагается переосмыслить используемые ими методы, приемы, образовательные технологии и отобрать самые эффективные, способствующие решению поставленных задач [16]. Метод проектов во многом соответствует подходам к модернизации образования в целом и компетентностному подходу в частности [2,3,4].
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики; он позволяет контролировать и корректировать деятельность учащихся на любой ступени обучения вне зависимости от учебной дисциплины; достаточно эффективно сочетается с классно- урочной системой и может быть ее компонентом [2]. Метод проектов (как метод обучения) как педагогическая технология: - предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; - включает обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта (а также критерии оценки результатов этой деятельности); - применяется при изучении школьных дисциплин в образовательных учреждениях различного типа [5,6]. Технология метода проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники [1]. В связи с поиском новых технологий обучения метод проектов рассматривается как: - частный случай интегральной технологии обучения (В. Гузеев); - основу современных телекоммуникационных образовательных проектов учащихся (Д. Богданова, Н.Ю. Пахомова, А.Ю. Уваров, Е. Ястребце- ва и др.); - метод, способствующий профилированию сельской школы в условиях разных типов образовательных учреждений (И.Ю. Малкова) [7].
Изменения в российском обществе и интеграция российской образовательной системы в мировую систему диктуют необходимость поиска новых подходов к подготовке выпускников образовательных учреждений (выпускников школ и вузов), способных к самостоятельной профессиональной деятельности, постоянно адаптирующихся к меняющимся условиям (и владеющих основами проектной культуры). Технология проектной деятельности поможет обеспечить подготовку личности с такими качествами, как способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Профессиональная подготовка педагога должна предусматривать подготовку к проектной деятельности и проектироваться таким образом, чтобы обеспечивать целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, профессиональных компетенций. Ведущее значение должно отводиться формированию умения анализировать проблемы, моделировать и прогнозировать пути их решения в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и профессиональной рефлексии. Проектирование профессиональной деятельности является одновременно предметом и продуктом профессионального обучения, способствующим саморазвитию педагога на различных этапах и уровнях его профессиональной подготовки и деятельности. Технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на стадиях проектирования.
Литература
1. Авдеев, В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций [Текст] / В. В. Авдеев. — М.: Феникс, 2012. – 127 с.
2. Агафонова, О. П. Метод проектов как средство формирования субъект- ной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку [Текст]: автореф. канд.пед.наук / О. П. Агафонова. – СПб., 2011. – 22 с.
3. Агекова, О. Проектно-созидательная модель обучения [Текст] / О. Агекова, А. Кривошеев, А. Ушаков // Альма-матер (Вестник высшей школы). - 2014. - № 1. – С. – 11-21.
4. Алексеев, С. В. От качества окружающей среды к качеству образования [Текст] / С. В. Алексеев // Экологическое образование: на пороге Рио+10.- М., 2012.- С. 6-11.
5. Бухтиярова, И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / И. Н. Бухтиярова // Школьные техноло- гии.- 2011.- №2.- С.108-115.
6. Орлов, А. А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза [Текст] / А. А. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федотенко, И. М. Туревский // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 53-60.
7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе : сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2015. – С. 135-157.
8. Хуторской, А. Ключевые компетенции: метод проектов [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. – 2013. - №2. – С.58-64.
Ключевые слова: проектные технологии, методология проектной деятельности, проектирование, технологии, методология, проектная деятельность.
Key words: project technologies, methodology of project activities, design, technologies, methodology, project activities.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x